Церковь стремится подготовить верующих к Великому посту, облегчить перемену жизни, которая всегда происходит в это время. Этому посвящены четыре воскресных дня, или по-славянски "недели", перед постом.
Первая - Неделя о мытаре и фарисее, вторая - Неделя о блудном сыне.
В третье воскресенье перед Великим постом Церковь напоминает о Страшном суде. Мы верим, что все люди, когда либо жившие на Земле, воскреснут и предстанут перед судом Сына Божия. Церковь проповедует, что Бог христиан - это Бог любви. Верующие уповают на милосердие Господа, на заступничество Пресвятой Богородицы. Но однажды Спаситель мира станет грозным Судьёй и будет судить людей за мысли и за дела. В Евангелии от Матфея Иисус Христос говорит Своим ученикам о том, что оправдает и спасёт людей на Страшном Суде: "алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".
Очень часто мы делаем что-то с оглядкой на других людей, на их суд. Церковь ободряет - не стоит бояться показаться странным, несовременным, немодным, если ты живёшь по правде Божией. В то же время, не стоит спешить судить других людей. Не надо превозноситься и презирать, нужно помогать и прощать.
В четвёртое воскресенье перед Великим постом Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая.
Эта трагедия изменила всю землю. Мы часто ощущаем дисгармонию окружающего мира, непонятную тоску по утраченному. Мы мечтаем о некоем большом и светлом счастье, узнаём его приметы и следы - в красивой мелодии, в лучах предзакатного солнца, в тёплом морском ветре. Мы стремимся к нему, но никак не можем достичь этого счастья, полностью погрузиться в него.
Это связано с тем, что когда-то человек знал и чувствовал всю полноту жизни рядом со своим Небесным Отцом. Но вслед за Адамом все мы стали изгнанниками. Только благодаря пришествию Спасителя возможность Рая вновь открыта для человека.
В последний день перед Великим постом Церковь словно вместе с Адамом оказывается за воротами Рая, в реальности Ветхого Завета. И ждёт и готовится к заключению Нового Завета - к Крестной жертве Спасителя. К Светлому Христову Воскресению.
Настаёт Великий пост, и от призыва к покаянию Церковь переходит к самим покаянным трудам. Чтобы с чистым сердцем начать этот путь, верующие просят прощения друг у друга и своих близких. Поэтому последний день перед Великим постом получил название "Прощёное воскресенье". Православные надеются, что как они прощают ближним все обиды, так и Господь простит им все прегрешения.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.