Для меня жизнь никак не может описываться словами о высоком, для меня понятие о высоком в мелочах: движениях, запахах, мыслях, словах, цвете зелени в городском парке, улыбке бабушки в очереди в поликлинику. Но сегодня я так долго ждала ребенка у этой самой поликлиники, что неожиданно получила кучу времени – как раз таки подумать о всяком общем и философском и жизненном. О молитве.
Мой друг рассказывал мне о себе и своей жене в том периоде, когда они были, совсем начинающими православными. Строго следящими за выполнением церковного устава в семье, самозабвенно путешествующими по монастырям и святыням, много часов в день читающими молитвенные правила, Евангелие и Деяние апостолов. Все это, сказал он, было прекрасно, только мы слегка увлеклись внешней, обрядовой стороной вопроса. Так нравилось нам готовить по монастырским рецептам гречневую кашу в пост, вставать затемно, чтобы побольше успеть прочитать так называемых «утренних правил», выстаивать в храме как можно больше служб. Жена родила к этому времени третьего ребенка, и наш духовник заметил тревожные симптомы. Мать больше времени уделяла чтению Писания и Деяний святых апостолов, чем детям. Наш батюшка значительно сократил молитвенное правило и велел почаще принимать гостей и вместе ходить в театр. Мы как будто опомнились. Эта жизнь, в налаженной, красивой, правильной череде постов и праздников может при злоупотреблении перейти в жизнь исключительно во внешнем церковном круге. А внутри жизнь замедляется.
Подменяя «жизнью по уставу» реальные отношения с Небесным Отцом, мы получаемся немного язычниками и немного фарисеями, подменяя любовь к Богу и ближним заклинаниями дождя, поклонением властелину солнца или наоборот - строгим соблюдением церковного устава. Тогда наш Господь – Он вроде надзирателя, который строго следит: чтобы все по правилам!
С другой стороны - я часто во время молитвы, ловлю себя вот на каком моменте. Я очень вживую, как мне кажется,разговариваю с Богом Отцом – но стараюсь, как говорят дети – подлизаться к Нему, чтобы Он не сердился на меня. Ведь да, это я утащила что-то такое со стола, что предназначалось не мне. Ведь да, это я что-то нарушила такое, что Он мог заметить. И что мне за это будет? Тогда наверное мои представления о Нем в момент моих обращений – это представления испуганного ребенка: Отец может в любой момент вынуть ремень или лишить сладкого. Испуганный ребенок же верит в отца, слышит и видит его, но все время ждет наказания.
Как же достигнуть такого покоя и такой любви, как делать все возможное, чтобы порадовать ДОБРОГО отца? Вот какой вопрос я задаю. И как вы поняли из всего моего текста – я пока только ищу ответ.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.