Конечно, сложно сегодня сказать точно, когда в России начинается зима. Иногда холода приходят к нам почти в самом начале осени. А иногда зима задерживается где-то и проявляет себя только к Рождеству. Тем не менее, традиционно днем наступления зимнего периода в России считается праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который по новому стилю отмечается у нас 14 октября.
Этот же день считается началом зимы и в Болгарии. 14 октября болгары празднуют память святой мученицы Параскевы Болгарской. Имя Параскева переводится с греческого как “пятница”. По-болгарски – “Петка”. Потому начало зимнего периода в Болгарии традиционно называется “Петковден”.
Святая Параскева-Петка, несмотря на особое почитание ее в Болгарии, на самом деле к этой стране имеет очень отдаленное отношение. Родилась она в 11 веке в болгарской семье. Но вся ее жизнь прошла в землях, находящихся далеко за пределами нынешней Болгарии – на Святой земле. Мощи, то есть святые останки мученицы Параскевы, находятся теперь в Румынии. Но все это не мешает болгарам веками чтить святую Параскеву и торжественное праздновать день ее памяти.
К Петковдню в болгарских селах заканчиваются все сельскохозяйственные работы. С полей убирают овощи позднего созревания. Собранный ранее урожай укладывают в погреба. Пшеницу и прочие злаки к Петковдню заканчивают молотить, а получившиеся зерна перемалывают в муку.
Вот почему главным угощением Петковдня считается каравай, сделанный из муки нового урожая. Называется этот каравай Петковой питой. Тесто для него замешивается на святой воде. Начинкой для него может быть и сыр, и мясо. Утром на Петковден болгары несут приготовленные ими питы в храм, где они освящаются священником. Питы затем возвращают домой. Ведь с разламывания питы Петковдня начинается традиционное для этого праздника застолье.
Несмотря на то, что Болгария сегодня вполне европейское государство и сельская культура для страны не является определяющей, Петковден отмечается болгарами с размахом. И не важно, где они живут – в городе или в селе. В день праздника обязательно накрывается богатый стол. В гости приглашаются родственники, друзья, соседи.
Православные болгары, как и прочие православные, в течение недели постятся в среду и пятницу – дни памяти предательства и крестной смерти Христа. По болгарской традиции Петковден никогда постным днем не является. Даже если он попадает на среду или пятницу. Вообще, традиционными для Петковдня считаются блюда из бараницы.
Так же, как и у нас это было когда-то на Покров, в Болгарии Петковден является днем сватовства. Сегодня молодые болгарские юноши и девушки, чтущие традиции своей страны, стараются приурочить день своей помолвки или даже свадьбы именно к Петковдню. А потому день святой Параскевы в Болгарии проходит в сопровождении белых платьев и пышных букетов.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.