«Он футболист, он теннисист и даже МХАТовский артист», - говорили про Николая Озерова. Ему повезло в жизни: при невероятной занятости не пришлось выбирать между творчеством и семьёй. Этот выбор взяла на себя жена Озерова – Маргарита Азаровская.
Николай вырос в интеллигентной семье. Его прадед был композитором – сочинял духовную музыку, дед – священником, а отец певцом, солистом Большого театра. Мама-актриса отказалась от карьеры, когда у неё родились дети. Первые воспоминания Коли были связаны с домом. Отец приходил после спектаклей, его встречала ласковая мама. Семья собиралась за чаем, вёлся неспешный разговор. Это была настоящее родовое гнездо, в котором все любили друг друга.
Сам Озеров женился поздно. В 47 лет. А познакомился он со своей избранницей за 16 лет до этого. Маргарита училась в Педагогическом ВУЗе. Николай, который тогда уже был не только прославленным теннисистом, но и артистом МХАТа, приехал в институт со спектаклем. Озеров обратил внимание на красивую девушку в зале и сумел её разыскать. Они подружились. О семейной жизни Николай тогда и не думал. Он пропадал на тренировках, часто уезжал на соревнования, играл в театре. Ему просто некогда было жениться. А Маргарита любила его и ждала. Долгих 16 лет. Предложение Николай сделал неожиданно. Он подвозил Маргариту в издательство, где она работала. Притормозив у цветочного магазина, попросил её купить цветов. Маргарита вернулась с букетом роз. Отдала его Николаю. У издательства Озеров вышел из машины, вручил букет подруге и спросил, согласна ли она стать его женой.
Через год у Озеровых родились близнецы: сын и дочка. Немолодой уже отец был так счастлив, что влетел в редакцию спортивных программ, где работал комментатором с криком: «Микст! Микст!». В теннисе так называется парная игра с участием мужчин и женщин. Озеров назвал микстом рождение сына и дочери. Дети были ещё грудными, а отец уже выписал на них членские билеты спортивного общества «Спартак». И вклеил туда фотографии в пелёнках. Близнецы с четырёх лет занимались теннисом. Когда они проигрывали отец плакал вместе с ними. Озеровы крестили своих малышей. О своей вере в Бога Николай Николаевич никогда не говорил, но когда на машине проезжал мимо церкви, обязательно выключал радио. В такие моменты в автомобили замолкали все пассажиры.
С появлением детей Маргарита оставила службу. Ей хватало работы дома. Приходилось быть секретарём мужа. В квартире не утихал телефон. Об Озерове ходила слава, как о добрейшем человеке Москвы. Ему звонили знакомые и незнакомые люди. С какими только просьбами они не обращались. Получить квартиру или машину. Поставить телефон. Николай Николаевич никому не отказывал. Ходил по кабинетам и хлопотал без конца.
У Озеровых была дача в посёлке Загорянка под Москвой. Семья обожала там отдыхать. Маргарита пекла любимые пирожки мужа, собирались гости. Это были дивные вечера. Кстати сказать, жили Озеровы достаточно скромно. Приехавший однажды на дачу известный певец даже воскликнул: «Ой, я не знал, что вы так бедно живёте!». Супруги в ответ только рассмеялись.
Озеров часто уезжал из дома. И всюду возил с собой иконку, подаренную мамой. Работа забрасывала его в разные уголки мира. Жена иногда выговаривала ему за то, что в самолётах он проводит больше времени, чем дома. А муж продолжал ездить и привозил Маргарите Петровне косынки с названием города, в котором побывал или французские духи, которые она берегла.
К концу 80-х годов Озеров тяжело заболел. С телевидения его уволили. Николай Николаевич переживал страшно и молча. Но у него была семья, она требовала заботы. Озеров, сидя в инвалидном кресле, организовывал детские турниры и соревнования для инвалидов, проводил спортивные фестивали в Чернобыльской зоне. Маргарита Петровна всегда была рядом. А здоровье мужа становилось всё хуже. По ночам его мучили боли. Она не спала, старалась обтираниями хоть немного облегчить его страдания. Когда боли стали нестерпимыми, Озерова увезли в больницу. На следующий день его не стало. Этот день Маргарита Петровна провела как в тумане.
Дом Озеровых опустел. С уходом Николая Николаевича ушёл праздник, который он так любил дарить людям. Но у родных и у миллионов телезрителей осталась бесконечная любовь. Спустя много лет после смерти отца, дочь Озерова - Надежда сказала: «У Бога все живы, и я знаю точно, что мы встретимся».
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия