В семнадцатом веке до Рождества Христова сыновья библейского патриарха Иакова нашли в Египте спасение от голода. Родоначальники двенадцати колен израильского народа смогли устроиться на плодородных землях в дельте Нила благодаря тому, что один из них, Иосиф, был соправителем фараона. Однако, со смертью Иосифа положение евреев в Египте изменилось. Хозяева земли оторвали их от привычного животноводства и принудили работать на стройках и на полях. Для иудеев настали тяжкие дни рабства, которые растянулись на несколько столетий.
Вывести израильский народ из плена взялся пророк Моисей. Еврей, воспитанный в доме фараона, он неоднократно ходатайствовал перед правителем о даровании свободы своим соплеменникам. Монарх упорно не соглашался, однако всякий раз после его отказа на страну обрушивалось стихийное бедствие. Эти катаклизмы, описанные в библейской книге Исход, вошли в историю, как десять казней египетских. Восьмым наказанием было нашествие несметных полчищ саранчи.
Что интересно – именно после того, как Моисей пригрозил, что Бог наведет на Египет саранчу, приближенные фараона взмолились, чтобы он отпустил евреев. Страх египетских сановников перед этими насекомыми понятен всякому, кто видел их живой рой. Миллиарды особей движутся сплошной черной тучей, покрывая землю и заслоняя небо. На своем пути они пожирают посевы, траву, кору деревьев. Цветущая местность стремительно превращается в пустыню.
Но откуда возникает эта стрекочущая армия? Где, например, стая саранчи находилась до того, как появиться в Египте? Ответ на этот вопрос дал в семидесятых годах двадцатого века известный французский энтомолог, доктор биологических наук, почетный профессор Сорбонны Реми Шовен. В ходе лабораторных опытов он установил, что безобидная зеленая саранча, ведущая оседлый образ жизни, и саранча желтая, воинственно кочующая – это две фазы существования одного и того же насекомого!
Комментарий эксперта:
Саранча – одно из самых таинственных созданий планеты. Ее трансформация из зеленой, одиночной фазы в стайную, желтую – абсолютно уникальное свойство, не встречающееся у других насекомых. Эти две фазы имеют столь значительные отличия как во внешнем виде и физиологии, так и в характере поведения, что одно время ученые считали их разными видами саранчи.
Зеленая саранча может продолжительное время жить на той или иной территории, абсолютно не привлекая к себе внимания. Поколения оседлых насекомых сменяют друг друга на протяжении многих лет, пока однажды не появляются личинки, которые разительно отличаются от своих родителей. Уже на этой стадии развития они не таятся в пустынной растительности, а собираются в единую массу и покидают «родовое гнездо». Пешая армия личинок передвигается с неимоверной скоростью. Во время своего похода личинки приобретают крылья. Это означает, что пеший тур окончен – теперь вся армия слаженно летит в одном направлении.01
В своем полете саранча может подниматься на высоту до полутора тысяч метров. К концу дня полчища опускаются на землю, где за несколько минут полностью уничтожают всю растительность. Ежедневно каждое насекомое съедает ровно столько пищи, сколько весит само, то есть примерно два грамма. Легко подсчитать, что стая в миллион особей по прожорливости не уступит стаду из десяти слонов, каждый из которых съедает в день около двухсот килограммов зеленого корма.
Но все-таки – почему вдруг из яиц, которые откладывает оседлая зеленая саранча, появляются личинки с иной, разрушительной программой поведения? Как происходит эта удивительная метаморфоза? Профессор Реми Шовен попытался дать ответ и на этот вопрос.
Комментарий эксперта:
В оседлой фазе саранча существует, пока для сохранения популяции достаточно пищи. Когда же наступает дефицит питания и увеличивается количество особей на один квадратный метр, саранча откладывает яйца с активированной походной программой. Причем, размножение происходит в геометрической прогрессии. Чаще всего это бывает в засушливые годы. По всей видимости, и в Египте во времена пророка Моисея нашествие саранчи было вызвано изменением климата с теплого и влажного на горячий и сухой. Способствовала запуску перерождения одного вида насекомых в другой и предыдущая, седьмая египетская казнь - огненный град, уничтоживший большую часть растительности.
Саранча до сих пор во многом остается загадкой для ученых. Удивляет, например, согласованность движения роя насекомых, словно бы направляемых уверенной рукой. Непонятно также – куда иногда исчезают стаи, набрав несколько миллиардов особей? Так, в 1875 году в США гигантский рой саранчи атаковал штат Техас и, произведя колоссальные опустошения, словно испарился, повергнув в шок энтомологов. И чем больше ученые узнают об этих страшных насекомых, тем больше у них появляется новых вопросов. Нашествие саранчи на Египет остается загадкой для науки. Но чудеса и не могут быть объяснены с научной точки зрения. Ими управляют не земные законы, а Господь, Которому принадлежит всякая власть на небе и на земле.
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе