Одной из главнейших причин к отправлению князем Андреем на юг своих войск для взятия Киева былоего сильное недовольство Новгородцами, которые пригласили себе в князья сына киевского князя — Романа. Поэтому изгнав отца из Киева, Андрей не замедлил послать и в Новгород сильное войско, чтобы изгнать оттуда и сына.
Этот поход состоялся зимой, в конце того же 1169 года, в котором был взят Киев. Те же князья, которые ходили на Киев, с теми же ратями, которые безжалостно разгромили древнюю столицу Русской Земли, пошли и на Новгород. «Войску» — по свидетельству летописца — «и числа не было».
Огромная рать Андрея, при подходе к Новгороду, страшно опустошила всю страну, творя жестокие насилия жителям, а затем окружила город со всех сторон, после чего начались кровопролитные приступы.
Новгородцы, страшась судьбы Киева, крепко заперлись со своим юным, но храбрым и способным в воинском деле князем Романом Мстиславовичем и посадником Якуном, и решили защищаться до последней капли крови. Они с необыкновенным мужеством отбивали беспрерывные и яростные приступы Суздальских войск. Но положение их было отчаянное, ввиду огромного превосходства сил у нападающих.
Как говорит предание, уже в трех храмах на трех иконах плакала Богородица, предвидя беду, грозившую Новгороду. Все церкви были отворены, и в них постоянно молились старцы, жены и дети, пока отцы их отбивались на городских стенах. Архиепископ Илья три дня и три ночи стоял в соборе Святой Софии при алтаре, ограждая свою паству неустанной молитвой. В последнюю ночь, когда все знали, что на завтра последует самый кровопролитный приступ, святитель услышал голос: «Иди на Ильину улицу, в церковь Спаса, возьми икону Пресвятой Богородицы и вознеси ее наверх стены; она спасет Новгород».
На другой день Илья с Новгородцами вознес икону на стену у загородного конца между Добрыниной и Прусской улицами. Туча стрел посыпалась на святителя и одна из них вонзилась в икону.
Внезапно Божья Матерь отвратила Святой лик свой от нападающих и обратилась к городу. Слезы падали из ее очей, и архиепископ Илья, приняв их на свою фелонь, с умилением воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы! Царица! Ты даешь нам знамение, что сим образом ходатайствуешь перед Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города».
Тотчас же вслед за этим ужас и смятение напали на осаждающих, и они в исступлении стали стрелять друг в друга. Видя смятение у врага, доблестный Роман Мстиславович сделал общую вылазку всеми силами и без труда одержал блистательную победу над огромными полчищами противников.
На радио «Вера» вы слушаете книгу Александра Дмитриевича Нечволодова «Сказания о Русской земле».
Андрей Боголюбский был убит в ночь после праздника святых Петра и Павла, 29 июня 1174 года, у себя в Боголюбове. По рассказу летописца, это было дело рук бояр Кучковичей, родственников его первой жены, дочери казненного Юрием Долгоруким боярина Кучки, первоначального владельца Москвы.
Поводом к убийству послужило приказание Андрея казнить одного из Кучковичей, несомненно за тяжкую вину, за которую князья отвечали волостью, а бояре — головой.
Всех заговорщиков было двадцать человек, причем никто из них не был лично обижен князем, а многие, наоборот, были им облагодетельствованы.
Решив убить Андрея, заговорщики собрались и говорили: «Ныне казнил он Кучковича, а завтра казнит и нас; так промыслим об этом князе». Кроме злобы за казнь Кучковича, их, вероятно, побуждала на убийство и зависть к Андрееву любимцу, какому-то Прокопию.
Выждав глубокой ночи, злодеи отправились в почивальню Андрея; однако, там ужас напал на них: они поспешно бежали из сеней и бросились в погреб, где, напившись вина, ободрились и пошли опять в сени. Один из них стал звать князя: «Господин, господин», — чтоб узнать, здесь ли он. Он спросил: «Кто там?», и услышал в ответ: «Прокопий». Андрей узнал по глоссу, что это не Прокопий, и хватился своего меча. Но меч был украден днем из спальни, а между тем, заговорщики выломали двери и вломились в опочивальню. Двое злодеев бросились на Андрея, но были отброшены сильным князем. Тогда ворвались остальные, ранили в темноте одного из своих и затем бросились на своего князя и начали со всех сторон сечь его саблями и мечами и колоть копьями.
Андрей долго отбивался, говоря им: «Нечестивцы! Какое я вам сделал зло? Если прольете кровь мою, то Бог отомстит вам». Наконец, он умолк и свалился. Думая, что он скончался, убийцы, вышли из его покоя. Но Андрей скоро очнулся, поднялся и пошел в сени. Тогда заговорщики возвратились назад. Не найдя его в опочивальне, они сильно испугались, полагая, что он куда-либо скрылся. «Погибли мы теперь», — говорили они, — «станем искать его скорей», и, зажегши свечу, нашли его по кровавому следу за склоном лестницы. Тогда Петр Кучкович отсек ему руку, а другие несколькими ударами прикончили его.
После этого, злодеи убили также и Прокопия и стали грабить и вывозить Андрееву казну. Затем они оделись в его оружие и собрали целый полк своей дружины, боясь, что придет к отмщению дружина Владимирская. Собравшись, полк этот налег на грабеж. Следуя примеру полка, принялись за грабеж и княжедворцы и горожане Боголюбова.
Тело неотпетого князя, во все время этих грабежей, оставалось непогребенным.
Когда волнение, вызванное заговорщиками, утихло, тело Андрея было перенесено во Владимир с честью и плачем великим. Увидевши издали княжеский стяг, который несли перед гробом, Владимирцы, оставшиеся ждать у Серебряных ворот, не могли удержаться от слез. Они встретили и проводили в могилу во Владимирский собор своего доброго князя с великим плачем и воплем, которые далеко были слышны, по словам летописца. Здесь, на его похоронах, о нем рассуждали, как о страстотерпце, омывшем кровью свои грехи. Народ понял, что Андрей пострадал за други своя, был погублен от своих же людей, желая им же всякого добра. Впоследствии, Церковь причла его к лику святых, а нетленные мощи его в настоящее время открыто почивают в серебряной раке, в приделе его имени во Владимирском соборе.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница