Передвижные храмы России

Передвижные храмы России
Поделиться

вагон храмЗнаете ли вы, что первая русская православная походная церковь была гужевой и носила имя Воскресения Христова? В 1724 году она была построена специально для принявшего православие внука калмыцкого хана Аюки-хана Баксадая-Дорджи (в крещении Петра Тайшина).

В конце XIX – в начале XX веков передвижные церкви использовались в основном в малонаселенных частях России. Например, в Олонецкой губернии (нынешней Карелии) службы проходили в заранее приготовленном доме и продолжались 2- 3 дня. После этого вся церковная утварь собиралась, и перевозилась в другое место. За год такая церковь могла побывать в двух десятках деревень, а в некоторых и не по разу.

Неужели и в наши дни есть необходимость в мобильных храмах? Факты подтверждают: есть.

Вагоны-храмы появились в России с развитием железнодорожного транспорта еще в 19 веке. С годами эта традиция не была забыта. И сегодня по Северному, Октябрьскому, Восточно-Сибирскому, Сахалинскому и другим путям ездят церкви на колесах. Вот уже больше десяти лет по Новосибирской области в составе поезда курсирует вагон-храм во имя святителя Николая Мирликийского, небесного покровителя Новосибирска. Снаружи он выкрашен в желтый цвет, надпись на нем гласит: “Святителю Отче Николае моли Бога о нас”. Храм имеет все, что нужно для проведения богослужения, и вмещает в себя одновременно до 70 человек. По прибытии на станцию служится молебен, верующие проходят с крестным ходом по улицам, совершается Литургия и таинства Причастия и Крещения. И храм в составе поезда отправляется до следующей остановки, где его уже ждут местные жители.

С 2009 года вместе в вагонами медицинского поезда путешествует по Красноярской области вагон-храм в честь Святой равноапостольной великой Российской княгини Ольги. Как было отмечено при освящении церкви на рельсах: “Медики лечат тело, священники лечат душу”. За время существования храм посетили тысячи верующих.

Некоторые из вагонов-церквей отцепляются от поезда, ставятся на фундамент и работают как приходские церкви. Так было, например, с храмом в честь иконы Божией Матери “Державная” в Нижнем Новгороде. В 2005 году вагон перевезли на улицу Медицинскую, подняли на крышу купол и крест. Необычное сооружение удачно вписалось в окружающий городской пейзаж.

Кроме вагонов-храмов в России есть передвижные церкви на базе автомобильных прицепов. В 2001 году был освящен храм Сыктывкарской и Воркутинской епархии в честь Архистратига Божиего Михаила. Снаружи церковь представляет собой дом на колесах. Но благодаря крестам на крыше и изображениям икон на фасадах мы легко узнаём истинное назначение строения. Передвигаться Михайловскому храму помогает тягач, который на время остановок отцепляется. Колеса прицепа закрываются щитами. Создается ощущение церкви, стоящей на фундаменте.

Передвижные храмы дают хорошую возможность быстро добраться в самые отдаленные уголки страны, в маленькие деревни, где нет своих церквей и священников.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...