В Забайкальском крае, в Нерчинском районе, всего-то в восьми километрах от города Нерчинска немногим ниже слияния рек Шилки и Нерчи на оживленной трассе стоит проезжее село Калинино.
А ранее село это прозывалось Монастырское. И название сие возникло неспроста: во времена почти незапамятные, в году 1706 по указу царя Петра построился здесь самый дальний русский монастырь – Нерчинский Успенский, первый монастырь, образованный в Забайкалье.
Монастырская территория, площадью немногим более 2-х тысяч квадратных метров был обнесен невысокой оградою, внутри которой стояли основные монастырские хозяйственный постройки: две церкви, деревянные и каменные кельи, амбары, кладовые, погреб, монастырская кухня. За оградою стояли несколько изб, мастерские по дублению и выделки кож, конный двор, поварня, «где для монастырскoй надобности варилось пиво», баня, гумно, два овина. Тут же стояла и богадельня, в которой проживало десятка полтора больных и престарелых. Только в году 1736 богадельня сгорела и уже не восстанавливалась.
Из двух церквей одна была деревянною, и свидетельств о ней осталось мало. А другая, каменная Успенская церковь стоит до сих пор, но о ней мы расскажем в отдельной программе, ибо она того заслуживает.
В отличие от многих иных, Нерчинский Успенский монастырь школы при себе не имел, однако явно был центром грамотности в здешних краях, ибо имел в хозяйстве своем множество печатных («киевской печати») и рукописных книг: Евангелия, Новый Завет, псалтири, часословы, требники, минеи, прологи, книги Иоанна Златоуста и другие. Наличие же в монастыре нотных книг говорило о знании монахами нотной грамоты, что в те времена встречалось нечасто.
В немалое хозяйство входило пятьдесят десятин пахотной земли; сенные угодья, лесные угодья, две мельницы, табун лошадей в три с половиною сотни голов, более 400-т голов крупного рогатого скота, да столько же овец и коз.
К монастырю были приписаны 7 деревень, и за ним числилось 160 душ приписных крестьян, кои и выполняли в монастыре хозяйственные работы.
Однако 26 февраля 1764 года матушка-императрица Екатерина II издала указ о секуляризации церковных земель. То есть – об изъятии оных в пользу государства. В этот же год Нерчинский Успенский монастырь был упразднен. Монастырские земли отошли крестьянам, скот частично распродали, а большей частью забили. Имущество монастыря тоже распродали, а то и просто расхитили.
Так прекратил свое существование Нерчинский Успенский монастырь.
Честно говоря, жаль…
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.