Говорят, однажды Сергей Есенин чуть было не подрался с Владимиром Маяковским. Якобы, поспорили о том, чьи стихи больше будут любить благодарные потомки. Спор тот завершился ничьей – повздоривших поэтов от греха подальше просто развели по разным углам. «Драка века» так и не состоялась, но вот парадокс! - даже не состоявшаяся, она обросла всякого рода домыслами, и со временем превратилась в этакую полуанекдотическую байку, каких вокруг имени Есенина, к сожалению, образовалось великое множество.
Филологи Олег Лекманов и Михаил Свердлов решили единым фронтом выступить против подобных «мифов и легенд» о жизни, пожалуй, одного из самых любимых наших поэтов. Вооружившись строгими фактами, они совместными усилиями написали книгу «Есенин. Биография», вышедшую в издательстве «Корпус», заявив ее как попытку беспристрастного взгляда на жизнь и творчество Сергея Александровича.
Как признавались авторы, главным принципом, которым они руководствовались при написании книги, была объективность. Им хотелось избежать обычных для большинства есенинских жизнеописаний пафоса и восхвалений, но вовсе не потому, что они Есенина не любят, а совсем даже наоборот. Именно на почве любви к поэту оба литературоведа с довольно разными взглядами на героя, сошлись в одном и том же: читатель имеет право на альтернативу. Имеет право видеть Есенина не только «златокудрым Лелем», завсегдатаем московских кабаков и, наконец, истеричным самоубийцей, или, как вариант – тайно и зверски убиенным. К огромному сожалению, констатируют Лекманов и Свердлов, почти все ранее вышедшие (в том числе и современные) биографии Есенина предлагают читателю довольствоваться именно этими, весьма неразнообразными, «амплуа».
Проделав поистине грандиозную архивную работу, авторы книги «Есенин. Биография» сходу категорично заявляют: поэт пришел в большую литературу вовсе не «от сохи», как многим хотелось бы. Не было никакого «наивного сельского пастушка» в сермяжной рубахе. А точнее, если и был, так все это – лишь маскарад, «сценический образ». Перед тем, как совершить прорыв и, что называется, «поставить на уши» петроградский бомонд, молодой поэт без малого пять лет прожил в Москве, читал Толстого и САвинкова, был близок к социалистическим кругам, а кроме этого – был женат гражданским браком и имел от этого брака ребенка. Наивный сельский парень, ничего не скажешь!
Кстати, много претензий у авторов и к неотделимому уже от Есенина мифу о его донжуанстве. На поверку оказалось, что многие барышни, не входящие в известный и давно уже четко очерченный круг «женщин Есенина» - Зинаиды Райх, Галины Бениславской, Айседоры Дункан и Софьи Толстой - частенько сами, причем на пустом месте, распространяли слухи о своих якобы связях с синеглазым красавцем поэтом, набивая, если уместно так выразиться, себе цену. А потом с их слов писались воспоминания, кочующие в качестве источников из биографии в биографию…
Так что книга Олега Лекманова и Михаила Свердлова «Есенин. Биография» - не просто увлекательно написанная биография поэта, о котором, в общем-то, всегда почитать интересно. Это еще и своего рода трагедия с элементами детектива. Трагедия – потому что судьбу Есенина все же сложно назвать комедией, учитывая те обстоятельства и условия, в которых поэту довелось жить и творить. А детективная – потому что уж очень ловко авторы развенчивают десятилетиями устоявшиеся стереотипы, преподнося читателю иногда совсем неожиданный результат.
…Ну, а то, что Есенин дрался с Маяковским – это все-таки чистой воды выдумка. На самом деле, при здоровом творческом соперничестве, поэты относились друг к другу с глубоким уважением. И вроде бы, совершенно незачем было распространять про них подобные анекдоты. А может быть, все-таки не зря говорится: сказка - ложь, да в ней намек?..
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.