Зимой 1893 года, вскоре после святок, вся Самара обсуждала радостное событие: наследник богатейшего купеческого рода Александр Курлин женился на дочери купца-миллионщика Сашеньке Журавлевой. Венчание проходило в Успенской церкви, стоявшей на углу Преображенской и Успенской улиц (сейчас это перекресток Водников и Комсомольской). Храм Успения отличался богатым убранством благодаря своему благодетелю и бессменному старосте – Георгию Курлину, отцу жениха. Пышное таинство бракосочетания впечатлило всех, кто на нем присутствовал.
Правда, недобрые люди судачили, что этот союз был заключен по отцовскому расчету, ради того, чтоб упрочить капиталы. Но так говорить могли только те, кто не видел Александру Журавлеву. Она была настолько красива, что даже ее выезд на прогулку собирал зрителей, как настоящий спектакль. Нет, молодые супруги Курлины любили друг друга со всем трепетом молодых христианских сердец.
Памятником этой любви стал необыкновенный дом, построенный Александром Георгиевичем для своей супруги. В достоинствах этого архитектурного шедевра в стиле модерн можно убедиться и сейчас, прогуливаясь по улице Фрунзе. Ассиметричное угловое строение удивляет своей способностью менять облик в зависимости от точки осмотра. Кованые ворота в виде бабочки и ажурные решетки ограды сразу настраивают на романтический лад. Это настроение поддерживает и лепной орнамент в виде женской головки, размещенный на волнообразном фронтоне над центральным входом. Считается, что в этом изображении запечатлен прекрасный образ хозяйки дома. Оконные проемы особняка поражают разнообразием форм – здесь можно насчитать 27 непохожих друг на друга окон! А нарядность фасаду придает цветная изразцовая плитка.
В особняке было обустроено двадцать две комнаты, каждая со своим художественным обликом. Парадные залы, столовые, гостиные, буфетные не повторяли друг друга даже в мелочах. Кабинет хозяина – воплощение строгости, геометрический орнамент пола и потолка свидетельствует о том, что здесь обитал деловой человек. Полная противоположность – будуар хозяйки, увитый лепным декором, в котором стебли орхидей обрамляют летящую женскую фигуру.
После революии особняк Курлиных был национализирован. В разные годы в нем размещались биржа труда, детский сад и отдел народного образования. Сейчас здесь находится музей модерна. Александр Георгиевич успел умереть до октябрьского переворота, а его удивительная жена при большевиках была вынуждена уехать из города. Всю жизнь Александра Павловна прожила в Москве, в коммунальной квартире. Незадолго до смерти она отдала соседке то единственное, что у нее осталось от счастливых дней – личную печать мужа, выточенную из горного хрусталя. Эта вещица – словно символ любви Курлиных - прозрачной, чистой и крепкой, сейчас хранится в музее модерна.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.