Прихожане вологодского храма Иоанна-Предтечи в Дюдиковой пустыни выходили со службы в расстроенных чувствах. После проповеди священник объявил с амвона, что сегодня отслужил свою последнюю Литургию в этой церкви – из-за бедности прихода епархиальные власти приняли решение сократить штат священнослужителей, и он оказался в числе тех клириков, кому предстояло покинуть Иоанно-Предтеченскую церковь. Прихожанам совсем не хотелось расставаться со своим пастырем, но повлиять на ситуацию они были не в силах. Оставалось молиться, уповая на милость Бога.
На искренние молитвы Господь всегда отвечает. В следующее воскресенье прихожане с радостью увидели своего священника на прежнем месте. Отслужив Литургию, он вышел на амвон с крестом, и взволнованно сообщил:
- Дорогие братья и сестры, вашими молитвами Господь послал благодетеля, заботами которого мы остаёмся служить в нашем любимом храме. Это наш с вами земляк, купец Николай Васильевич Немиров-Колодкин.
«Слава Богу!» - единым радостным вздохом прокатилось по храму. А стоящий у церковных дверей господин в сюртуке из дорогого сукна перекрестился, и вышел на улицу. Это был не кто иной, как сам Николай Васильевич. Оказав помощь храму, Немиров-Колодкин совсем не ждал благодарностей и чествований, и был очень рад тому, что в лицо его тут почти не знают – с тех пор, как он уехал из родной Вологды, прошло немало лет…
Николай родился в обеспеченной купеческой семье, владевшей кожевенным производством, свечным заводом и маслобойней. У супругов Немировых он был десятым ребенком – младшим после восьми дочерей и ещё одного сына.
Когда Николаю исполнилось восемь, умерла его мать. Дела отца постепенно приходили в упадок; через несколько лет скоропостижно скончался и родитель, оставив детям в наследство долги, которые нечем было оплатить.
Николай Васильевич начал всё с нуля. Уехал в Москву с пустыми карманами, и через несколько лет тяжёлой и неустанной работы смог выбиться в купцы первой гильдии, а затем и стать владельцем собственного ювелирного торгового дома. Когда дело стало приносить прибыль, он узнал о том, что на родине терпит большую нужду Иоанно-Предтеченский храм, в котором его когда-то крестили.
Это было первое пожертвование Николая Васильевича – капитал в две тысячи рублей серебром на содержание церковного причта и новые звонкие колокола, самый большой из которых весил больше трёх пудов.
«Какая неописуемая, Божественная радость – давать, ничего не требуя взамен», - писал он одной из своих сестёр. Эту радость ему не терпелось испытать снова. И в тысяча восемьсот семьдесят девятом году Николай Васильевич начинает строительство богадельни в той же Дюдиковой пустыни. Тридцать тысяч рублей было потрачено на возведение каменного трёхэтажного корпуса и хозяйственных построек. Ещё сорок две тысячи Немиров-Колодкин положил в банк под проценты на содержание своего благотворительного учреждения, которое без малого тридцать лет работало и приносило пользу жителям Вологды, и даже после Октябрьской революции не потеряло своё первоначальное назначение. В разные годы в здании бывшей Немировской богадельни располагались военный госпиталь и дом инвалидов.
О тех, кому Николай Васильевич не успел помочь при жизни, он позаботился в своём завещании. Крупные суммы Немиров-Колодкин оставил Александровскому детскому приюту, Вологодскому благотворительному обществу и Обществу врачей. Десять тысяч рублей предназначалось для вклада в Вологодскую городскую думу с тем, чтобы проценты с них ежегодно раздавались беднейшим жителям на Рождество и Пасху. Не забыл Николай Васильевич и про богадельню, которой завещал сорок тысяч рублей; и про Иоанно-Предтеченский храм, которому оставил редкие иконы в драгоценных окладах. Правда, в завещании он всё-таки кое-что попросил взамен: усердных молитв об упокоении своей души.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия