"Поддержка материнства". Светлый вечер с Леонидом Севастьяновым и Светланой Касьян (10.11.2016) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

"Поддержка материнства". Светлый вечер с Леонидом Севастьяновым и Светланой Касьян (10.11.2016)

* Поделиться

Л. Севастьянов С. КасьянУ нас в гостях были оперная певица, исполнительница одной из главных ролей в благотворительной постановке оперы "Русалочка" Светлана Касьян и исполнительный директор Фонда имени Григория Богослова Леонид Севастьянов.

Разговор шел о деятельности фонда, о традиционных семейных ценностях, о поддержке будущих матерей в сложных жизненных ситуациях, а также о благотворительной постановке оперы "Русалочка".


А.Пичугин 

— В студии светлого радио приветствуем вас мы – Алла Митрофанова. 

А.Митрофанова 

— Алексей Пичугин.  

А.Пичугин 

— Сегодня у нас в гостях вместе с нами и с вами этот час проведут Светлана Касьян – оперная певица, солистка Большого театра, участница благотворительного концерта о котором мы сегодня собственно и будем говорить. Леонид Севастьянов – руководитель фонда Святителя Григория Богослова. Здравствуйте! 

С.Касьян 

— Здравствуйте! 

Л.Севастьянов 

— Здравствуйте! 

А.Пичугин 

— Как я уже сказал, 17 ноября в Концертном зале имени Чайковского, вернее я сказал, что будет благотворительный концерт, теперь говорю, когда – 17 ноября, через неделю в Концертном зале имени Чайковского в центре Москвы пройдет благотворительный концерт. Теперь давайте узнаем, чему посвящено событие, почему благотворительное и на что собираются средства.  

Л.Севастьянов 

— Наш концерт приурочен, то есть сама дата знаменательна, почему именно делаем 17 ноября – это канун 18 ноября.  

А.Митрофанова 

— Логично.  

Л.Севастьянов 

— А 18 ноября – это дата, когда были легализованы аборты не только у нас в России, это первая легализация абортов во всем мире. Советское правительство в 1920 году 18 ноября выпустило декрет, по которому аборты становились легальным делом. А 20 ноября мы празднуем день защиты ребенка и соответственно мы решили сделать благотворительный концерт накануне этих двух дат. Это не совсем концерт, можно сказать, а полноценная опера «Русалка», через которую мы как раз хотели обратить внимание общественности на проблематику абортов в России.  

А.Митрофанова 

— А можно поподробнее о самой «Русалке», какая здесь связь? 

Л.Севастьянов 

— Конечно, я бы сказал про историю вообще. То есть, наш фонд помимо всего остального, помимо всяких других интересных проектов очень много посвящает внимания культурным проектам и также организации всяких концертов, музыкальных разных проектов. И каждый год мы делаем какой-то такой мега музыкальный проект, посвященный той, или иной дате, тому, или иному событию. К примеру, в прошлом году мы делали «Реквием» Бриттена, посвященный 70-летию окончания Второй мировой войны. В 2014 году мы делали «Реквием» Верди, посвященный началу Первой мировой войны. В этом году мы решили в связи с большим интересом в обществе к этой проблематике, то есть мы как раз решили сделать какое-то мероприятие, которое бы обратило внимание, или было бы частью этой общественной дискуссии, которая сейчас происходит по поводу разного взгляда на аборты. То есть аборты – допустимая вещь, или недопустимая и так далее.  

А.Пичугин 

— То есть, Вы говорите про дискуссию, соответственно должны быть представлены разные взгляды.  

А.Митрофанова 

— Разные точки зрения.  

Л.Севастьянов 

— Да, в принципе да. Мы через оперу как раз это и представляем. 

А.Митрофанова 

— А как, каким образом? Может быть есть смысл тогда напомнить сюжет этой оперы? 

Л.Севастьянов 

— Да, сейчас я к этому подхожу. Мы начали искать сюжет, который мог бы как раз описать всю эту дискуссию, причем дискуссию не только сегодняшнюю, а получается вообще историческую дискуссию. Я не являюсь человеком музыкальным, то есть я не мог сам найти сюжет, я являюсь просто продюсером, то есть я нахожу интересные темы, а потом их помогают реализовывать. И у меня есть очень большой хороший друг – Сергей Новиков, которого я считаю гением оперы, хотя человек, который никак себя еще в опере не реализовал. То есть, этот человек очень долгое время посвятил работе в госструктурах прежде всего, в «Росатоме» он руководил PR-службой до самого последнего момента, а сейчас перешел на госслужбу на высокий пост. Но это неважно, важно то, что я его знаю прежде всего, как человека, который просто можно сказать бредит оперой. То есть, он знает все постановки, он знает все об опере и на самом деле, смотря на его критику другой оперу, я вижу, что человек очень высоких не только познаний, но и мнений в плане постановки. И пообщавшись с Сергеем, это было уже год назад, то есть, у меня примерно уже было видение, что мы хотим сделать. Я попросил Сергея поставить нам оперу – самому выбрать сюжет и поставить оперу полностью будучи свободным в действиях.  

А.Пичугин 

— Что значит поставить? 

Л.Севастьянов 

— Постановка оперы… опера она пишется, есть слова, есть музыка, а постановщик должен это связать с каким-то событием и воплотить это в движениях в костюмах.  

А.Митрофанова 

— Как, например, делал Дзеффирелли.  

Л.Севастьянов 

— Совершенно верно. Ну как обычно современная опера, то есть она очень… я бы сказал 10% - это классические постановки, а 90% всех постановщиков берут оперу, написанную и воплощают в какой-то сюжет, который может быть, допустим, современных дней… Я думаю, что если зрители ходят в театр, я думаю, они знают о чем речь.  

А.Митрофанова 

— Много примеров таких действительно, чего стоит, например, одна «Травиата», где с Нетребко в главной роли – это очень интересная постановка. Вы знаете, а у Сергея Новикова большой опыт в постановке подобных проектов? 

Л.Севастьянов 

— Нет, в том то и дело, что Сергей Новиков, он дебютирует с нашей оперой. То есть у него большой опыт в плане познания, я полностью ему доверяю в плане того, что он сможет не просто поставить, а сделать очень оригинальную постановку и то, что я видел в плане того, что он уже сделал, присутствуя на репетициях, я считаю, что это реально очень-очень оригинальная постановка.  

С.Касьян 

— Я добавлю то, что опыт у него уже был потрясающий в Красноярском оперном театре и также были и сцены из «Пиковой дамы» и Леонид правильно заметил, что уровень очень высокий и знания, и все вместе на таком очень высоком профессиональном уровне, что доставляет огромное удовольствие в работе с этим человеком, когда ты видишь, что все по делу и все, как и должно было быть и мыслил сам композитор.  

А.Пичугин 

— А Вас Светлана чем заинтересовал в первую очередь сам проект? 

С.Касьян 

— В первую очередь, что это благотворительный проект, у нас недавно, наверное, я могу рассказать, была съемка для постановки и в этой съемке принимали участие детки с особенностями развития. Вы знаете – это очень сильно и достаточно глубоко может тронуть, потому что такая искренность своя какая-то особенная и по-другому, конечно уже на этот проект смотришь. У нас был такой небольшой разговор с Сергеем Новиковым, когда он просил… опера ведь редко ставится – это не «Тоска», которая идет по всему миру и ты можешь через полгода спеть в другом театре, а потом в третьем и четвертом, то есть, это возможно будет даже разовый проект такой вообще в моей жизни, потому что на самом деле редко где-либо можно услышать оперу «Русалка» именно Даргомыжского. Но мне очень интересна, как я уже сказала, и сама цель этой постановки, и сюжет, и коллектив – это такой опыт, который настолько меня уже на сегодняшний день захватил, что мои близкие люди, наверное, могут подтвердить о том, что я могу забыть о времени и репетировать и до 11 ночи. Коллектив на самом деле тоже поглощен так этой работой, что надеюсь это даст свои плоды и донесет всю суть до зрителя, эту глубину, смысл того о чем мы хотим сказать через эту оперу.  

Л.Севастьянов 

— Да, но чтобы закончить, так сказать про историю, как мы к этой опере пришли. С Сергеем Новиковым мы решили, что необходимо найти оперу, которая бы уже отражала данную дискуссию и показать, что дискуссия, которая идет сейчас, она не нова. То есть, что в принципе в культуре, прежде всего в русской культуре, не только в музыке, в принципе, а в каких-то литературных даже произведениях, то есть как бы эта дискуссия уже существовала, но в данном случае мы хотели это показать как раз через музыкальную постановку. То есть, в начале, кстати, я думал, что может быть даже сделать какую-то итальянскую оперу, может быть даже "Мадам Баттерфляй" отобразить в ней составляющую аборта, что у нее пытаются отобрать ребенка, что тоже самое общество делает с теми женщинами, которым навязывают стереотипы, пытаются у них отобрать этого ребенка. Но "Мадам Баттерфляй" – это все-таки итальянско-японско-американская история, но мы хотели именно найти историю в нашей русской культуре и через нее показать, что эта дискуссия не нова для нас. И Сергей как раз нашел оперу «Русалка», которая является достаточно редкой оперой в последние несколько десятилетий она вообще не ставится, ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни где-либо в другом месте и мы ее решили воскресить, то есть воскресить оперу с новым видением.  

 

А.Пичугин 

— Леонид Севастьянов – руководитель фонда святителя Григория Богослова и Светлана Касьян – оперная певица, солистка Большого театра сегодня здесь в студии светлого радио.  

А.Митрофанова 

— Вы взялись за сюжет, который конечно очень известный, но это не самое известное произведение у Пушкина и это не самая известная опера, и не самая простая опера. И вы пытаетесь, исходя из этого сюжета, развернуть… как бы проиллюстрировать ту дискуссию, которая сегодня в общественном пространстве ведется совершенно разными людьми и с полярными позициями по поводу права детей на жизнь, права женщин принимать решение о собственном будущем и так далее. А Вы лично какую видите связь между этой оперой и проблематикой, которую вы заявляете? 

Л.Севастьянов 

— Да, то есть у нас главный тезис, который мы хотим показать через эту оперу – это тезис об ответственности и причинно-следственной связи. Мы хотим прежде всего, мы даже не хотим что-то сказать, мы хотим предоставить зрителю самому решить, принять ответственное решение и самому сделать суждение. Через эту оперу, опять повторюсь, что мы хотим просто заострить внимание человека на понимании ответственности. А ответственность мы видим, как причинно-следственную связь, что любое действие что-то порождает, нет нейтральных действий. Мы хотим сказать, что через какое-то действие вы не можете просто решить какую-то свою проблему, что оно обязательно получить какое-то продолжение. Это как в лекарстве – человек принимает лекарство, но должен знать, что есть побочные эффекты в любом лекарстве. Если говорить об этой опере, мы пытаемся сюжет переложить даже на современную интерпретацию.  

А.Пичугин 

— Перенести.  

Л.Севастьянов 

— Перенести, да на современное общество. У нас мельник – это отец Наташи, он предстает в виде акушера, то есть в принципе в опере можно эти нюансы тоже понять, то есть он не только мельник, он еще и знахарь.  

А.Митрофанова 

— Какое интересное прочтение.  

Л.Севастьянов 

— То есть, он знахарь, он работает с какими-то зельями и мы интерпетируем, что он также занимался… потому что очень часто, если вы знаете, допустим незаконные аборты существовали, в литературе есть описания.  

А.Пичугин 

— С древнейших времен и не только у нас в стране.  

Л.Севастьянов 

— Совершенно верно, даже если вы посмотрите описание грехов, там есть – давал ли ты зелье, чтобы женщина выбросила своего ребенка и так далее.  

А.Пичугин 

— Даже в XII веке, вытравить плод.  

Л.Севастьянов 

— Эта практика подпольно существовала. То есть мы видим как раз мельника не только как ее отца, но и как знахаря, который с одной стороны в начале толкает ее на связь с княжичем, а потом он видит решение проблемы как раз в аборте, то есть он ей предлагает зелье. Мы видим княжича, которому Наташа сообщает, что она беременна, но он то, что происходит сейчас постоянно в наших семьях, но он уходит от ответственности. И кстати девушки, очень многие девушки как раз делают аборты от того, что их бросают их вторая половина, или склоняет их – если не сделаешь аборт, я тебя брошу и так далее. То есть мы эту в принципе изучали статистику и мы видим, что две главных причины по которой девушка делает аборт – это давление со стороны родителей и со стороны второй половины. То есть в нашей опере мы это как раз тоже передаем.  

А.Митрофанова 

— Леонид, но Вы сейчас говорите о зоне ответственности мужчины. А что касается… 

Л.Севастьянов 

— Я к этому иду, если мы видим, как заканчивается, если не загружать наших зрителей, я думаю, что они должны сами посмотреть эту оперу, это всего лишь одна постановка, мы не знаю, будем ли ее повторять, но очень оригинальная постановка, я думаю, что зритель обязательно должен прийти посмотреть 17 ноября в семь часов вечера. Но смысл в том, что как раз мы показываем ответственность, что происходит с отцом, который склоняет ее к аборту, известно, что он теряет рассудок. И что происходит с отцом ребенка – то же самое, у него трагический конец. И мы сделали очень оригинальное разрешение, если зритель придет посмотрит, Русалочку у нас играет ребенок с ограниченными возможностями – с ДЦП, он будет играть в опере Русалочку. 

А.Митрофанова 

— Можно я переверну эту ситуацию? 

Л.Севастьянов 

— Да, пожалуйста.  

А.Митрофанова 

— Вы сейчас про ответственность мужчины говорили, а про ответственность женщины вы там ничего не говорите? 

Л.Севастьянов 

— Ответственность женщины тоже, да. Мы как раз показываем, что женщина сама решает, в нашем видении, что она не может сделать в данном случае Наташа не может сделать аборт – это как бы примерно почему я хотел то же самое первоначально думал о "Мадам Баттерфляй". Там мама ребенка не может сжиться с идеей, что у нее заберут ребенка и она себя убивает. То же самое здесь, Наташа не может сжить с тем, что она останется без ребенка и она предпочитает себя убить. И мы как раз это с точки зрения, как раз религиозной интерпретации, мы говорим, что она как бы с одной стороны сделала правильный поступок, что она не сделала аборт, но при этом она неправильно решила свою жизнь. И соответственно мы понимаем, что она тоже находится в каком-то таком очень сложном состоянии психологическом, она становится русалкой.  

А.Митрофанова 

— Здесь понимаете в чем дело, о чем я хотела бы спросить. Ведь вообще тема очень токсичная, я бы сказала, и не случайно Пушкин – человек с невероятно светлым умом и огромным сердцем, мне кажется, именно это произведение не завершил. К тому моменту в нашей литературе уже существовала традиция подобных сюжетов – «Бедная Лиза» Карамзина и так далее, даже эпиграмма такая появилась по поводу Симонова пруда «Здесь утопилась Эрастова невеста. Топитесь девушки, в пруду довольно места». И очень популярная была книжка, она была бестселлером таким. Но понимаете, как, ведь когда речь идет о людях конца XVIII или XIX века – это одна история. Сегодня у нас мир немножечко изменился и сегодня нередко бывает так, что женщины они… как вам сказать, если вы перекладываете на наше время этот сюжет, то сегодня все-таки социальные отношения очень сильно изменились и не всегда женщина сама как бы заложница этой ситуации, бывают другие истории. Таких конечно много, таких безусловно очень много, когда женщина безусловная жертва, но бывают и другие истории. Бывает так, что женщина, например, находясь в какой-то эйфории от собственной любви и понимая, что она может мужчину потерять, пытается его привязать к себе тем, что она забеременеет. Это не его решение, это ее решение, которое она приняла задолго до того, как ей мужчина сделал предложение. Он может этого не сделать, а она боится, что этого в ее жизни не произойдет и поэтому она идет на такой, если называть вещи своими именами, манипулятивный шаг – с помощью ребенка привязать к себе человека. И когда от нее в этой ситуации человек уходит, то она, как сказать, в обществе есть такая позиция – да, это он виноват, но здесь это же не вопрос вины – это вопрос ответственности и ответственность за эту ситуацию лежит на обоих. Светлана, может быть у меня даже к Вам вопрос, в современном прочтении как Вы видите это? 

С.Касьян 

— Я абсолютно согласна с тем, что Вы только что сказали. Но я считаю, что ни капли не может быть осуждения к такой женщине.  

А.Митрофанова 

— А это не про осуждение, это про ответственность, про осознание ответственности.  

С.Касьян 

— Женщина так, или иначе, любая женщина, мне кажется, понимает, какой это серьезный шаг и какая это серьезная ответственность. И те женщины, которые на это идут – неважно, какая цель была, как Вы уже сказали – манипуляция, хотя конечно это звучит достаточно так… и это правда можно наблюдать у нас достаточно часто, когда тем самым хотят привязать к себе мужчину женщины. Но сам тот факт, что она пошла на этот шаг, понимая всю ответственность и серьезность положения – подарить жизнь человечку, это уже достойно уважения само по себе, отбросив все какие-то корыстные понятия и может быть даже меркантильные. Потому что я сама уже будучи матерью могу понять, что это, как это и насколько это глубоко, и серьезно. Что это не котенок, не рыбка в аквариуме, или попугайчик, которого ты приобрела на рынке – это человек, уже личность на первых же неделях. И через эту оперу, хотела дополнить слова Леонида, конечно я, как исполнитель тоже хотела бы донести мысль того, что у нас общество сейчас… конечно другое время, но тоже присутствуют свои трудности. На собственном примере даже могу сказать, когда были первые посещения женских консультаций у нас, и не одного заведения, первое, что я слышала в свой адрес – первое слово было «аборт».  

А.Митрофанова 

— То есть Вам предлагали врачи, когда вы приходили.  

С.Касьян 

— Ты приходишь, узнаешь такую потрясающую новость и вместо поздравления слышишь первое слово «аборт» и это было не в одной клинике и не только у меня, а можно сказать у 99% моих подруг такое потрясающее серьезное событие, как рождение человека… я не знаю, с чем это связано в нашей стране и конечно… 

А.Митрофанова 

— Это понятно, с чем связано, но мы сейчас не будем говорить о таких вещах.  

С.Касьян 

— Но через эту оперу, именно чем меня тоже это заинтересовало и благотворительность, и также то, что в ней принимают участие детки с особенностями развития, которые также имеют право на участие такое же полноценное, как и все мы и они не то что даже ни чем не хуже, они нормальные, замечательные детки, свое видение могут донести до нас, свою глубину и смысл даже через иные краски. А в опере даже по сюжету Пушкина говорится, что Наташа князю сообщила о том, что сегодня почувствовала только, как ребенок шевелится под сердцем, то есть это уже достаточно такой приличный срок, в то время, и сейчас даже, ты можешь прийти, тебе на самом деле могут предложить аборт. Опять-таки, касаясь детей с особенностями развития – этот анализ, который проходят, я уже не помню на каком сроке и тоже огромный процент девушек, которым сообщают, что у вас может быть хотя бы 1% ребенка с особенностями развития и по статистике ты не сообщил, какое количество идут на аборты после этих слов врачей – молодых девушек, может быть, неокрепшая еще психика, или страхи, которые навязывает общество. И показать тем самым через эту оперу, что это такие же детки, они имеют такое же право на жизнь, как и мы с вами, абсолютно. Это очень серьезно на самом деле… 

А.Митрофанова 

— Я думаю, что это на самом деле гораздо важнее, чем… это измерение истории, вопроса, оно гораздо важнее, чем то, о чем спросила я. Потому что действительно жизнь ребенка – это святое, что тут… о чем тут можно говорить. Но конечно, безусловно, мне бы очень хотелось, чтобы сегодня это представление об ответственности за рождение ребенка, чтобы оно… чтобы не было у нас перепихивания стрелок вины с одного человека на другого. Чтобы все-таки было понимание того, что это Божий дар.  

Л.Севастьянов 

— Все ответственны, нет одного виноватого, я то же самое говорю, да.  

А.Митрофанова 

— Безусловно.  

Л.Севастьянов 

— Все ответственны и если решать проблему, то ее нужно решать в комплексе. И девушка должна быть ответственна, и общество, и государство, и родители, и ее партнер. Это комплексная проблема и если происходит хотя бы один аборт, то это говорит о том, что вся система нездоровая и нужно именно систему выравнивать.  

А.Митрофанова 

— Ну и понимание того должно быть, что из этой ситуации есть самые разные выходы.  

Л.Севастьянов 

— Совершенно верно.  

А.Митрофанова 

— Не обязательно этот трагический сценарий, их много, главное просто для себя… разрешить себе воспользоваться какими-то другими способами, более сложными, на первый взгляд, но на выходе гораздо более счастливыми и радостными.  

Л.Севастьянов 

— Совершенно верно, как раз мы об этом и говорим, что если бы княжич принял мужскую ответственность и он бы понял, что да, есть уже его ребенок и взял бы он всю ответственность – в итоге он был бы счастлив, то есть он как раз 12 лет был совершенно несчастливым человеком и только и думал об этой Наташе, о ее ребенке. То есть в итоге мы говорим, что с одной стороны ответственность на самом деле порождает счастье. Нам кажется наоборот, что здесь я что-то сделаю и в итоге буду счастливым, но как раз, о чем я говорю, последствия какие-то, причинно-следственная связь, человек делает какое-то решение, которое ему кажется, что он тем самым решит свои проблемы. Но на самом деле, он себя обрекает потом на долгое несчастье. И наоборот, вещи, которые кажутся сложными в решении, но, если человек идет их путем, путем ответственности, в итоге он становится счастливым человек и мы как раз это и пытаемся подчеркнуть, что да, вы говорите, что это ваше право, как женщины говорят, что это наше право на аборт, но знайте, что вы будете несчастливы, все равно это никуда не уйдет. Это психологическая связь, вы не уверены – родители, или нет еще, вы не уверены, какие у вас будут дальнейшие жизненные обстоятельства и так далее. То есть, соответственно, если есть проблема, ее нужно решать другим путем, путем ответственности.  

А.Пичугин 

— Давайте продолжим этот разговор через минуту и уже поговорим больше о благотворительности, о тех, кто адресаты все-таки этого концерта. Я напомню, что Светлана Касьян – оперная певица, солистка Большого театра, а также Леонид Севастьянов – руководитель фонда Святителя Григория Богослова – гости в студии радио «Вера». Алла Митрофанова, я – Алексей Пичугин. Через минуту мы снова встретимся.  

 

А.Митрофанова 

— Еще раз добрый светлый вечер, дорогие слушатели. Алексей Пичугин, я – Алла Митрофанова, напомню, что в гостях у нас сегодня Светлана Касьян – оперная певица, солистка Большого театра, участница благотворительного концерта, исполнительница заглавной роли в опере «Русалка» о которой мы сегодня и говорим, как раз. И Леонид Севастьянов – руководитель фонда святителя Григория Богослова и руководитель программы, или фонда, который называется «Сохраним жизнь вместе».  

А.Пичугин 

— Давайте сразу напомним, что концерт 17 ноября в Зале имени Чайковского пройдет. Он будет, как мы уже выяснили, адресован и средства, собранные в рамках этого концерта, будут направлены, я так понимаю, женщинам. А вот тут мы не уточнили, конкретно кому? Против абортов, это да, мы выяснили.  

Л.Севастьянов 

— Да, у нас благотворительный концерт имеет две составляющие. Первая составляющая и самая главная, я бы сказал – мы хотим внести в обществе резонанс, то есть это не просто сам концерт, мы хотим продолжить дискуссию, обратить внимание, чтобы этот концерт был одним из аргументов в сторону защиты детей. Мы хотим обратить внимание, что внутриутробные дети являются также детьми, то есть они также нуждаются в защите. И женщины, это вторая составляющая нашей деятельности, женщины также нуждаются в защите со стороны общества, со стороны своих близких. Это главная составляющая. Потому что понятно, что благотворительный концерт не может собрать много денег, то есть главная составляющая концерта в плане резонанса – идеологическая. То, что касается денег, то есть мы, допустим, не все билеты продаем. Мы билеты раздаем также неимущим, раздаем студентам. Потом мы передали большое количество билетов одному центру поддержки женщин и матерей, которые от реализации потратят их на свои центры и те средства, которые у нас останутся, потому что понятно, что любой концерт не может делаться только на сборы, то есть у нас к сожалению, не работает данная экономика, то есть билеты слишком дешевые для того, чтобы отбить те затраты, расходы, которые идут не только на концерт, а опера – это всегда намного масштабнее и дорогостоящее удовольствие. Соответственно мы деньги, которые собираем с билетов, мы их не тратим на постановку, то есть на постановку мы берем благотворительные средства, целевые средства, которые нам передают жертвователи. А все средства, которые у нас останутся, мы конечно передадим их в центры поддержки женщин, беременных женщин, которые оказались в сложной ситуации, которые нуждаются в финансовой поддержке, в каком-то уходе в силу каких-то обстоятельств, были вынуждены уйти из семьи, то есть ищут приют и так далее. Понятно, что это небольшие средства, я говорю, что с билетов невозможно много собрать. Но все равно какая-то сумма, которая будет собрана от продаж, будет передана центру защиты матерей, которые оказались в сложной ситуации из-за беременности.  

А.Пичугин 

— Я так понимаю, что это немножко другая история, нежели… или в Википедии ошибка какая-то, тоже хороший вопрос. Несколько лет назад Светлана, Вы участвовали в концерте, который был правда посвящен защите и восстановлению памятников архитектуры Москвы. 

Л.Севастьянов 

— Да, это другая история.  

А.Пичугин 

— Да, и там говорится о том, что сольный концерт Светланы помог собрать 3 млн долларов.  

Л.Севастьянов 

— Там была другая история, мы начинали реставрацию Черниговского подворья, то есть это Черниговский переулок.  

А.Пичугин 

— Замоскворечье.  

Л.Севастьянов 

— Да, то есть там большой комплекс – два храма, колокольня огромная, здания. И перед тем, как мы все это начали делать, понятно, что ищется финансирование, Церковь не может сама такие вещи восстанавливать, у нее нет достаточно денег, всегда на такие масштабные проекты ищутся спонсоры, которые могут пожертвовать большие деньги на реставрацию. И реставрация данного комплекса началась с такого благотворительного концерта, где были собраны люди, которые потом стали благотворителями, которые пожертвовали большие суммы на реставрацию данного Черниговского подворья. То есть, как раз концерт Светланы Касьян способствовал объединению этих людей и после этого концерта люди согласились пожертвовать и участвовать. Был созван попечительский совет, куда они вошли и ими было восстановлено Черниговское подворье.  

А.Пичугин 

— Здесь совсем другая история.  

Л.Севастьянов 

— Здесь другая история, благотворительные концерты всегда имеют разные истории. Если бы конечно у нас цель была бы собрать как можно больше денег, это другое нужно было бы позиционирование. В принципе, я думаю, что в следующем годы мы сделаем как раз такой концерт, который будет адресован на привлечение средств, чтобы потом их передать какому-то центру. То есть там другое происходит позиционирование, другая маркетинговая политика. Здесь главное, как раз идеологическая составляющая. То есть, мы не хотели отпугнуть людей – а дайте денег. Мы этого не хотели делать. Мы в данном случае весь акцент на идеологическую составляющую, весь акцент как раз обсудить эту проблематику через классику, скажем так, через русскую классику.  

А.Митрофанова 

— Светлана, а можно Вам вопрос, Вы в ряде своих интервью довольно открыто говорите о том, что Вы из очень бедной семьи. Вы сейчас сидите здесь – звезда, красавица, мама, абсолютно состоявшийся человек, а как вообще люди проходят этот путь? И благодаря чему Вы сумели добиться того, чего Вы добились? 

С.Касьян 

— Наверное, как раз-таки мотивацией… как наш педагог главный из Большого театра говорил: «Что же вы у меня все такие из таких бедных семей самые талантливые». Я думаю также и мотивация конечно присутствует, потому что талант – это 98% труда и 2% таланта. Дарование конечно имеет огромную роль, но труд в первую очередь, именно труд. Я очень благодарна маме, которая как раз-таки одна я родилась, нас двое, мой брат старший на полтора года и я, и нас оставил папа, еще беременной мама была. Я его никогда в жизни не видела, но тем не менее у мамы даже мысли не было, хотя, если говорить честно, общество говорило ей: «Какую ты ошибку делаешь, ты еще и второго ребенка собираешься рожать? Иди на аборт! Одно дело одного, хотя бы как-то поднимешь, а тут еще и вторую дочку». 99% - соседи, родственники, общество – все говорили делать на меня аборт.  

А.Митрофанова 

— То есть, Вас могло не быть?  

С.Касьян 

— Могло не быть и мама можно сказать, одна единственная, меня, чуть ли не отвоевала. Представляете, женщина в таком состоянии, один ребенок маленький – полтора года на руках и она беременеет вторым и одна, оставляет ее муж. Я себе представляю эту ситуацию и сейчас уже будучи мамой маленького ребенка и понимая весь ужас этот и Грузия во время таких сложных политических событий и никого нет – ни дедушки, никого, мама одна – педагог в средней образовательной школе, то есть понятно какие там заработки. И весь этот ужас… все говорили. я даже родилась и все говорили, открыто мне в глаза: «Мы все говорили, чтобы твоя мама сделала аборт, чтобы тебя не было». И понимаете, правильно говорят, что Бог дал ребенка, даст и на ребенка. Да, было безумно сложно и я в 10-11 лет уже пошла работать и помню, как мы с братом ходили собирали бутылки сдавали и каждая копейка была настолько ценна и огромное количество людей добрых встречались на пути, которые помогали нашей семье. Кто чем мог, кто одеждой, кто-то едой и огромная благодарность за это. Тем самым тоже сказать девушкам, которые могут оказаться в подобной ситуации, что это все временные трудности, что правда потом Господь не отвернется, потом будет помощь и совершенно неожиданные двери откроются и даже не представляешь, откуда поступит помощь, не можешь себе представить, но эти чудеса правда имеют место быть, на самом деле.  

А.Митрофанова 

— То есть Ваша история – это тому подтверждение? 

С.Касьян 

— Яркое, просто очень яркое.  

А.Митрофанова 

— Но Вам при этом в детстве было очень тяжело и получается, что… понимаете как, слушает сейчас нас кто-нибудь и думает: «Ну и зачем нужно было это все, если знать с какими экономическими трудностями можно столкнуться». Смотрите, на одной чаше весов экономические трудности, а что на другой? 

С.Касьян 

— На другой стороне счастье, огромное счастье, которое называется жизнь, мама мне подарила жизнь. И огромное счастье жить вообще, дышать, петь и вы знаете, всегда существует, может быть я неправильно выражусь, компенсация. С одной стороны трудности, а с другой стороны какие-то способности, те, или иные таланты, у кого-то это может быть в балете, у меня с моих самых первых музыкальных шагов были первые премии, даже на детских конкурсах. Я помню, когда еще будучи ребенком победила свои какие-то первые конкурсы и сначала подарили люстру, потом ковер в качестве приза.  

А.Митрофанова 

— То есть Вы буквально кормили семью.  

С.Касьян 

— Вы знаете, я и говорю, совершенно неожиданные двери открываются, помощь свыше. Потом в мою жизнь стали приходить самые потрясающие педагоги, коучи. Вы знаете, совершенно бесплатно. То есть, я получила потрясающее образование и на самом деле нужно было бы, наверное, иметь каких-то супер богатых родителей, чтобы получить подобное образование. Во-первых Россия – Большой театр, молодежная оперная программа, которые дали мне это все, которые призывали педагогов со всего мира, из лучших театров мира для работы с нами – с молодым поколением.  

А.Пичугин 

— А Вас заметили в Грузии и пригласили в Большой театр? 

С.Касьян 

— Нет, я мы из Грузии с мамой и братом переехали во время войны в Казахстан, где живет мамина родная сестра, которая нам очень помогла и в маленький город Актобе.  

А.Пичугин 

— Актюбинск бывший.  

С.Касьян 

— Да и в 17 лет я уехала в поисках педагогах по вокалу, потому что консерватории нет в этом городе, город маленький. Приехала в Москву и как уже говорила, судьба свела с самыми потрясающими людьми – педагогами и музыкантами, поступила в Московскую государственную консерваторию, прошла конкурс, нас тогда было человек 600 в консерваторию на бесплатное место.  

А.Пичугин 

— 600 человек на место ? 

С.Касьян 

— Нет, 600 человек всего, а взяли 10.  

А.Митрофанова 

— Ну, 60 человек на место получается конкурс. .  

С.Касьян 

— Бесплатно представляете совершенно? То есть на бюджет, еще и на стипендию и уже будучи после третьего курса студенткой консерватории, поступила в Молодежную оперную программу, где нам создали потрясающие условия. Замечательный дом в Серебряном бору от Большого театра. Я говорю, не чудеса ли? Все так, или иначе сложилось самым наилучшим образом, несмотря на те трудности, которые приходилось преодолевать и приходится в принципе на том, или ином жизненном… 

А.Митрофанова 

— Вы живое свидетельство присутствия Бога в этой жизни.  

С.Касьян 

— Да.  

 

А.Пичугин 

— Леонид Севастьянов – руководитель фонда святителя Григория Богослова и оперная певица, солистка Большого театра – Светлана Касьян – гости программы «Светлый вечер». У нас последняя часть программы, давайте о деятельности фонда поговорим. Помимо тех проектов, которые мы назвали – два проекта – это концерт 17 ноября, еще раз напомню, в Зале имени Чайковского в центре Москвы пройдет – это будет опера «Русалка» и несколько лет Светлана Касьян участвовала в концерте, который собирал деньги на реставрацию памятников архитектуры, в частности Черниговского подворья в Замоскворечье. Помимо этого у вас еще много, я смотрю ваш сайт, много проектов разных совершенно и вы связаны с отделом Внешний церковных связей Московского патриархата. В чем эта связь и что вы еще развиваете? 

Л.Севастьянов 

— Да, мы вообще родились в 2009 году по указанию святейшего патриарха. Он тогда был только избран патриархом и назначил владыку Илларион председателем отдела Внешних церковных связей. Но понятно, что любой в том числе и Синодальный отдел, то есть он не может сам зарабатывать деньги, а постоянно есть какие-то нужды, деятельность очень обширна и святейший патриарх ему как раз и сказал, что вы создайте фонд, который будет вам помогать привлекать деньги, или как-то зарабатывать, тем самым покрывая нужды на тот момент только отдела Внешних церковных связей. С владыкой Илларионом я был очень долго знаком до этого, с семинарской скамьи, когда владыка Илларион только вернулся с Оксфорда в Отдел внешних церковных связей попал, то есть соответственно мы очень были близки в отношениях, поэтому он доверил мне заняться созданием данного фонда. Мы решили его назвать в честь святителя Григория Богослова, потому что как раз владыка Илларион был крещен в честь святителя Григория Богослова, то есть он до монашеского пострига был Григорием. В самом начале наша деятельность только ограничивалась поддержкой отдела Внешний церковных связей, но после того, как владыка Илларион был назначен также управлять общецерковной аспирантурой, которая готовит высший церковный руководящий состав русской Церкви, также мы начали помогать ему и в деятельности общецерковной аспирантуры – это прежде всего накладные какие-то расходы, и потом взялись и за восстановление всего кампуса. Это Черниговское подворье – это как раз является кампусом аспирантуры. Мы буквально… освещение произошло в конце прошлого года, то есть шесть лет мы занимались восстановлением этого кампуса. Помимо этого мы сейчас в плане каких-то восстановительных серьезных работ занялись общецерковным старообрядческим центром. Это святейший патриарх тоже создал этот центр, еще будучи председателем отдела Внешних церковных связей.  

А.Пичугин 

— Это то, что на Электрозаводской находится? 

Л.Севастьянов 

— Да, он находится в Рубцово на Электрозаводской, там как раз тоже все находится в очень плачевном сейчас состоянии. Там прекраснейший храм, который был в 1619 году основан.  

А.Пичугин 

— Замечательный совершенно, много лет жил напротив.  

Л.Севастьянов 

— Замечательный, совершенно верно. Само Рубцово – это была дача Михаила Романова, потом Алексея Романова. Когда они ехали на охоту в Сокольники, они останавливались… 

А.Пичугин 

— Покровское проезжали и там останавливались.  

Л.Севастьянов 

— Совершенно верно, да. Но помимо храма там вся территория в очень плачевном состоянии – и территория, и забор, не было никакого здания. Мы сейчас выиграли судебное решение, то есть нам передали здания, которые необходимо восстанавливать. Сейчас мы занимаемся как раз наша главная головная боль – это восстановить данный комплекс до 2019 года, потому что в 2019 году будет 400-летие со дня основания. Там необходимо нам восстановить большое здание, где-то 1000 м2, где будут обучать священников, которые будут служить старым обрядом, старым русским обрядом.  

А.Пичугин 

— Фактически такие курсы для единоверцев? 

Л.Севастьянов 

— Да, совершенно верно, ну не для единоверцев, в том смысле, чтобы перетягивать старообрядцев в лоно православной Церкви.  

А.Пичугин 

— Отец Иоанн Миролюбов был когда-то наставником Поморской общины – это настоятель храма.  

Л.Севастьянов 

— Совершенно верно, да, но а здесь идея как бы возродить сам старый обряд внутри русской Церкви для тех, что считает, что это прекрасно и хочет служить как раз старым обрядом.  

А.Пичугин 

— То есть, если кто-то хочет вообще посмотреть, как это выглядит, как проходит служба старым обрядом, то можно прийти в храм Покрова в Рубцово на Электрозаводской, между Электрозаводской и Бауманской и там отец Иоанн Миролюбов всегда служит старым обрядом и владыка Илларион недавно там служил.  

Л.Севастьянов 

— Да.  

А.Митрофанова 

— Сколько часов идет служба? Литургия, например.  

Л.Севастьянов 

— Ну, это кажется, что намного дольше, утреня, допустим, литургия, он будет всего лишь на минут 40 дольше. Очень для непосвященного мне кажется очень… ну я рекомендую посетить хотя бы раз в жизни службу старым обрядом, она очень отличается в плане дисциплины. Там, допустим, все должны в один и тот же момент креститься, то есть нельзя каждый по себе, каждый должен участвовать в службе, все делают земной поклон, то есть нельзя сам по себе каждый человек.  

А.Пичугин 

— А хор – это же очень сложно, там же крюковое пение.  

Л.Севастьянов 

— Хор, да, унисонное пение, русское пение – это унисонно, то есть в один голос, то есть не партесно, не четырехголосно, а именно в один голос и так далее. Есть литургические особенности, очень интересные, я рекомендую всем посетить данный храм. Сейчас – это главная наша забота, то есть мы хотим восстановить до 2019 года полностью этот комплекс. То есть там храм, территория, забор сделать исторический и восстановить здания. Помимо этого мы открыли программу поддержки беременным женщинам, программа называется «Сохраним жизнь вместе», то есть это программа в которой мы создали телефон доверия, то есть куда любая женщина может позвонить, ее проконсультируют, узнают о ее проблемах и направят потом в то, или иное заведение, скажут, как решить ее проблему.  

А.Митрофанова 

— А где Вы распространяете информацию, например, что есть такой-то номер телефона? 

Л.Севастьянов 

— Допустим, билборды, может быть вы еще не видели, но уже год, как идет данная программа на билбордах реклама. 

А.Пичугин 

— «Сохраним жизнь вместе», да, видел.  

Л.Севастьянов 

— И там как раз Светлана участвует, она лицо нашей программы, то есть она с ребеночком на этих билбордах «Сохраним жизнь вместе». То есть, призываем… 

А.Пичугин 

— Со своим ребеночком, да? 

А.Митрофанова 

— Светлана кивает.  

Л.Севастьянов 

— Главный призыв данного билборда – это забеременев, рожай и телефонная линия. Если у девушки есть какие-то вопросы, она позвонит, допустим, опишет свои проблемы и мы поможем ей их решить. У нас такая забота. И кроме того, эта организация «Сохраним жизнь вместе», она позиционирует себя, как правозащитная организация. То есть, допустим, девушки могут, если они видят, что их склоняют к абортам, или еще что-то, они допустим звонят нам и мы ставим это на вид правоохранительным органам и так далее. Кроме того, мы как правозащитники пытаемся общаться с чиновниками, с политическими руководителями доводя до их сознания, что все-таки нельзя замалчивать, а нужно решать проблему, креативно, но как-то ее решать, то есть приходить к какому-то консенсусу. Мы себя позиционируем именно как правозащитники. Помимо этой деятельности, мы ведем также просветительскую деятельность, печатаем огромное количество всяких книг, выставок, концерты делаем на разные темы, причем международной, так сказать, направленности, то есть мы концерты делаем и в Америке, и в Ватикане даже. Вот сейчас Светлана приехала, концерт делала в замке Гогенцоллернов – это династия немецких императоров Гогенцоллерны, наследный принц Вильгельма II – Георг Фридрих Прусский Гогенцоллерн пригласил Светлану, мы организовали вечер немецко-русской дружбы. И главная цель наша – это как раз показать, что сейчас во времена проблем политических мы хотим показать, что у нас одна и та же культура, один и тот же культурный код и мы не должны только руководствоваться тем, что слышим с экранов телевизора, но мы должны иметь свою народную дипломатию и общаться между людьми. Общение – это всегда плюс. И находить какие-то точки соприкосновения. И вот как раз собралась вся семья Гогенцоллернов и где они как раз насладились пением Светланы, русской музыкой. У нас объемы наших интересов очень больше, но главный принцип – мы идем туда, где мало кто что-то делает.  

А.Пичугин 

— Еще раз давайте в конце программы пригласим наших слушателей на концерт 17 ноября, Светлана.  

С.Касьян 

— Это будет очень интересное представление, и я уверена, что никого не оставит равнодушным и это обязательно стоит того, чтобы увидеть и услышать.  

А.Пичугин 

— Опера «Русалка».  

А.Митрофанова 

— А можно я поинтересуюсь просто, а что Вы исполняли в замке Гогенцоллернов? 

С.Касьян 

— Там была немецко-русская программа – произведения немецких композиторов – Вагнера, Легара, Рахманинова, Чайковского и это была идея как раз-таки со стороны двух замечательных немецких пианистов – Ханса Ведерса с его братом и на самом деле я очень рада тому, что русская музыка имеет такой большой интерес. Это уже не впервые, когда я исполняю русские произведения в Германии. Я также пела и в Берлине, с Берлинским филармоническим оркестром и успех был грандиозный.  

А.Митрофанова 

— И сейчас тоже хорошо встречали? 

С.Касьян 

— Да, при том, что, не понимая русский язык, но так наша русская музыка трогает сердца по всему миру, я думаю, тоже самое будет и с оперой «Русалка» Даргомыжского.  

А.Пичугин 

— Спасибо! 

Л.Севастьянов 

— Да, ждем вас на «Русалку» - это гениальная постановка Сергия Новикова, его дебют. Я считаю, что всем очень понравится и очень долго будут об этом говорить. Не пропустите. 17 ноября в семь часов вечера в Зале Чайковского на Маяковке.  

А.Пичугин 

— Спасибо, напомню, что у нас в гостях сегодня были Леонид Севастьянов – руководитель фонда Святителя Григория Богослова и Светлана Касьян – оперная певица, солистка Большого театра, участница благотворительного концерта о котором сегодня говорили, исполнительница заглавной партии. Алла Митрофанова.  

А.Митрофанова 

— Алексей Пичугин.  

А.Пичугин 

— Всего вам самого доброго! До встречи! 

А.Митрофанова 

— До свидания! 

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем