Многие храмы Западной Европы поражают своими огромными размерами и одновременно своим изяществом. Безусловно, католическая архитектура для нас, православных, бывает внутренне не близкой, кажется нам холодной. Но есть среди католических соборов один, который не может не вдохновлять, даже православного туриста. Это знаменитый Шартрский собор. Расположен он в 90 километрах от Парижа в местечке Шартр и является местом паломничества и для католиков, и для православных. Дело в том, что этот удивительно красивый храм с самыми большими и изящными витражами в Европе был построен с одной только целью – стать, так сказать, «футляром» для великой святыни – плата Божией Матери.
Платом Богородицы считается кусок ткани длиной 2 метра 46 см, который Дева Мария носила в качестве верхнего покрывала для головы и плеч. В этот плат Пресвятая Дева по преданию завернула новорожденного Христа Спасителя. Этот же элемент одежды вместе с поясом и хитоном остался в гробнице Богородицы после ее чудесного вознесения на Небо.
До конца 8-го века плат Богоматери хранился в Константинополе. Впоследствии он был подарен византийцами императору Карлу Великому. Возможно, предварительно святыня была разделена на две части. Одна осталась в Константинополе, а другая была отправлена на запад. Во всяком случае, многие исследователи отождествляют ризу Богоматери, спасшую Константинополь от нашествия славян, с этой оставшейся у византийцев частью Плата Девы Марии. В 910 году на Константинополь напали славяне-язычники, которые в страхе отступили после чудесного явления Богоматери, распростершей свой Покров над столицей Византии. В честь этого события был установлен праздник Покрова Божией Матери.
У западной части Плата Богоматери тоже имелась интересная судьба. Сын Карла Великого, тоже Карл, прозванный «Лысым», подарил Плат Богородицы городу Шартр. Это произошло в 867 году. Плат был размещен в обновленном к тому моменту кафедральном соборе, который в 911 году чуть было не сгорел из-за нашествия норманнов, то есть викингов. Собор и город в целом, как верят жители Шартра, удалось тогда отстоять только благодаря тому, что в соборе находился Плат Богоматери. Епископ Шартра Жантельм вышел на крепостную стену, неся в руках Плат. Викинги, увидев святыню и вдохновленного ею епископа, испугались и сняли осаду города. Впоследствии многие из них приняла крещение.
Тем не менее, почти через век собор сгорел. На его месте был построен новый. Но и он простоял не долго. И вот так в 1194 году началась постройка нынешнего Шартрского собора, которая закончилась в 1220 году. На освящении храма присутствовал французский король Людовик IX.
Несмотря на все пожары и прочие злоключения Плат Богоматери оставался невредим. Его не смогла уничтожить и Великая французская революция, в ходе которой были сожжены многие великие христианские святыни. Плат Богоматери находится в особом золотом ковчеге в форме храма. Ради безопасности святыня покоится за стеклом. По обе стороны от ковчега расположены фигуры двух ангелов, стоящих на коленях. Плат находится в соборе ближе к алтарной части. Чтобы попасть к святыне необходимо, по благочестивой традиции, преодолеть лабиринт. Так называется орнамент в виде розы на полу собора, по которому паломники с древности идут, молясь Христу и Богородице. Вот такая удивительная святыня хранится сегодня во Франции.
Русские эмигранты и Рождество в Канаде
За последние сто лет Россия пережила две большие волны эмиграции. Первая — состоялась после революции 1917 года. Вторая — после распада Советского союза. Многие наши соотечественники оказались в том числе Канаде. Некоторые специально стремились уехать именно в эту страну — ведь ее климат напоминает российский. Наряду с русскими в Канаде есть эмигранты других национальностей. Здесь много украинцев, сербов, румын, греков и других представителей православных народов.
Большая часть жителей Канады — католики. Поэтому культура страны сформировалась под влиянием западного христианства. Тем не менее, православные эмигранты привнесли в канадский уклад жизни свои обычаи и традиции. Некоторые из них связаны с празднованием Рождества Христова. В Канаде принято отмечать Рождество 25 декабря — у всех жителей наступают каникулы, которые длятся до Нового года. Русские, украинские и сербские приходы Рождество Христово празднуют по юлианскому календарю — 7 января по новому стилю. Интересно, что январское Рождество в Канаде принято называть «украинским». Дело в том, что украинская диаспора — одна из самых многочисленных и давних в этой стране. Среди православных эмигрантов есть такая присказка: «На канадское Рождество мы празднуем, а на украинское Рождество мы молимся!» Многие отмечают праздник дважды — первый раз на выходные 25-26 декабря вместе с друзьями, детьми и родственниками, а второй раз, 7 января, молясь с соотечественниками в храме.
По сложившейся традиции 6-го января, в сочельник, православные канадцы садятся за рождественский постный ужин. В центре столе лежит немного сена, как напоминание о яслях, в которые Богородица Мария положила Младенца Христа. Рядом с сеном ставят зажженную свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду. Перед началом ужина поется тропарь, главное песнопение, Рождества.
В 20 часов начинается вечернее богослужение. После него поются колядки. Прихожане поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки. На загородных приходах Канады вечерняя служба в сочельник начинается в 14 или 15 часов, чтобы можно было засветло приехать в храм и вернуться домой. На следующий день утром совершается праздничная Литургия. После нее проходят приходские чаепития. В ближайшее воскресенье после Рождества устраивается рождественский банкет с детским концертом, подарками и пением колядок на английском, украинском и русском языках. Активные прихожане несколько дней вечерами ходят по домам близких семей славить Христа церковными и народными песнопениями.
В Канаде цветом Рождества является красный. Православные приходы пытаются совместить собственную и местную традиции. На само Рождество богослужение совершается в белых облачениях, а на третий день праздника — в красном. Тому есть и дополнительная причина — память святого диакона Стефана — первого мученика за Христа. В Православной Церкви красный — цвет мученичества.
Существуют в Канаде и особые рождественские приветствия. На английском они звучат так: «Christ is born! — Let us glorify Him!» Есть и русский перевод: «Христос рождается!» — «Славим Его!» Подобным образом приветствуют друг друга в Канаде и сербы. На слова «Христос се роди!», они отвечают: «Воистину се роди!»
Все выпуски программы Вселенная православия
Пятница вместо воскресенья или как живется православным в ОАЭ?
Объединенные Арабские Эмираты — государство относительно молодое. Оно возникло в 1971 году, когда семь королевств, расположенных на восточном побережье Аравийского полуострова, подписали союзный договор. Благодаря выгодному географическому положению и крупнейшим залежам полезных ископаемых Эмираты быстро вошли в число самых богатых стран мира.
Объединённые Арабские Эмираты — государство очень консервативное в религиозном плане. Официальным вероисповеданием Эмиратов является ислам. Долгое время иные формы религиозности здесь были запрещены. Ситуация изменилась в 80-х годах прошлого века, когда местное правительство разрешило строительство нескольких христианских церквей в городе Шарджа. Такое решение было принято для того, чтобы сделать более комфортным пребывание в стране иностранцев. Бизнесмены и туристы стали активно посещать Эмираты.
Один за другим в Шардже были построены католический, армянский храмы и несколько протестантских церквей. Православные христиане были в этом смысле обделены. Их на территории Эмиратов до сих пор не так уж и много — всего около пяти тысяч человек. Руководство страны полагало, что отдельного здания для богослужения им не требуется. До начала 2000-х годов единственным местом, где православные ОАЭ могли вместе молиться, был приход святителя Николая Чудотворца в Абу-Даби — столице Эмиратов. Собственного здания у прихода и до настоящего времени нет — он располагается в крыле комплекса, собственниками которого являются англикане.
В 2000-ом году в Эмиратах появилась русскоязычная православная община. Заботиться о ней стал игумен (священник-монах) Александр Заркешев, на тот момент служивший на территории соседнего Ирана. Через несколько лет его служение в Объединенных Арабских Эмиратах стало постоянным. В 2004-ом году стараниями митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, нынешнего Патриарха, община получила земельный участок в Шардже, на котором через три года был построен храм во имя апостола Филиппа. Он в наше время является единственным православным храмом на территории Эмиратов, имеющим собственное здание.
В чем же состоят особенности присутствия Православия в Шардже? Главное — это то, что приходится подстраиваться под культурные традиции Эмиратов, которые, как уже говорилось, мусульманская страна. Для ислама священный день недели не воскресенье, а пятница. Она же — выходной день. Поэтому в православном храме в Шардже основных богослужебных дня на неделе два — воскресенье и пятница. Причем, в пятницу прихожан значительно больше. У храма в Шардже есть звонница, построена она так, чтобы звук колоколов был слышен только на церковной территории. Такая особенность связана с тем, что официально православный приход не имеет права вести миссионерскую деятельность, а звук колоколов, по мнению государства, почти проповедь. Тем не менее, двери храма открыты для всех желающих. При храме действует культурный центр, где регулярно проходят выставки, посвященные духовной жизни и русскому церковному искусству.
Все выпуски программы Вселенная православия
Путь святого Иакова: пешее паломничество к мощам апостола в Сантьяго-де-Компостела
Оказавшись в каком-нибудь старом городке на севере Испании или юге Франции, вы с большой долей вероятности сможете на стене местного католического храма или на остатках крепостной стены, а иногда и прямо на мостовой, увидеть изображение ракушки. Причем, совсем не обязательно, чтобы рядом находилось море. Ракушка для упомянутого региона служит древним христианским символом, непосредственно связанным со святым апостолом Иаковом. Святой Иаков Зеведеев был одним из ближайших учеников Христа и первым из числа апостолов принял мученическую смерть. Это печальное событие произошло в Палестине в середине первого века по Рождестве Христовом. Ученики святого Иакова увезли его тело на самый запад Европы, теперешнюю Испанию. Здесь останки святого апостола и были погребены. Во втором веке могила святого пришла в запустение и место его захоронения было утеряно. Однако в девятом веке местному монаху-отшельнику через видение было указано следовать за звездой, которая и привела его к могиле святого. Место погребения апостола Иакова получило называние Компостела, с испанского — «поле звезды». Впоследствии к данному именованию было добавлено словосочетание Сантьяго, что по-испански означает «святой Иаков». В годы нашествия арабов и мавров, начиная с VIII века, святой Иаков начал почитаться испанцами в качестве небесного защитника их страны. Кроме того, Католическая Церковь провозгласила Иакова покровителем путешественников, прежде всего морских. Поэтому святой стал изображаться с раковиной в руках. Над могилой апостола в девятом веке была построена часовня, вскоре рядом с ней стало селиться множество людей, желавших находиться ближе к великой святыне. Так появился город Сантьяго-де-Компостела. Впоследствии часовню заменил собой большой кафедральный собор. Останки апостола были извлечены из земли, помещены в драгоценный ларец, который теперь находится в крипте собора.
К двенадцатому веку в Европе сложилась традиция совершать пешее паломничество к мощам апостола Иакова. По территории Англии, Германии, Франции, Португалии и Испании были проложены маршруты паломничества, отмеченные традиционным символом святого Иакова — ракушкой. Паломники старались прибыть в Сантьяго ко дню памяти апостола, которая Католической Церковью совершается 25 июля. В течение веков множество тысяч людей решалось на трудный путь, чтобы почтить мощи святого Иакова. К 80-м годам двадцатого века путь святого Иакова почти утратил свою известность. Однако благодаря писателю Пабло Коэльо и его роману «Путешествие мага» вновь её обрел. Начиная с 1999 года, по инициативе приходов Русской Церкви в Португалии, пешее путешествие в Сантьяго совершают и православные паломники — в основном, выходцы из России и стран бывшего Совесткого Союза, проживающие теперь в Южной Европе. В ходе своего многодневного паломничества они усердно молятся святому Иакову о своих нуждах. Паломники также соблюдают древний обычай — крепят к одежде изображение ракушки, символ святого Иакова. С недавнего времени Католическая Церковь разрешила православным совершать богослужение в паломническом доме при соборе Сантьяго поблизости от мощей святого Иакова. Православным паломникам, также, как и католическим, в случае если они прошли пешком более ста километров (при выяснении расстояния полагаются исключительно на честность человека), администрацией собора дается особый диплом паломника с изображением апостола Иакова, который напоминает им о пешем путешествии к мощам великого святого.
Все выпуски программы Вселенная православия