Уже стало традицией, что раз в году почти во всех школах страны мы становимся свидетелями любопытнейшего зрелища. По прямоугольным коридорам бродят ученики в костюмах мертвецов и чудовищ, весело пугая друг друга внешним видом. Их лица и руки обильно вымазаны томатной пастой, а в школьной столовой на белых скатертях продают отрезанные пальцы и черепа из теста. Эта фантасмагория называется «праздник Хэллоуин». И почти каждый год в пресс-службах почти всех епархий разрываются телефоны с вопросами от журналистов: как Церковь к этому относится?
На самом деле, критиковать подобные «праздники» — дело не благодарное. Но поскольку Хэллоуин как «невинную шалость» прививают нашей системе образования, будет не лишним сказать сегодня пару серьезных слов об истоках новой моды.
В западной культуре праздник Хэллоуин нередко называют Днем всех святых. И только самые любознательные знают его оригинальное название – кельтский праздник Самайн. Зловещие костюмы в день Самайна - не случайное явление. Дело в том, что в древнем кельтском календаре это был самый опасный день. Он был связан с культом разгневанных демонов, которые выходят на свою охоту. Юлий Цезарь в своей знаменитой «Книге о галльских войнах» писал, что в Самайн, по верованиям кельтов, открывалась дверь между мирами, и духи с того света свободно входили в мир людей. Встреча с таким духом ничего хорошего человеку не сулила. Ни одна армия и ни один мифический герой не могли им противостоять. От богов можно было откупиться только жертвоприношениями. Греческий историк и путешественник ДиодОр Сицилийский писал о том подлинном ужасе, который испытывали древние кельты в день Самайна. А вот с принятием христианства – страхов поубавилось. Как говорил Уильям Йетс: «незваные гости с того света застряли на таможне». Дело в том, что неслучайно в день Самайна кельтские христиане стали отмечать праздник в честь всех святых. Ведь именно силы небесные, святые покровители в сознании людей и стали той «армией», которая была способна остановить вакханалии свирепых духов. Эта идея так понравилась Риму, что римский папа Григорий IV решил повсеместно праздновать некогда кельтский праздник Самайн как День всех святых. Отсюда и происходит слово Хэллоуин, ведь по-английски это звучало как All hallows’ eve, то есть канун всех святых, или «хэллоуин».
Казалось бы, как добрая народная сказка. Однако сегодня старая сказка со счастливым концом повернулась к своему печальному началу. Хэллоуин вновь обрел зловещий вид кельтского Самайна, со всеми его ужасами, страхами и демонизацией окружающего пространства. Правда, нам объясняют - это всё как бы понарошку и весело. С такой нехитрой риторикой Хэллоуин и вошел в студенческую среду и под своды школ. Есть даже мнение, что через костюмы вампиров и зомби детская психика избавляется от агрессии и страхов. Вот уж сомнительный аргумент. Наверное и просмотр кровавых боевиков, по этой логике, должен делать ребенка добрее и чутче. Попытки таких «специалистов» от коммерческих структур оправдать продвижение праздника в образовательное пространство вполне понятно. Это многомиллионный бизнес. А вот детские психологи бьют тревогу. К сожалению уровень агрессии и насилия в школе с каждым годом только повышается. По мнению ученых Института семьи и воспитания, а также Института педагогических инноваций Российской академии образования роль праздника Хэллоуин в этой печальной статистике не последняя. По мнению специалистов, «Хэллоуин формирует у ребенка депрессивную психологию, прививает цинизм и жестокость». Оказывается всем давно известны совсем незабавные стороны этой детской забавы. Есть мнения педагогов, психологов, профессиональных институтов и светских спикеров. Очень надеюсь, что они будут услышаны, и нечистая сила потеряет коммерческую и всякую иную привлекательность.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница