21 августа 1904 года субботний утренний выпуск «Орловских ведомостей» сообщал горожанам на первой станице новость: «Скорым поездом прибыл в Орел протоиерей Иоанн Ильич Сергиев-Кронштадский. Отец Иоанн посетил преосвященного и начальника губернии и затем остановился на Тургеневской улице в доме купца Бакина».
Известного проповедника, «всероссийского батюшку» отца Иоанна Кронштадтского и орловского купца Павла Дмитриевича Бакина связывала давняя дружба. Познакомились они, когда батюшка впервые приехал в Орёл на освящение Александринской церкви при городском Доме трудолюбия. Именно купец Бакин - по примеру знаменитого аналогичного начинания отца Иоанна в Кронштадте – решил открыть это учреждение в Орле в 1887 году. На его устройство и содержание Павел Дмитриевич выделил большую сумму из личных средств. В сентябре 1897 года в Дому трудолюбия на пожертвования Павла Дмитриевича была утроена домовая Александринская церковь. Тогда-то и приехал в Орёл отец Иоанн Кронштадтский. Он остался очень доволен трудами купца Бакина и с тех пор, будучи в городе, всегда останавливался в доме Павла Дмитриевича.
Орловский Дом трудолюбия давал возможность городским беднякам заработать на жизнь честным трудом. Стараниями Павла Дмитриевича Бакина здесь были устроены мастерские - слесарная, сапожная, чулочная, швейная. Так что занятие для себя могли найти и мужчины, и женщины. Для тех, кто не владел ремеслом, существовали бесплатные обучающие курсы. Желающие обучаться грамоте могли посещать специально организованные вечерние занятия.
Павел Дмитриевич оказывал попечение сиротам по всей губернии. В Орле он был постоянным жертвователем Мариинского детского приюта для девочек, а в 1890-м году открыл на личные средства Детское убежище при Доме трудолюбия, а вместе с ним – ясли для младенцев. Стараниями Павла Дмитриевича появился в Орле ночлежный дом для нищих. В нём людям предлагался не только временный ночлег, но и, по желанию, рабочие места в мастерских Дома трудолюбия с последующим получением постоянного места в общежитии. Многие пользовались такой возможностью и начинали новую жизнь.
В это же время на пожертвования Бакина в Орле была открыта богадельня для престарелых лиц обоего пола на 40 мест и несколько дешёвых – копеечных, как их тогда называли - и бесплатных столовых.
Щедрые пожертвования направлял Павел Дмитриевич орловским храмам. В числе других благотворителей он выделил средства на завершение строительства Петропавловского Кафедрального собора, восстановление Введенского монастыря.
В делах милосердия Павлу Дмитриевичу помогала его супруга, Евдокия Степановна. Она взяла на себя обязанности по хозяйственному обеспечению (ударение) Дома Трудолюбия. Купчиха Бакина организовывала бесплатные обеды для всех нуждающихся – они устраивались несколько раз в год по большим церковным праздникам.
Дом с резными наличниками в Орле, где жил Павел Дмитриевич Бакин и в котором гостил у орловского благотворителя святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, всё ещё стоит и привлекает к себе внимание любителей истории и тех, кто помнит о прежнем владельце усадьбы. Впрочем, память о нём в Орле бережно хранят – на фасаде дома установлена мемориальная доска в честь купца Бакина – человека, не жалевшего своего богатства для других.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница