Встретила недавно свою приятельницу, назовём её Зинаида, с трудом узнала. От природы тоненькая, она похудела ещё сильнее: можно сказать, почти качается на ветру. Но больше всего меня огорчили ее глаза: всегда такие живые, веселые, искрящиеся радостью, они были совершенно потухшими. Даже голос её стал другим: тихим и подавленным. "Что с тобой, Зина?"- спросила я ее. "Муж от меня ушел",- ответила подруга.
Это стало для меня действительно шоком. Что уж греха таить, я как и многие являюсь жертвой стереотипов: с детства нам внушают, что в браке и любви основным определяющим фактором является всегда женщина. И если муж ушел из семьи, значит его что-то в семейной жизни не устроило и жена явно что-то делала не так, по известной поговорке "От хороших жен не уходят".
Но с Зинаидой этот стереотип совсем никак не работал! Эта миниатюрная хрупкая женщина, с длинными рыжеватыми волосами и синими глазами, одна из самых спокойных, разумных и позитивных людей, мне известных. Мне кажется, она и голоса ни разу не повысила на своего мужа. И двое их сыновей всегда производили впечатление очень спокойных, довольных жизнью и уверенных в себе детей. Конечно, можно сказать, что это могло быть только впечатление, а дома у них могло твориться что угодно. Но муж Зины, Дмитрий, по его словам тоже вполне был счастливым. До поры до времени. Пока его душу не перевернул кризис среднего возраста: он начал искать себя, пытаться определить свое место в жизни, вдруг понял, что семейная жизнь -- это совсем не то, что ему нужно и чего ему хочется. Теперь он живет на раскладушке у друга и рисует картины... Говорит, что на самом деле всегда мечтал стать художником. Каждому свое, конечно. Но в этом его внутреннем кризисе виновата точно не Зина (и не двое их детей).
Что я могу сказать. Мне думается, что мы совершаем ошибку, воспринимая наши чувства как некие застывшие состояния (которые к тому же будто бы от нас никак не зависят). Когда человек говорит "Я тебя люблю", "Мне хорошо с тобой", он пытается выразить то состояние, в котором он находится на данный момент. Но вот прошло полчаса, он поругался с любимой. Может ли он сказать, что он ее любит в этот самый момент?
Брак - это живой организм. Он меняется каждый день: иногда испытывает всплески любви и взаимопонимания, иногда, наоборот - на грани распада и смерти. Потому что человек в браке тоже меняется, меняются его ценности, принципы и иногда радикально. Естественно, мы влияем друг на друга, но нельзя это влияние переоценивать.
Мне просто хочется утешить и поддержать Зину. Чаще всего женщина винит исключительно себя в распаде семьи, самооценка её после развода находится в совершенно упавшем состоянии: я это наблюдала неоднократно. Мы всегда берем на себя слишком большую ответственность: нас с детства приучают к мысли, что отношения строит и бережет исключительно женщина. А ведь семья строится и рушится обоими супругами. Конечно, после развода от этой мысли нисколько не легче. Но мне хочется донести до Зинаиды: несмотря на то, что муж оставил ее, она достойна любви. Прежде всего, ее любит Бог - так сильно и глубоко, как ни один человек никогда не полюбит. И неважно, что будет с ней в дальнейшем: останется ли она одна или муж одумается и вернется, или Зинаида встретит новую любовь. В любом из этих трех вариантов она может быть счастлива - именно потому, что она любима своим Создателем.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».