Когда-то мы с детьми совсем еще маленькими, читали наивную, но очень трогательную книжку Полианна. Полианна – девочка-сирота, которая переселяется жить к строгой тете и начинает менять все вокруг себя. Она играет с жизнью в увлекательную игру под названием «найди во всем хорошие стороны». Она объясняет безрадостным взрослым:
«Наша игра в том и заключалась, чтобы радоваться, несмотря на то, что радоваться вроде бы и нечему... Надо только знать, как к этому подступиться, и тогда играть не так уж трудно…»
Все происходит довольно хрестоматийно, однако читать книгу с детьми было,как я считаю, и забавно и полезно. Конечно, строгая тетя смягчается, соседи и все, кто встретился на пути, заражаются энтузиазмом сиротки и начинают меняться к лучшему. Саму книжку пересказывать не буду. Ее можно прочитать с детьми и найти в ней кроме морали довольно милый юмор. Этот жанр называется сентиментализм. Слова сентиментальный, сантименты и все от них производные приобрели в современном мире оттенок снисходительного пренебрежения. Но ведь сентиментальность в переводе - это просто чувствительность. А наивность – это как раз то, что мы теряем, выходя из прекрасного детства, если конечно вообще в детстве эту черту имели. Полианна действует на читателя очень напрямую, автор просто учит нас искать в жизни хорошие стороны, как бы жизнь ни казалась нам плоха, сложна или безрадостна в настоящий момент. Да, нас, искушенных в литературе читателей, это может позабавить. Но дети читают книгу с волнением и восторгом. Они еще не перешли грань хорошей наивности, и вполне может быть, что такое прямолинейное действие может очень положительно отозваться на их характере. Лечь, как говорят, на подкорочку. Ведь когда наши дети выйдут и из своего детства, и из-под нашей опеки – может быть, у них в подсознании останется образ девочки с очень тяжелой жизнью, ищущей во всем светлые стороны. Которая уверяет окружающих, что в любой ситуации, в любой болезни, беде, в любой яме, в любой темной комнате можно найти то, за что благодарить Бога. Если быть откровенной – я, дипломированный литературный критик, читая со своими сыновьями и дочкой эту книжку, часто роняла скупую материнскую слезу. И мне совсем не стыдно в этом признаться. И я право не знаю, почему слово сентиментальность и благодарность так непопулярны у нас. У нас, которые считают себя интеллектуалами. Которые прочитали много сложных и умных книг. И знаете, этот поиск радости и того, за что можно сказать спасибо Богу – не раз и не два пригодился нам в жизни. Которая,ох как бывает, безрадостна иногда. Но только для тех, кто никогда не пробовал играть в игру под названием «ой, как я рад!». И –да, порой так нелегко находить убедительные аргументы в этой игре. Надо очень, очень хорошо искать!
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия