О невоображаемых друзьях

О невоображаемых друзьях
Поделиться

Атеисты любят насмешливо называть всех, кому молятся религиозные люди, “воображаемыми друзьями”. Так они называют Бога Библии – как и богов нехристианских религий. С их точки зрения и человек, взывающий ко Христу, и человек, взывающий, скажем, к Перуну, ведут себя как дети, разговаривающие с плюшевым мишкой.

Вы же согласны – говорят атеисты – что Зевс, или Перун, или Кришна, или множество других богов иллюзорны. Не стоит ли сделать еще один шаг и признать иллюзорными всех богов вообще, включая Бога Библии?”

Что же сказать на это? Иллюзорны ли, с нашей точки зрения, религиозные представления нехристиан? Слово «иллюзорны» тут не подходит. Подходит слово «ошибочны». Если, допустим, иностранец, никогда не бывавший в Москве, пишет о том, что по Москве ходят белые медведи в поисках развесистой клюквы, это никак не значит, что Москва “иллюзорна”. Это значит, что его представления об этом вполне реальном городе ошибочны.

Если в XIX веке ученые верили, что Солнце состоит из огромных запасов угля и кислорода, это значило, что их представления были, как потом оказалось, ошибочными – но было бы совсем странно путать это с тезисом, что солнце “иллюзорно”.

Если какое–то время назад многие люди с энтузиазмом верили в жизнь на Марсе, это никак не делало Марс “иллюзорным”. Это просто делало их представления ошибочными.

Если адепты нехристианских религий делают определенные утверждения о духовном мире, Боге, посмертной участи человека и тому подобном, иногда верные, а часто – ложные, это не значит, что духовного мира нет. Это просто значит, что их представления об этом мире во многом ошибочны. Мы, христиане, вовсе не являемся, как иногда пишут, «атеистами в отношении других религий». Мы не считаем, что другие религии описывают иллюзорную реальность. Мы считаем, что они ошибочно описывают подлинную.

Мы спокойно относимся к тому, что одни описания Москвы будут совершенно ошибочными, другие – менее ошибочными, а третьи – истинными. Обнаружив, что они расходятся, мы не делаем вывода, что Москвы не существует – мы просто стараемся выяснить, какое из описаний верно.

Так и с миром религий – обнаружив несомненные расхождения, было бы странно делать вывод об иллюзорности духовного мира. Стоило бы, напротив, приложить усилия к тому, чтобы понять, какое из его описаний истинно.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (8 оценок, в среднем: 4,75 из 5)
Загрузка...