Турецкое ущелье – это в Абхазии, недалеко от Пицунды. Там высокие горы, яркое солнце, там растут киви, мандарины и алыча. А в домике на самом берегу моря живёт писательница Наталья Сухинина. Едва наступает лето, как в её гостеприимном доме с часовенкой собираются друзья, знакомые, а часто и незнакомые люди. И каждая встреча несёт в себе что-то особенное. Что-то, о чём очень писательнице давно уже хотелось рассказать другим. И вот, наконец-то Наталья Сухинина сделала это – опубликовала в своей книге под названием «Благодарю тебя. Записки из ущелья» небольшие житейские и, на первый взгляд, простенькие истории из жизни на морском берегу.
Однако читателей, которым книги Натальи давно уже полюбились, не проведёшь: у Сухининой «просто» всегда значит «мудро». Несмотря на то, что её произведения в какой-то степени можно отнести к лёгкому жанру, ни одно из них не выросло на пустом месте. Так что писательница явно поскромничала, заявив в предисловии к книге, что в её историях нет острого сюжета или закрученной фабулы. Может, и нет, но мы-то знаем, что в произведениях Натальи Сухининой это совсем не главное!
А главное в её книге «Благодарю тебя. Записки из ущелья» - умение в самых бытовых ситуациях увидеть значимый смысл и чему-то в них научиться. Например, быть благодарной Богу за каждый прожитый день. За то, что в саду поспела сладкая слива-мушмула, а ночью светлячки зажигают свои фонарики. За то, что Господь посылает на пути людей, после встречи с которыми просто хочется жить. Таких, например, как герой рассказа «А я волю люблю» - инвалид и бывший дальнобойщик Владимир. Он давно уже передвигается на костылях, но не сдаётся, и каждый год один на машине едет к морю.
Словом – уметь радоваться обыкновенной жизни. Хотя, как считает писательница, обыкновенных жизней вообще не бывает. Каждая – уникальная, и о каждой Господь имеет своё попечение. Как, например, о герое потрясающего до глубины души рассказ «Верую!», неизлечимо больном соседе Натальи, пожелавшем принять крещение. И хотя священника в тот момент пригласить было неоткуда, Наталья почему-то твёрдо пообещала соседу, что найдёт батюшку. И через два дня на пороге её дома нежданно-негаданно появился отдыхающий, который искал жильё. У него была длинная борода. Звали Его отец Илья…
Все эти интересные, смешные, порой невероятные, но правдивые истории – и есть своеобразная благодарность писательницы. Друзьям – за то, что рядом. Читателям – за то, что понимают. Богу – за каждое мгновение жизни. И хочется вслед за Натальей Сухининой искренне сказать «Благодарю тебя!», прочитав её «Записки из ущелья».
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение