Как-то в воскресенье мы собирались в храм и наша четырёхлетняя дочь надела бусы (на днях ей подарили целую коробку с украшениями). Это были обычные детские бусы из розовой пластмассы. Под белую блузку смотрелись хорошо. Наверное, поэтому я и не придала её жесту особого значения. Но когда мы пришли в храм,её вдруг остановила одна наша пожилая прихожанка.
- Сними, – указала она на бусы. – Ты в храм идёшь, а не на дискотеку. Внешняя красота здесь не нужна.
Дочка расстроилась. Чуть не заплакала. Но украшение всё-таки сняла.
А мне в этот момент подумалось вот о чём. Безусловно, внешняя красота наша никакого значения для Бога не имеет. Он знает, у кого красивая душа, а кого – не очень. Но ведь нам-то самим не должно быть всё равно, в каком виде мы предстанем перед Царём?
Неслучайно многих людей на первых порах воцерковления православие привлекает именно красотой. Сам Владимир, когда осознал «заблуждение язычества», решающим доказательством истинности нашей веры нашёл в словах послов из Византии: «Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, только знаем, что там Бог с человеком пребывает…».Так неужели мы, находящиеся в этой красоте, не должны быть красивыми? Моя дочка, надевая утром свои новые, только что вынутые из подарочной коробки бусы, делала это с желанием пойти в храм красивой. То есть она в своей маленькой головке поняла, что несёт в храм самую красивую вещь, которая у неё только есть. И это, мне кажется, в тот момент было очень важным.
Другое дело, что мы, люди, понимаем под красотой. Ведь некоторые могут назвать красивой и вульгарную одежду. Или принятую в какой-нибудь субкультуре, например. Но в этих случаях нужно, в первую очередь, посмотреть на каноны Церкви: там чётко разграничена одежда мужская и женская, поставлены акценты на опрятность, целомудренность, эстетичность.В общем, на всё то, что всегда, во все времена, называлось словом «красиво». И при этом ни один канон не запрещает нам носить в храм современную модную одежду. Подбирать её надо только «с умом», как однажды сказал наш Патриарх Кирилл.
А ещё мне подумалось, что в храме мы все – часть одного прихода. А значит– часть одной большой семьи. Так почему же в этой семье мы не должны видеть друг друга красивыми?
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых