Некоторые мужчины не хотят жениться из-за того, что семья будет ограничивать их свободу.
Знаменитый русский учёный и путешественник Николай Миклухо-Маклай покинул Россию в восемнадцать лет, когда поехал учиться в Германию. Так началась пора его странствий – сначала по немецким университетам, а потом и по всему миру. В первое путешествие он отправился в двадцать лет, а его знаменитая экспедиция в Новую Гвинею состоялась, когда Миклухо-Маклаю было всего двадцать четыре года.
Деятельная, неприхотливая и увлечённая натура Николая находила в путешествиях всё необходимое для себя: удивительные открытия, новые горизонты, чувство неограниченной свободы… Учёному казалось, что его сердце может быть занято только экспедициями, научными исследованиями и борьбой за права гвинейских туземцев. Женщин он сторонился – перспектива семейной жизни его не привлекала. Расставание с необъятными морскими просторами и невозможность ездить в Новую Гвинею стали бы для Николая трагедией. Но однажды в его жизни появилась женщина, рядом с которой потеря свободы передвижений по странам и континентам перестала казаться ужасной.
В 1881 году Миклухо-Маклай основал в столице Австралии – городе СИднее – биологическую станцию, недалеко от которой жил бывший чиновник Джон РОбертсон. Николай часто заходил к нему в гости, где и познакомился с его младшей дочерью, МАргарет-Эммой. У неё недавно умер муж, и она не думала о новом браке, хотя руки этой молодой, красивой и богатой вдовы добивались многие поклонники. Узнав об этом, Николай только посмеивался – нет, он никогда не будет в их числе! Но стоило ему услышать чистый голос Маргарет, увидеть её нежную улыбку, как убеждённый холостяк дрогнул.
Миклухо-Маклай, всю жизнь предпочитавший одиночество, понял, что начал им тяготиться. Всё его существо стремилось к Рите, как он ласково называл Маргарет. Однако в своих чувствах Николай долго не признавался, боясь, что рядом с утончённой красавицей будет выглядеть слишком грубо. Сделать ей предложение он так и не успел – нужно было срочно уезжать в Россию.
Вернувшись на родину, Миклухо-Маклай очень быстро понял, что медлил зря. Образы загадочных островов меркли в сравнении с возникающим в памяти ликом Маргарет. А ведь путешествие в Россию и обратно займёт по меньшей мере год… Их переписка с Ритой не прекращалась, и Николай написал о своей любви в письме. Ответ на него сильно задержался в пути, и Миклухо-Маклай был уже на грани отчаяния, когда письмо любимой наконец-то дошло. Прочитав его, Николай не мог поверить своим глазам. Маргарет была готова следовать за ним хоть на край света, лишь бы быть рядом…
Миклухо-Маклай как можно скорее отправился обратно в Сидней. Но там его ждали новые проблемы – отец невесты отказывался дать разрешение на брак. Николай был беден, а его здоровье подорвали долгие экспедиции. К тому же невеста была протестанткой, и в России её брак с православным могли не признать. У Николая потребовали, чтобы он просил разрешения у самого императора. Миклухо-Маклая это не остановило. Скоро высочайшее позволение пришло, и препятствий к свадьбе не осталось.
Поженившись, супруги стали жить на биологической станции, где у них родились двое сыновей. Через год правительство забрало здание станции, и Николай решил перевезти семью на родину. Маргарет с радостью согласилась, хотя не знала русского языка. Ей даже не были страшны суровые русские зимы – лишь бы не расставаться с мужем!
Николай был счастлив с женой. Одному из друзей он писал: «Действительно, я понимаю теперь, что женщина может внести истинное счастье в жизнь человека, который никогда не верил, что оно существует на свете».
К сожалению, счастье супругов было недолгим. В северном климате болезни Миклухо-Маклая обострились, он начал страдать от непонятных болей, и лучшие врачи страны оказались не способны ему помочь. Николай умер на руках у жены после всего четырёх лет брака.
Маргарита осталась в России, занимаясь изданием трудов мужа. Лишь завершив эту работу, она вернулась в Австралию. Однако и вдали от России Николай продолжать жить в её сердце, и до конца дней она подписывалась как Маргарет де Миклухо-Маклай.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия