Один известный атеист Дэниэл Деннет как-то заметил, что «не существует вежливого способа указать человеку, что он посвятил свою жизнь глупости». Как материалист, он имел в виду религию — то есть любое мировоззрение, кроме его собственного. Однако, от него, как и от большинства атеистов, ускользнул один интересный парадокс. Его высказывание подразумевает, что посвящать свою жизнь глупости — неправильно. Нельзя верить в ложь — независимо от того, насколько удобной, утешительной или полезной эта ложь является. У человека есть нравственный долг искать истину — независимо от того, насколько утешительной и удобной она окажется.
Беда в том, что в мире в мире атеизма и материализма эта подразумеваемость неверна. Атеизм отличается от всех форм религии как раз тем, что постулирует фундаментальную бессмысленность вселенной и человеческого существования. У мироздания для нас нет ни заповедей, ни обетований. Мы явились на свет в результате чрезвычайно долгого, но полностью бессознательного и бессмысленного процесса космической эволюции и, вскоре, в силу действия тех же бессмысленных и бесцельных сил, навсегда исчезнем. Все наши акты мышления и произволения, надежды и страхи, ненависть и любовь — проявление чрезвычайно сложных и непонятных нам самим, но полностью природных и материалистических процессов в коре нашего головного мозга. Свобода воли — иллюзия, на самом деле природные процессы в нашем мозгу также подчинены законам природы, как и все остальные природные процессы — а ничего сверхприродного, «духовного» в рамках атеизма не существует.
В христианской картине мира Истина личностна — она налагает на нас обязательства, дает заповеди, имеет для нас план и предназначение, обещает жизнь вечную и блаженную, если мы последуем путем спасения. Мы должны искать истины и избегать лжи, потому что в этом наш долг перед Богом, и изменить ему — ужасно.
В атеистической картине мира вы в принципе не можете изменить истине о вашем предназначении — потому что такой истины не существует. Бессмысленная вселенная не может налагать на вас никаких обязательств — в том числе, обязательства следовать истине. У нее нет для вас никаких «нельзя». Нет никакой разницы, посвятили Вы свою жизнь мудрости или глупости — вселенная этого не оценит и не может, а Вы просто умрете и прекратите существование. Если глупость дает Вам утешение и какую-то поддержку в Вашем кратком и бессмысленном существовании — почему бы и нет?
Чтобы настаивать на нашем долге перед Истиной, нужно верить в Истину, способную от нас что-то требовать и что-то нам обещать. Атеизм делает разговор о таком долге просто бессмысленным.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.