Павел Максимо́вич был одним из самых прогрессивных людей своего времени. «Редкий по доброте человек», — говорили о Максимовиче те, кто его знал. А тысячи крестьянских девушек называли его благодетелем. Ведь благодаря Павлу Павловичу они стали народными учительницами.
Русский дворянин Максимович родился в Астрахани в 1817-ом году. Маленького Пашу очень любил его дядя Иван Симонов — астроном и путешественник, участвовавший в первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Слушая рассказы дяди, мальчик твёрдо решил стать моряком. И впоследствии с блеском окончил морской корпус. В 1848-ом году из-за болезни жены он подал в отставку и семья уехала в своё имение Спасское Тверской губернии. Но облачаться в халат и проводить дни, лёжа на диване, Павел Павлович не собирался. Он развил кипучую деятельность: заложил большой, красивый парк, основал в имении школу для крестьянских детей. Кроме того, Максимович работал в земской управе: занимался вопросами здравоохранения и продовольствия.
Но более всего Павла Павловича занимали проблемы народного образования. Максимович понимал: главное, чего недостаёт сельским школам — профессиональных кадров. И в 1870-ом году бывший морской офицер на свой страх и риск и на свои же деньги открыл в Твери учебное заведение. Идея Павла Павловича была простой: набирать в классы крестьянских девушек и давать им образование с тем, чтобы по окончании школы молодые учительницы отправлялись преподавать в деревни. Друзья Максимовича удивлялись: почему именно крестьянки должны носить высокое звание Учителя. Павел Павлович отвечал: потому что они, как никто другой знают, что такое крестьянская жизнь и крестьянский быт.
Открыв школу, Максимович стал её директором. Он отдавал учебному заведению все силы и средства, сам искал преподавателей и брал на работу только лучших. Главное, чего ждал от них Павел Павлович, что они будут с уважением относиться к ученицам и в каждой видеть личность. Результат трудов директора был блестящим. Вот, что писали о его детище: «Вся школа составляла дружную работящую семью, беззаветно преданную своему делу, где не было места ни лжи, ни лести, ни формальным отношениям».
Школу Максимовича называли «школой нового типа с уровнем среднего специального учебного заведения». Однако программа обучения была шире, чем даже в гимназиях. «Максимовкам» — так величали себя ученицы — в течение трёх лет преподавали точные, гуманитарные и естественные науки. Павел Павлович оборудовал кабинеты физики и химии. Девушки занимались спортом, ставили спектакли, давали концерты. При школе заботливый директор открыл и народное училище, где воспитанницы проходили свою первую в жизни учительскую практику.
«Максимовки» относились к школе, как к родному дому. Здесь не ставили отметок, не проводили экзаменов при переходе из класса в класс. И барышни были счастливы тем, что учатся не для оценок, а для знаний. О школе Максимовича говорили в Москве и Петербурге. Она стала одной из лучших в России. Павла Павловича уважали так, что когда он однажды привёз учениц на экскурсию в Первопрестольную и привёл их в Третьяковку в тот день закрытую, Павел Третьяков специально для них открыл свою галерею.
Школа Максимовича просуществовала полвека, до 1919-ого года, и выпустила больше тысячи педагогов. А её основатель в 1886-ом был награждён золотой медалью, как особо выдающийся деятель народного просвещения и образования. Сегодня вензель с буквами «ШМ» — Школа Максимовича — украшает герб Тверского государственного университета, ведь основой этого высшего учебного заведения стало любимое детище Павла Павловича.
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.