Есть у меня знакомая семья, внешне очень благополучная: муж – успешный бизнесмен, жена-красавица и двое прекрасных детишек. Представьте мое удивление, когда эта внешне счастливая женщина (назовем ее Лиля) разрыдалась однажды на моем плече и сказала, что единственное, о чем она мечтает, это забрать детей и уехать к маме и больше никогда не видеть своего мужа. Потому что больше терпеть его оскорбления, у нее нет никаких душевных сил.
Признаться, я не очень поняла свою подругу. Понятно ведь, что не бывает семейной жизни без ссор и трений, обязательно возникают несогласия и обиды. Зачем на них так бурно реагировать? Но чем больше Лиля мне рассказывала о своей жизни, тем больше понимала я, как ошибалась в своем первоначальном впечатлении.
Муж постоянно критикует все, что Лиля делает или наоборот не делает, не стесняясь в выражениях: «одноклеточная домохозяйка», «неряха» - вот cамые приличные эпитеты, которые он часто употребляет в отношении своей супруги, причем в присутствии детей. Он постоянно доказывает и показывает ей, что она ничего не умеет, не знает, из себя не представляет, громогласно сожалеет о своей ошибке молодости.Сначала она спорила с мужем, пыталась защищаться, оправдываться. Потом просто плакала. Но когда поняла, что на любое ее поведение будет только еще больше оскорблений и попыток унизить, она замкнулась в себе.
Мы очень легко относимся к тем оскорблениям и обидам, которые наносим своим близким. Думаем: ну это же просто сотрясание воздуха, что здесь такого! Но очень ошибаемся, полагая, что все наши грубые, жестокие, злые слова исчезают. Не зря Христос сказал, что за каждое слово мы дадим ответ. Буквально за каждое. И все наши речи, сказанные в раздражении и злобе, копятся где-то глубоко-глубоко в душе обиженного нами человека. Ведь иногда, словом можно ударить сильнее, чем кулаком.
Конечно, в жизни бывают моменты, и иногда в эмоциональном запале вырываются те самые, обидные слова, которые так ранят.Поэтому очень важно понимать, что за всякую обиду надо просить прощения. Порой, это бывает трудно, ведь нужно осознать свою вину, раскаяться и искренне сказать: - "Прости меня!". Но именно эти слова раскаяния дадут возможность загладить те трещины, которые между вами возникли, чтобы они не превратились в пропасть.
В последнее воскресенье перед Великим постом в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного.
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.»
В этот день, христиане имеют благочестивый обычай просить друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Именно поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем. Как хорошо, что оно есть! Для таких как мы: вечно забывающих обиды, нанесенные нами, и не забывающих оскорбления, нанесенные нам.
Прости меня, Лиля, что я не почувствовала раньше, как тебе тяжело, под твоей маской благополучия и счастья. Прости, что не поняла тебя в самом начале. Очень хочу верить, что рано или поздно муж одумается и тоже попросит у тебя прощения.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия