В семнадцатом веке до Рождества Христова сыновья библейского патриарха Иакова нашли в Египте спасение от голода. Родоначальники двенадцати колен израильского народа смогли устроиться на плодородных землях в дельте Нила благодаря тому, что один из них, Иосиф, был соправителем фараона. Однако, со смертью Иосифа положение евреев в Египте изменилось. Хозяева земли оторвали их от привычного животноводства и принудили работать на стройках и на полях. Для иудеев настали тяжкие дни рабства, которые растянулись на несколько столетий.
Вывести израильский народ из плена взялся пророк Моисей. Еврей, воспитанный в доме фараона, он неоднократно ходатайствовал перед правителем о даровании свободы своим соплеменникам. Монарх упорно не соглашался, однако всякий раз после его отказа на страну обрушивалось стихийное бедствие. Эти катаклизмы, описанные в библейской книге Исход, вошли в историю, как десять казней египетских. Восьмым наказанием было нашествие несметных полчищ саранчи.
Что интересно – именно после того, как Моисей пригрозил, что Бог наведет на Египет саранчу, приближенные фараона взмолились, чтобы он отпустил евреев. Страх египетских сановников перед этими насекомыми понятен всякому, кто видел их живой рой. Миллиарды особей движутся сплошной черной тучей, покрывая землю и заслоняя небо. На своем пути они пожирают посевы, траву, кору деревьев. Цветущая местность стремительно превращается в пустыню.
Но откуда возникает эта стрекочущая армия? Где, например, стая саранчи находилась до того, как появиться в Египте? Ответ на этот вопрос дал в семидесятых годах двадцатого века известный французский энтомолог, доктор биологических наук, почетный профессор Сорбонны Реми Шовен. В ходе лабораторных опытов он установил, что безобидная зеленая саранча, ведущая оседлый образ жизни, и саранча желтая, воинственно кочующая – это две фазы существования одного и того же насекомого!
Комментарий эксперта:
Саранча – одно из самых таинственных созданий планеты. Ее трансформация из зеленой, одиночной фазы в стайную, желтую – абсолютно уникальное свойство, не встречающееся у других насекомых. Эти две фазы имеют столь значительные отличия как во внешнем виде и физиологии, так и в характере поведения, что одно время ученые считали их разными видами саранчи.
Зеленая саранча может продолжительное время жить на той или иной территории, абсолютно не привлекая к себе внимания. Поколения оседлых насекомых сменяют друг друга на протяжении многих лет, пока однажды не появляются личинки, которые разительно отличаются от своих родителей. Уже на этой стадии развития они не таятся в пустынной растительности, а собираются в единую массу и покидают «родовое гнездо». Пешая армия личинок передвигается с неимоверной скоростью. Во время своего похода личинки приобретают крылья. Это означает, что пеший тур окончен – теперь вся армия слаженно летит в одном направлении.01
В своем полете саранча может подниматься на высоту до полутора тысяч метров. К концу дня полчища опускаются на землю, где за несколько минут полностью уничтожают всю растительность. Ежедневно каждое насекомое съедает ровно столько пищи, сколько весит само, то есть примерно два грамма. Легко подсчитать, что стая в миллион особей по прожорливости не уступит стаду из десяти слонов, каждый из которых съедает в день около двухсот килограммов зеленого корма.
Но все-таки – почему вдруг из яиц, которые откладывает оседлая зеленая саранча, появляются личинки с иной, разрушительной программой поведения? Как происходит эта удивительная метаморфоза? Профессор Реми Шовен попытался дать ответ и на этот вопрос.
Комментарий эксперта:
В оседлой фазе саранча существует, пока для сохранения популяции достаточно пищи. Когда же наступает дефицит питания и увеличивается количество особей на один квадратный метр, саранча откладывает яйца с активированной походной программой. Причем, размножение происходит в геометрической прогрессии. Чаще всего это бывает в засушливые годы. По всей видимости, и в Египте во времена пророка Моисея нашествие саранчи было вызвано изменением климата с теплого и влажного на горячий и сухой. Способствовала запуску перерождения одного вида насекомых в другой и предыдущая, седьмая египетская казнь - огненный град, уничтоживший большую часть растительности.
Саранча до сих пор во многом остается загадкой для ученых. Удивляет, например, согласованность движения роя насекомых, словно бы направляемых уверенной рукой. Непонятно также – куда иногда исчезают стаи, набрав несколько миллиардов особей? Так, в 1875 году в США гигантский рой саранчи атаковал штат Техас и, произведя колоссальные опустошения, словно испарился, повергнув в шок энтомологов. И чем больше ученые узнают об этих страшных насекомых, тем больше у них появляется новых вопросов. Нашествие саранчи на Египет остается загадкой для науки. Но чудеса и не могут быть объяснены с научной точки зрения. Ими управляют не земные законы, а Господь, Которому принадлежит всякая власть на небе и на земле.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение