Первый век существования христианской Церкви был ознаменован большим количеством духовных даров, которыми обладали последователи Иисуса Христа. Сперва возможность говорить на иных языках, пророчествовать о будущем, исцелять болезни при помощи молитвы имели апостолы, ближайшие ученики Спасителя. Духовные дары были даны апостолам в день Пятидесятницы, когда на них в виде языков пламени сошел Святой Дух. Затем удивительные духовные дарования распространились по всей Церкви. Уже не только апостолы, но и все христиане оказались способны свидетельствовать о своей вере перед иудеями и язычниками при помощи чудесных возможностей, дарованных им Богом. Многие нехристиане той эпохи были изумлены духовными дарованиями последователей Христа и, как следствие, стремились принять крещение. Впрочем, некоторых в христианстве интересовали именно чудеса, а не возможность в корне изменить свою жизнь. Характерным примером поведения таких людей стал Симон Волхв – палестинский маг, современник апостолов, желавший за деньги приобрести у них способность совершать чудеса. В честь Симона Волхва впоследствии Церковью был назван великий грех - «симония», то есть стремление получить благодать за деньги. Симон Волхв, получив от апостолов отказ, так и не принял крещения, остался за границей Церкви. Однако среди христиан стали появляться те, кто начал, подобно Симону, воспринимать чудесные духовные дарования не как средство миссии, а как самоценную вещь. Например, в Коринфской церкви в первом веке укрепилось убеждение, что благодатная способность мгновенно изучить и начать говорить на иных языках, не есть практическое вспомоществование в христианской миссии, а яркий показатель так сказать «духовности» человека. О таких людях в первом послании к коринфянам говорит апостол Павел.
14.20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. 14.21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. 14.22 Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих. 14.23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? 14.24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. 14.25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Коринфская община христиан для апостола Павла была одной из наиболее дорогих среди тех, что были основаны им на территории Римской империи. С одной стороны, коринфяне радовали Павла своим горячим стремлением верить во Христа. С другой стороны, эмоциональность христиан Коринфа нередко становилась причиной различных проблем. Например, коринфяне любили соревноваться друг с другом в духовности. Собираясь на совместную молитву, каждый из христиан Коринфа стремился показать свои духовные дарования. Любимым средством для этого стала демонстрация благодатной способности говорить на иных языках. Многие коринфяне, как и апостолы в день Пятидесятницы, получили от Бога дар мгновенно знать языки других народов. Но в отличие от апостолов, которые отправились проповедовать Христа людям, наречие которых они усвоили, коринфяне оставались в своем городе. Говорение на иных языках стало для них способом выделиться из среды. Апостол Павел обличает и такое отношение к духовному дару, и в целом нездоровое стремление некоторых коринфян возвыситься над братьями по вере. Павел отмечает, что нехристианин, попав на молитвенное собрание, где говорят на иных языках, воспримет это не как проявление духовного дара, а как странное поведение. Поэтому апостол призывает читателей своего послания ответственно относиться к духовным дарованиям и применять их разумно, уместно по отношению ко времени и обстоятельствам.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница