Недавно подруга рассказала мне о том, как она ходила с мужем и детьми на праздник в храм, как они всей семьей причащались из одной Чаши... В этой истории не было ничего из ряда вон выходящего, но я вдруг с горечью подумала, что не могу сейчас представить такую ситуацию в моей семье. Настолько часть моей жизни – церковная – отделена от семейной, словно непреодолимой пропастью.
Апостол Павел говорит, что «жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.”
Однако, как же быть с жизнью церковной? Ведь очень сложно с неверующими близкими соблюдать посты, молиться, да и регулярно посещать храм тоже непросто. Весь уклад жизни неверующих людей не соответствует церковному ритму. И если ты живешь в неверующей семье, настоящей церковной жизни никак не получается. Сначала ты смиряешься с одним, затем потакаешь другому, и в конце концов получается, что и в храм ты ходишь в лучшем случае раз в месяц, и молишься только иногда, и то не полным правилом, а уж посты соблюдаешь вообще с серединки на половинку. Таким образом ты словно бы садишься между двух стульев: и в церковь вроде бы ходишь иногда, но полноценной христианской жизни у тебя никак не складывается. Бог существует где-то на периферии твоей повседневной жизни, что абсолютно недопустимо.
Но как же тут быть, если жена должна во всем слушаться своего мужа? Неминуем конфликт между предписаниями Церкви и пожеланиями неверующего мужа. И этот неразрешимый конфликт будет мучить женщину, внушать ей чувство вины и своей неполноценности. Ни в коем случае нельзя ставить перед ней вопрос: кто главнее – Бог или муж?
Мне кажется, ответ может быть только один – искать во всем золотую середину. Любить своих детей и мужа, каяться в своих грехах, молиться, слушаться мужа. Но слушаться до определенных пределов, не нарушая Божьих заповедей. В определенных случаях, когда христианская совесть противится послушанию, смиренно, но твердо стоять на своем: муж тоже должен уважать то, что дорого и свято для его жены.
Вместе с тем, нужно молиться – горячо, искренне – за своего неверующего супруга. И еще очень важно взращивать в себе к своему мужу уважение, благодарность, нежность, сочувствие, деликатность, заботу, понимание… А сорняки раздражения, злобы, отторжения и холодности сразу замечать и беспощадно выпалывать. И только тогда «неверующий муж освятится женою верующей». Освятится не потому, что верующая жена свята и безгрешна, а потому что Господь ниспошлет Свою милость даже через такой немощный сосуд, как обыкновенную грешную женщину. Потому что Он Всеблаг и Всемилостив и любит абсолютно все свои создания.
Сейчас пока я не могу себе представить, как мой супруг придет в храм, но невозможное человеку возможно Богу. Можно было бы отчаяться, но я верю, что спасение человека – такая же великая тайна, как и его рождение и смерть, и доступна эта тайна исключительно лишь нашему Создателю. Христос сказал, что «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». И только Ему известно, какими путями Он привлекает к Себе ту или иную душу.
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.