ВВС - и другие новостные сайты - публикует данные опроса, проведенного компанией Gallup в 114 странах, который указывает на то, что религия играет большую роль в обществе в бедных странах, и меньшую - в богатых. Многие тут же с готовностью восприняли это как очередное свидетельство вредоносности религии и благотворности атеизма.
В чем же ошибка подобных построений? Людей подводит характерная атеистическая аберрация зрения. Для атеистов "религия", будь то Вудуизм или Православие, Шаманизм или буддизм, воспринимаются как нечто слитное; в то время как это очевидно разные взгляды на мир, предполагающие совершенно разные практики и разные социальные последствия. "Религиозный вудуист" и "религиозный Христианин" - это абсолютно разные типы мировоззрения и поведения, поэтому говорить об общественных последствиях "религии вообще" бессмысленно.
Для атеиста все религиозные люди на одно лицо - он принципиально не видит разницы между, скажем, кришнаитом и баптистом - но любой хотя бы нейтральный наблюдатель такую разницу видит.
Если мы, скажем, рассмотрим гаитянскую деревушку, где 100% жителей участвуют в вудуистких обрядах (что не мешает им по статистике числиться католиками) и польский городок, где 50% населения регулярно ходит в церковь, то получится, что гаитяне вдвое религиознее поляков - и намного беднее. Но крайне странно было бы предлагать это в качестве аргумента против хождения в церковь - мол, чем люди религиозное, тем они беднее.
Если мы посмотрим статистику по посещению Церквей - а не по такому маловнятному критерию как “религиозность вообще” - мы увидим среди стран с самым высоким уровнем участия в богослужениях Ирландию, Португалию, США, Бельгию - одни из самых процветающих стран в мире.
В пору, когда атеизм пользовался наибольшим влиянием — то есть сразу после Второй Мировой Войны - добровольно-принудительными атеистами была чуть ли не половина населения земли (Китай, СССР и зависящие от них страны), и можно было видеть, какую жизнь атеизм приносит - вряд ли в этой жизни было особенно много свободы и достатка.
Так что говорить о том, связана ли религия со свободой и достатком, вряд ли имеет смысл без уточнения того, какая именно религия. А то, что атеизм не приносит ни того, ни другого - уже проверено на историческом опыте.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.