В 1953 году на мировые экраны вышел американский фильм «Грехи Иезавели». Сценарий для этой картины был написан по сюжету, изложенному в Священном Писании, а именно – в Третьей и Четвертой книгах Царств. Талантливая драматическая актриса Полёт Годдар смогла передать всю трагическую безнадежность порочной жизни, которую вела жена израильского царя Ахава, правившего страной в девятом веке до Рождества Христова. Создавая образ героини, авторы фильма основывались исключительно на тех сведениях, которые содержатся в Библии. Никаких других свидетельств о существовании царицы Иезавели в то время просто не существовало. Но спустя несколько лет, в начале шестидесятых годов Управление древностей Израиля приняло в дар из частной коллекции артефакт, внесенный в реестры как печать царицы Иезавели. Профессор Утрехтского университета, археолог Марио Корпель, тщательно изучивший древнюю печать, настаивает, что эта печать действительно принадлежала той самой библейской Иезавели.
Мнение эксперта:
Печать из кварца, предположительно принадлежавшая Иезавели, необычайно крупная – более трех сантиметров в длину, что соответствует высокому статусу хозяйки. На оттиске отчетливо видны несколько букв, отражающих согласные звуки имени царицы. Штамп обильно украшен изящными рисунками, каждый из которых имеет определенное символическое значение. Крылатый сфинкс, солнечный диск с крыльями и сокол – это распространенные в девятом веке до Рождества Христова на Ближнем Востоке символы царской власти. Женская корона на голове у сфинкса свидетельствует о том, что печать принадлежала не царю, а именно царице. Типичным олицетворением женской влиятельности является и изображение двух кобр в нижней части штампа.
В патриархальном обществе свой штамп могли иметь только представительницы высших классов общества. На некоторых из женских печатей стояла надпись «дочь царя», иные отображали имя владелицы. Из тысяч древних печатей, найденных на территории Израиля, лишь тридцать пять, по определению специалистов, принадлежали женщинам. Можем ли мы быть уверены в подлинности артефакта, названного печатью Иезавели?
Мнение эксперта:
Дилетантские раскопки, зачастую варварские долгое время оставались настоящим бедствием Израиля. Контролировать археологические находки было крайне сложно до тех пор, пока в стране не появилось специальное Управление древностей. Сейчас эта государственная организация не только фиксирует все исследования археологов, но и сертифицирует аутентичность любительских находок. Печать Иезавели, подаренную неизвестным владельцем, Управление древностей приняло с благодарностью, признав, что это – подлинный артефакт девятого века до Рождества Христова.
Кобра как нельзя более подходит израильской царице Иезавели в качестве символа. Имя этой женщины стало синонимом коварства и жестокости. Третья книга Царств рассказывает о том, как царь Ахав, послушавшись свою жену, стал преследовать и убивать израильских пророков. Вся их вина состояла лишь в том, что они оставались верными Единому Богу в то время, как монарх принуждал свой народ поклоняться идолу Ваалу. Эту жестокую религию, в которой практиковались разнузданные оргии и человеческие жертвоприношения, Ахав перенял у своей жены, язычницы Иезавели.
Профессором Корпелем была отмечена еще одна интересная деталь. Оказывается, изображение на печати двух кобр и солнечного диска с крыльями может символизировать не только царское достоинство, но и божественный статус хозяйки. Иезавель, претендующая на родство с Ваалом, предстает перед читателями Священного писания как злобное, коварное, бессердечное существо, не знающее сострадания. И теперь этот образ скреплен ее личной печатью.
Евгения Павлычева
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.