Есть много памятных дат, которыми по праву может гордиться наша страна. Вместе с тем, в нашей истории есть такие события, отношение к которым до сих пор еще формируется. Среди них, пожалуй, одно из самых сложных - Первая мировая война. Современники называли эту войну Второй отечественной, поминая что Первой отечественной была война с Наполеоном. Мировая пресса именовала её Великой войной. И по праву. Именно эта война неузнаваемо изменила политическую карту Европы, вызвала резкие социальные, психологические и культурные изменения во всем мире. Недаром считается, что старый свет закончился в 14-ом году.
В этой войне Россия потеряла более двух миллионов погибших на фронтах, один миллион гражданского населения. И свыше трех миллионов находились в плену. Однако именно в России героям Первой мировой особенно «не повезло». Та политическая сила, что пришла на гребне войны к власти, сделала все для того, чтобы в массовом сознании превратить «Вторую отечественную» в позорную «империалистическую», и чтобы подвиги ее героев были забыты надолго.
Впрочем, ничего удивительного. В этой войне большевики, фактически, участвовали на стороне врагов России. Даже когда при Сталине стало возможным прославлять героев Полтавы, Измаила, Бородина, защитников Севастополя, - а ведь для советской истории это были герои реакционного царского режима — и тем не менее, про них снимали фильмы, писали книги… И даже тогда Первая мировая так не была реабилитирована.
Первая мировая – сложная тема. И сложная именно своим историческим парадоксом. Злая ирония заключается в том, что Россия, столько сделавшая для победы блока Антанты, не раз спасавшая своих союзников, была не только лишена плодов этой победы, но и исчезла как государство, стала площадкой для экспорта «мирового пожара», - как писал Блок. Помните, у него в поэме «Двенадцать»?
Мы на горе всем буржуем
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови, -
Господи, благослови.
Какие страшные слова. А ведь России до победы было не так далеко. По многим внешним показателям России было легче, чем другим участникам конфликта. Достаточно вспомнить, что война никогда не пересекала границ Пинска и БарАновичей – т.е. неприятельские войска не проникли дальше приграничных губерний России. Так что если бы большевики не производили на фронтах разложение армии и флота, не подстрекали к бунту, не вели тайных переговоров с немцами, может быть и исход войны был бы иным, да и вся дальнейшая история России… И не было бы Гражданской войны, ГУЛАГА, этого эксперимента по построению утопической идеологии на одной пятой суши. Тот эксперимент провалился, доказав свою социальную несостоятельность, однако он стоил нашей стране десятков миллионов жизней, страшных духовных комплексов и ужасного послевкусия в виде цинизма, всеобщего озлобления, неверия, отчуждения всех от всех… Действительно жестокий, мистический парадокс, который еще предстоит осмыслить.
Да, история Первой мировой для нашей страны – это история великого краха. И мне кажется, его последствия до сих пор витают над нашей страной. Не только Россия, но и все страны и народы, которые входят в состав «исторической Руси», должны сегодня не забывать причину и следствия той страшной и трагической войны. И ту основную и важную истину, что Россия Первую мировую не проиграла, она просто не дожила до победы.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.