«Счастье заложено в нас самих и не зависит от внешних обстоятельств» - так мудро и весьма оптимистично начинает английский писатель Оливер Голдсмит одну из глав своего романа под названием «Векфилдский священник». Этим ярким литературным произведением середины восемнадцатого века восхищались Гёте и Диккенс, Толстой и Карамзин. У нынешнего читателя тоже есть возможность по достоинству его оценить: книгу Оливера Голдсмита «Векфилдский священник» легко найти на прилавках магазинов, в том числе - в современном «карманном» формате издательства «Азбука-классика».
От книг эпохи европейского Просвещения обычно ждёшь воинствующего антиклерикализма или религиозной сатиры – такое уж тогда было время. И поэтому особенно отрадно, что Голдсмит в своём романе, вопреки литературной моде, этим путём не пошёл. Наоборот, он создал произведение, пронизанное христианским духом, пробуждающее в читателях веру и способность сочувствовать и сострадать.
Главный герой книги, он же – рассказчик, - благочестивый сельский священник пастор ПрИмроз, отец большого семейства. Однажды его благополучная и обеспеченная жизнь вдруг превращается в череду страданий и лишений: банкир обманывает пастора и скрывается с его деньгами; старшую дочь похищает беспринцИпный сосед-помещик, сгорает дом Примрозов, а сам священник в итоге оказывается в долговой тюрьме. Кажется, кто не сломался бы, не потерял надежду, находясь в таком непростом положении? Но только не Векфилдский священник! Писатель Оливер Голдсмит щедро наградил своего героя душевной стойкостью, смирением и верой в то, что Бог даже страдания посылает нам не напрасно и обязательно поможет их преодолеть. При этом пастору Примрозу не откажешь и в чувстве юмора. Даже в самые тяжёлые моменты он не утрачивает способность улыбаться, так что читатели не только поплачут над злоключениями героя, но вдоволь посмеются над его истинно английскими, тонкими и умными шутками.
Стоит заметить, что в отличие от многих литературных произведений того времени, роман читается легко и непринуждённо, как говорится, на одном дыхании. При этом нём присутствует и глубокий психологизм, и – в хорошем смысле этого слова – высокая мораль. А невероятная динамичность сюжета и его непредсказуемая развязка легко дали бы фору современным детективам.
Многие критики отмечают схожесть сюжета романа с известной Библейской историей об Иове многострадальном. По крайней мере, вывод из этих двух историй один и тот же: быть смиренным в беде и благодарным в счастье. Потому что, как мудро подметил Оливер Голдсмит устами своего «Векфилдского священника», и беда подчас оборачивается благом.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.