Однажды актёр Олег Борисов записал в дневнике: «Говорю своей жене: «Если когда-нибудь мне доведётся сыграть «Старосветских помещиков», роль Афанасия Ивановича посвящу тебе. Она смеётся, моя Пульхерия Ивановна: «А я только жизнь свою могу посвятить, что ещё?». Этот диалог произошёл после сорока лет совместной жизни Олега Ивановича и Аллы Романовны. Борисовы, как и герои Гоголя, жили, растворяясь друг в друге. За всё это время они поссорились только один раз, да и то до свадьбы.
В 1951-ом году выпускник школы-студии МХАТ Олег Борисов появился в Киеве. Его пригласили в труппу театра имени Леси Украинки. Зайдя как-то в гримёрку своей приятельницы-актрисы, Олег увидел на стене фотографию. Со снимка на него смотрела белокурая девушка в берете. Борисов спросил: «А кто этот Беретик?» Оказалось, Алла Латынская, студентка факультета журналистики. Олег попросил приятельницу познакомить его с ней и выяснил, что это сложно: у Аллы строгий отец, который считает, что дочь должна учиться, а не встречаться с кавалерами. Но знакомство всё-таки состоялось. Алла зашла в театр повидать подругу. Узнав об этом, Олег бросился надевать свой единственный приличный костюм. А потом побежал в гримёрку, где сидели девушки. Так и появился перед своей будущей женой: наспех причёсанный и задыхающийся от волнения.
Они встречались три года, прежде чем пожениться. Алла познакомила Олега с родителями только, когда поняла: жить друг без друга им уже будет сложно. Увидев худенького парня, который претендовал на руку её дочери, будущая тёща стала его подкармливать, хоть перспектива принять в семью актёра ни её, ни отца Аллы не прельщала. Что такое театр с его закулисьем и интригами они знали хорошо: Латынский за свою жизнь поработал директором многих театров. Но Олег производил впечатление надёжного человека. Так что согласие на брак было получено.
Поженились Олег и Алла третьего февраля 1954-ого. Через два года родился сын. Борисов играл в театре, снимался в кино. Алла работала на телевидении. И семейная жизнь складывалась замечательно: подрастал, купаясь в родительской любви Юра, была уютная квартира, в которой царило понимание. Огорчало только то, что происходило в театре. Завидуя успеху Олега, коллеги вынудили Борисова подать заявление об уходе. Семья переехала в Ленинград: актёра пригласили в легендарный Большой Драматический Театр. Прослужив в нём много лет, супруги перебрались в Москву, где сбылась давняя мечта актёра: работать во МХАТе.
Мечта сбылась, а жилось Борисову всё же непросто. Он трудно сходился с новыми людьми, был замкнутым, на работе его интересовала только работа. Коллеги упрекали Олега Ивановича в звёздности и высокомерии, путая их с простым человеческим достоинством. Обострённое чувство справедливости и независимость стоили Борисову больших нервов. И если бы не жена и не сын, залечивать душевные раны было бы сложней. «Мои настоящие друзья - это моя семья, мы всегда втроём, всегда вместе. В самые трудные минуты я выстоял и выжил благодаря семье», - писал актёр. У него была трогательная привычка, приехав на работу, тут же звонить жене, спрашивая: «Алёна, как ты? Где ты?», хоть и расстались они только что. Зная, как Олег Иванович предан семье, в театре его прозвали «Семьянин Борисов».
Дома он был тихим, покладистым человеком, любящим мужем, прекрасным отцом. Алла Романовна понимала его как никто и говорила, что ей с ним удивительно легко. Ни разу она не посоветовала ему поступиться совестью ради собственного благополучия. Алла просто собирала вещи и переезжала с мужем и сыном в другой город, где налаживала новую жизнь. Борисовы сменили множество квартир, и никогда Алле Романовне не приходилось вызывать маляров или электриков – муж всё делал сам. «Мы жили тихо, спокойно, без эксцессов. Счастливая жизнь» - вспоминала Борисова.
Каждое третье февраля супруги праздновали своё главное семейное торжество – день свадьбы. Сорокалетний юбилей совместной жизни пришлось отмечать в больнице - Борисов уже не вставал. Он умер после тяжёлой болезни накануне Пасхи – в Чистый четверг. За три года до ухода Олега Ивановича супруги обвенчалась.
Алла Романовна никогда не заглядывала в дневники мужа, пока он был жив. Овдовев, открыла тетради. И прочла такие строки о себе: «Когда-то в Киеве, сам того не ведая, приобрёл золото. Наверное, и ездил в Киев на долгие 13 лет затем, чтобы найти этот клад. Пути Господни неисповедимы!».
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия