"Музыка под небом". Светлый вечер со священником Ильей Пиэсисом и Константином Уваровым (17.05.2017) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

"Музыка под небом". Светлый вечер со священником Ильей Пиэсисом и Константином Уваровым (17.05.2017)

* Поделиться

Илья Пиэсис (слева), Константин Уваров (справа)

У нас в гостях был настоятель храма Преображения Господня в селе Остров Московской области священник Илья Пиэсис и музыкант, директор фестиваля "Музыка под небом", руководитель "Контрабас-квартета" Константин Уваров.

Мы говорили о фестивале "Музыка под небом", проводящемся при храме в селе Остров, о программе мероприятия и его участниках, а также о том, почему прихожане храма решили организовать большой фестиваль классической музыки.


В. Емельянов

— Здравствуйте! Это программа «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии: Владимир Емельянов…

А. Пичугин

— Алексей Пичугин. Здравствуйте!

В. Емельянов

— Мы встречаемся незадолго до начала фестиваля «Музыка под небом», это open air — так называемый фестиваль под открытым небом. И наши сегодняшние гости имеют самое непосредственное касание к этому фестивалю — это священник Илия Пиэсис, настоятель храма Преображения Господня села Остров Ленинского района Московской области. Здравствуйте, добрый вечер!

Иерей Илия Пиэсис

— Добрый вечер!

В. Емельянов

— И директор фестиваля «Музыка под небом», руководитель «Контрабас-Квартета» Константин Уваров. Здравствуйте, добрый вечер!

К. Уваров

— Добрый вечер!

В. Емельянов

— Давайте с самого начала: что это за фестиваль? Фестивали под открытым небом всегда очень интересны, начиная с джазовых фестивалей, фестивалей рок-музыки, западной и отечественной фолк-музыки и т.д. Я, честно говоря, первый раз слышу про этот фестиваль. Возможно, это мое журналистское недоразумение, а может, от меня эта тема как-то ускользнула. Поэтому давайте с фестивалем знакомиться с самого начала. Когда возникла эта идея?

К. Уваров

— Идея этого фестиваля родилась ровно год назад, на Пасхальные дни 2016-го года. Получилось так, что батюшка пригласил мой квартет сыграть для прихожан этого храма. Мы сыграли, стоя прямо на паперти храма — там совершенно невероятная акустика, как ни странно. Обычно струнники (я сам контрабасист) не любят играть на открытом воздухе — потому что звука нет. А здесь получилось совершенно наоборот. Мы встали на паперти, начали играть, и вдруг поняли, что все — около 100 человек там было — все нас замечательно слышат. Они очень внимательно слушали, приняли нас на ура. И пока мы играли, я подумал: «Как же раньше мне эта мысль в голову не приходила?» Я сам житель этого села, но по гастрольной музыкальной жизни не так часто там бывал, очень часто уезжал. И я подумал, что надо срочно это исправлять. Сразу после этого концерта я подошел к батюшке, говорю: «Батюшка, вот такая идея мне сейчас пришла в голову. Что скажете?» Батюшка сказал: «Бог благословит, Константин». И действительно, с тех пор всё завертелось, и сейчас мы пришли к тому, что буквально через две недели открываем этот фестиваль.

В. Емельянов

— Отец Илия, а у вас какие-то такие мысли бродили в голове: что чего-то не хватает еще в селе?

Иерей Илия Пиэсис

— Да. Бывший настоятель этого храма отец Леонид Грилихес…

А. Пичугин

— Известный очень человек.

Иерей Илия Пиэсис

— Да, известный библеист, мировой ученый. Он притягивал к себе интеллигенцию, элиту. Я знаю, что при нем в храме были и ежегодные литературные вечера, и музыкальные вечера — всё это проводилось немножко в таком камерном виде. И с его уходом эти люди тоже ушли, их не было.

А. Пичугин

— Надо отметить, что отец Леонид сейчас за границей.

Иерей Илия Пиэсис

— Да, он сейчас служит в Брюсселе, в храме Иова Многострадального, который построен по проекту одного из приделов нашего храма. И когда пришел Константин, и мы с ним познакомились… Слава Богу, Бог послал такого человека — одаренного, а главное — радеющего за дело, желающего с музыкой поделиться своим настроением. И я увидел в его настроении нотки веры, благочестия. И мы решили вместе на пользу храма и на пользу прихожан организовать подобное музыкальное мероприятие — потому что храм немножко забытое место для людей сейчас. И вот, чтобы немножко раскачать людей, расшевелить, как бы придать им крылья для молитвы, мы используем и такие музыкальные…

А. Пичугин

— Раз уж мы говорим про фестиваль, надо сразу сказать, где он находится. Село Остров совсем недалеко — 5-6 км от МКАД по прямой, это недалеко от Московской кольцевой.

Иерей Илия Пиэсис

— Да, рядышком.

В. Емельянов

— Проходить фестиваль будет 26-28 мая, то есть совсем скоро. У меня такой вопрос: обычно открытые фестивали — это множество народа. Я знаю по своему предыдущему месту работы, что когда мы проводили фестиваль, то это были палаточные городки и огромное количество народа. У вас как с этим?

К. Уваров

— С нами совершенно не так. И наш храм, и наше место — они особые. Как бы это правильно сказать? Они не для массового зрителя. Храм в архитектурном смысле совершеннейшая авторская работа, он стоит вне всякого ряда, я считаю, в архитектуре. Ваятель сделал нечто, что стоит вне всякого ряда. Хотя храм размера исполинского, внутри он очень маленький — это храм для царя и его приближенных. Можно даже сказать, что храм семейный. И так же и наш фестиваль — я наш фестиваль про себя называю «фестивальчик». Конечно, это не фестиваль в обычном значении слова — огромное количество людей, снующих туда-сюда. Нет. Около 400 человек максимально может вместить территория храма — это главная площадка. Соответственно, и другая площадка, которая в селе, она тоже будет рассчитана на это количество людей — это «Рыболовная усадьба Остров». Поэтому это, скорее, такое семейное… Вот батюшка сказал про семейные вечера, которые устраивал отец Леонид — это расширение семейного формата, так скажем. Хотя и назвали мы это фестивалем, потому что лучшего слова просто не подобралось.

Иерей Илия Пиэсис

— Люди неравнодушные соберутся — действительно те, которые разбираются и ценят и музыку, и это место. Сколько я там служу, уже 3 года — и не было ни одного человека, который бы не задержал свой взгляд на храме, и вообще на этом месте, и не сказал бы: «Батюшка, как здесь хорошо!» Действительно, это схоже с горой Фавор, когда Петр сказал: «Господи! Как нам хорошо здесь!» Поэтому я и говорю, что в Остров не надо приезжать, в Острове надо оставаться.

К. Уваров

— Да, это действительно особое место. Я остался в этом селе, живу в этом селе, но я не родился там, не всегда там жил. В 1999-м году мы с женой приехали по приглашению отца Леонида на один вечер — просто поиграть музыку. Когда мы с женой приехали, мы были поражены этим местом, оно нам очень понравилось…

А. Пичугин

— Несмотря на то, что это рядом с Москвой. Многие уезжают за 300 километров…

К. Уваров

— Да, это место поразительно. Я вам скажу, что даже в соседних деревнях люди не знают, что рядом с ними находится такой храм и такое место. Я знаю людей, которым я первый был, кто сказал: «Знаете, какой у нас есть храм?» — «Где? В Острове храм? Не знаю». Хотя село Слобода в двух километрах от нас. Это место особое — оно скрыто, оно действительно сокровенно. Эта дорога тупиковая, то есть это не проезжая часть…

В. Емельянов

— А вы не боитесь прокладывать тропу такую — хоть и 400 человек, но все-таки — в это скрытое место?

К. Уваров

— Нет, наоборот — мне как раз хотелось бы, чтобы как можно больше людей увидели эту красоту. На самом деле это стоит того.

Иерей Илия Пиэсис

— Скрывать красоту все-таки нехорошо — красоту надо являть. Но тот, кто сам готов увидеть, он увидит, почувствует — и поделится еще с кем-то. Ни в коем случае это не какая-то раскрутка этого места, храма — нет-нет, ни в коем случае. Это некий такой зов для людей доброго сердца, доброго настроения — кто хочет как-то успокоить душу, сердце свое.

В. Емельянов

— Вы говорите про 400 гостей. Значит, нужно покупать билеты на этот фестиваль — я правильно понимаю?

К. Уваров

— Частично да. У нас есть довольно большая часть билетов, которые мы будем бесплатно распространять, и уже распространяем, достаточно много раздали. И часть билетов мы будем продавать.

В. Емельянов

— Три дня, насколько я вижу из программы, длится фестиваль. А вы не могли бы немножко подробнее анонсировать программу? Очень интересно — что там будет? С чего всё начинается?

К. Уваров

— Начинается всё с торжественного открытия.

В. Емельянов

— 26-го числа утром?

К. Уваров

— Нет, в 4 часа дня. Это пятница, вторая половина дня. Мы пришли к выводу, что это оптимальное время для начала торжественного открытия. Мы выбрали 26-е мая, потому что в этот день заканчивается учеба в школах, и дети вместе с родителями едут за город. Просто у меня пятеро детей, и я очень хорошо знаю это ощущение — всё, больше в школу мы не ходим 3 месяца. (Смеется.) Если мы не уезжаем отдыхать, то едем на дачу, едем в деревню…

А. Пичугин

— Деревня — это Остров?

К. Уваров

— Да. Поэтому начало мы выбрали именно здесь, потому что изначально идея это фестиваля была как семейного мероприятия — чтобы его посещали дети, родители, бабушки и дедушки. И соответственно, программа фестиваля построена так, чтобы по возможности было интересно слушать и детям, и родителям. Я сейчас занимаюсь уже только «Контрабас-Квартетом» своим — мы играем музыку детям и семейной аудитории. Мы знакомим детей с классической музыкой с помощью музыкальных сказок, интерактивных концертов. И для нас это тоже расширение нашего формата. У нас обычно достаточно камерная аудитория — обычно не более 50 человек, бывает по 100, 200, но это редкость. Обычно это 50-60 человек. Но здесь — мы решили, что раз уж пошло такое дело, мы расширим это — будем играть не только квартетом нашим (мы квартетом сыграем 2-3 раза наши сказки), но и симфонический оркестр мы включили сюда, камерный оркестр, духовой оркестр. У нас будут замечательные вокалисты из Большого театра.

А. Пичугин

— Фабио Мастранжело.

К. Уваров

— Да, это замечательный итальянский дирижер, который первым из такого уровня музыкантов откликнулся на мою просьбу поучаствовать. Это была даже не просьба — я ему осторожно рассказал, что мы планируем — еще в сентябре, в перерыве между репетициями (я с ним тогда работал в оркестре Русской филармонии), он репетировал с нами. И в перерыве я к нему подошел и спросил: «Фабио, вот такая задумка». — «Я приеду и подирижирую. Бесплатно». Просто ему понравилась идея. (Смеется.)

В. Емельянов

— Он может себе это позволить.

К. Уваров

— Он может себе это позволить. Так же, как может себе это позволить Дарья Зыкова — солистка Большого театра, которая тоже будет петь у нас на открытии, замечательная певица. Я тоже с ней много раз на сцене выступал. И она тоже, к моему величайшему удивлению, точно так же, как Фабио, отреагировала. Вообще, должен сказать, что я для себя одним из главных результатов периода подготовки фестиваля считаю то, что встретил огромное количество замечательных людей.

А. Пичугин

— Мы напомним, что в гостях у радио «Вера» сегодня: священник Илия Пиэсис — настоятель храма Преображения Господня в селе Остров, это под Москвой, недалеко от кольцевой дороги; и Константин Уваров — директор фестиваля «Музыка под небом», руководитель «Контрабас-Квартета».

В. Емельянов

— Давайте еще немножко о программе поговорим. Будет только музыка или что-то еще?

К. Уваров

— Что-то еще. Мы решили сделать так, что в субботу, на полный день, с утра до вечера село Остров превращается в один большой музыкальный остров, скажем так. Начинается всё утром: с 11 часов мы играем в храме. Наш «Контрабас-Квартет» играет две музыкальные сказки: «Щелкунчик» на музыку Чайковского и «Царевна-лягушка» на музыку русских композиторов — это Римский-Корсаков, Лядов и Стравинский. Мы играем прямо внутри храма.

А. Пичугин

— Там еще акустика, наверное, хорошая.

К. Уваров

— Потрясающая акустика! Мы уже знакомы с акустикой этого храма: в прошлом году мы играли премьеру нашей «Царевны-лягушки» именно там, в храме — для прихожан и для жителей села. Дело в том, что из трех приделов нашего храма один придел сейчас находится в ремонте, на реставрации, он не освящен. Поэтому мы пока имеем такую возможность там играть — там замечательная акустика, и сами стены вопиют, это потрясающее ощущение. Особенно, когда играешь музыку Римского-Корсакова, Стравинского, Лядова — тех людей, которые древнерусские музыкальные мотивы в своем творчестве воплотили. Все сказки Римского-Корсакова: «Садко», «Снегурочка» — это отзвуки чего-то домонгольского, древнерусского. Значит, будут две сказки. Потом у нас начинается то, что мы называем народными гуляниями — условно, в кавычках, потому что правильное название подобрать достаточно сложно. В чем там будет дело? Там будет духовой оркестр править бал. Сначала будет просто выступление духового оркестра. Потом к нам приезжают замечательные танцоры из московского хореографического ансамбля «ЭСТА» — четыре пары, они будут танцевать. У нас есть огромная площадка, мы называем ее смотровой площадкой, но мы превратим ее в танцевальную, танцпол — они там станцуют несколько танцев. А потом под духовой оркестр мы устроим мастер-класс танцевальный — то есть духовой оркестр будет играть парковую музыку: польки, вальсы, фокстроты, — а танцоры-профессионалы будут наш народ заводить. Одновременно с этим у нас будут проходить детские мастер-классы по выпечке всяких вкусностей. У нас рядом с селом есть Национальный конный парк «Русь», где есть замечательная конюшня. Из этой конюшни приведут двух пони, которые будут катать всех желающих бесплатно. Один пони будет возить на себе, а другой пони будет возить в тележке. Вокруг села, вокруг храма мы устроим интересный маршрут для детей. И еще — я боюсь анонсировать, но… Нет, не буду бояться. У нас будет полчаса потрясающего грузинского пения — приедет квартет, заслуженные артисты Грузии. Они споют, стоя под колокольней (там есть помещение, в котором просто фантастическая акустика), и они там споют для гостей фестиваля несколько песнопений церковных и грузинских застольных.

В. Емельянов

— Хорошо бы еще и грузинское застолье организовать к этим пениям грузинским.

К. Уваров

— Застолье будет, но, к сожалению, не грузинское… Хотя надо было нам, батюшка, придумать что-то грузинское по части кухни.

Иерей Илия Пиэсис

— Есть грузинское и по части кухни, конечно.

К. Уваров

— Потом у гостей будет время как раз для того, чтобы перекусить после этого народного гуляния и перейти на другую часть села — ровно противоположный конец.

В. Емельянов

— Это большое расстояние?

К. Уваров

— Да, это примерно полтора километра, у нас село в длину протяженное. Это минут 15-20, смотря как идти. Там у нас начнется оперный концерт. Это будет «Рыболовная усадьба Остров», где вокруг нас будет вода — каскад прудов. Мы планировали этот концерт немножко как итальянский, чтобы был дух Италии — все арии, которые подобраны, практически все итальянские. И вообще, нам хотелось бы воссоздать дух венецианский здесь. У нас будут два замечательных солиста: Анастасия Щеголева из Большого театра будет петь, Юрий Ростоцкий из «Новой Оперы», и Владимир Автономов из оперной студии Московской консерватории, замечательный баритон. Дирижировать будет Николай Хондзинский — новый мой знакомый, новый друг, потрясающий дирижер. Это будет в пять часов. После этого опять же будет время для того, чтобы кто-то перекусил, кто-то половил рыбу, кто-то погулял по «Рыболовной усадьбе» — там замечательные виды. Там есть мини-зоопарк, есть детская площадка — достаточно много всего. И последний концерт этого дня будет опять около храма, надо будет прогуляться обратно. И там будет концерт, который будет называться «Галопом по Европам» — это будет киноконцерт. На сцене будет находиться камерный оркестр «Kremlin» — я в нем проработал 19 лет в свое время, то есть этот оркестр для меня родной дом. Я в нем не работаю давно, но с дирижером Мишей Рахлевским, с музыкантами у меня самые теплые отношения — это все мои близкие друзья. Миша был второй человек после Фабио, который поддержал меня и сказал, что «мы обязательно примем участие и поможем». Они будут находиться на сцене, а слева от сцены, там есть большая беленая стена — на ней будут демонстрироваться видеопроекции с видеороликами из разных стран. То есть идея в том, что например, если на сцене звучит итальянская музыка — идет ролик об Италии, с видами Италии. Потом мы играем французскую музыку — на экране ролик о Франции. И вот так практически по всему миру мы пропутешествуем и возвратимся обратно в Россию. Не хочу выдавать секрет — там будет один очень интересный сюрприз.

В. Емельянов

— Тогда не выдавайте.

К. Уваров

— Не буду выдавать. Сюрприз, именно связанный с путешествиями, с полетами — очень интересный.

В. Емельянов

— Теперь вопрос к нашему второму гостю. Еще раз напомню — это священник Илия Пиэсис. Батюшка, скажите, а какая-то духовная составляющая фестиваля планируется? Возможно, это общая молитва в субботу или в воскресенье, или в пятницу вечерняя?

Иерей Илия Пиэсис

— Конечно. Мы открываем и заканчиваем фестиваль молитвой, безусловно. Также мы планируем грузинский хор, который будет исполнять духовные песнопения. И сама духовная составляющая — это то место, где проводится фестиваль — рядом с храмом. К этому времени мы подготовим брошюрки, листовочки с молитвами, с ответами на волнующие людей вопросы — они будут при входе предлагаться людям, каждый сможет с ними ознакомиться. То есть, конечно, такое вкрапление духовного просвещения обязательно будет. Все-таки музыка — это начало, а богослужение — это уже завершение. Хотелось бы, чтобы вначале люди расположились душой к храму, к этому месту, и знали бы об этом месте. Если люди будут приезжать не только за вдохновением, но и за пищей духовной, мы всегда будем готовы помочь.

В. Емельянов

— А как вообще селяне отнеслись к идее этого фестиваля? Потому что иногда бывает разная реакция местных жителей.

А. Пичугин

— Думаю, там уже местных жителей не так много осталось — там в основном коттеджи.

В. Емельянов

— Алеша, но все равно — в место, где живет тысяча человек, еще приезжает две с половиной. Я не конкретно наш фестиваль, о котором мы говорим, «Музыка под небом» беру. Многие прямо категорически против, просто категорически против — потому что это пришлые люди, чужие. Село — это довольно замкнутое объединение, все друг друга знают. А тут какие-то люди понаехали — москвичи со своими...

Иерей Илия Пиэсис

— Мне кажется, наоборот. Действительно, есть какая-то замкнутость. Но такие фестивали как раз направлены на преодоление этой замкнутости. Почему? У нас храм — памятник федерального значения, это памятник истории, это достояние всего народа. И люди должны знать об этом. И часто к нам приезжают люди издалека — не только из Москвы, но из Питера, из Новгорода, — чтобы посмотреть на наш храм, они специально приезжают. И чем больше людей будет интересоваться храмом — его историей, этим местом, тем лучше!

А. Пичугин

— Вы, кстати, сами познакомились с храмом, только когда вас туда назначили настоятелем три года назад? Или вы до этого знали?

Иерей Илия Пиэсис

— До этого я знал этот храм. Я там не был ни разу до этого. Но когда уже назначили… Сначала я был назначен просто служащим священником. Да, я познакомился воочию только тогда, три года назад — это было в конце лета, в августе. Действительно, место поразило меня. Тем более что до этого я служил в таком краю далеком, северном, где достаточно скудная природа. И когда увидел эту красоту…

А. Пичугин

— Я читал, что где-то в Когалыме?

Иерей Илия Пиэсис

— Да-да. Это Ханты-Мансийский автономный округ, славный город Когалым. Для меня была большая честь в этом городе служить.

А. Пичугин

— Вы много лет там прослужили?

Иерей Илия Пиэсис

— Семь лет, сразу после академии. По благословению покойного Патриарха Алексия был направлен туда служить.

А. Пичугин

— Из Москвы?

Иерей Илия Пиэсис

— Да, из Москвы.

А. Пичугин

— Мы через минуту вернемся в эту студию, где сегодня в гостях: священник Илия Пиэсис — настоятель храма Преображения Господня в селе Остров, это в ближайшем Подмосковье возле кольцевой дороги, Ленинский район; и Константин Уваров — директор фестиваля «Музыка под небом», руководитель «Контрабас-Квартета».

Сегодня мы говорим о замечательном фестивале — с 26 по 28 мая этого года в селе Остров состоится очередной фестиваль «Музыка под небом». А мы — это Алексей Пичугин…

В. Емельянов

— И Владимир Емельянов. Вернемся через минуту.

В. Емельянов

— Мы продолжаем наш «Светлый вечер» на радио «Вера». Наши гости: священник Илия Пиэсис — настоятель храма Преображения Господня в селе Остров, это Ленинский район Московской области; и Константин Уваров — директор фестиваля «Музыка под небом», руководитель «Контрабас-Квартета». Продолжаем наш разговор о фестивале. Программа насыщенная, гостей, правда, не так много. Скажите, пожалуйста: первый раз фестиваль проходит, вы планируете его ежегодным сделать?

К. Уваров

— Да.

В. Емельянов

— Или посмотрите, как в этом году пойдет, и откажетесь от этой идеи?

К. Уваров

— Вопрос в другом: делать его раз в год, или два раза в год?

А. Пичугин

— Даже так!

К. Уваров

— У меня возникла идея сделать два раз в год: зимний и летний фестиваль. Потому что выяснилось, что в нашем селе есть все возможности, чтобы делать фестиваль два раза в год.

В. Емельянов

— А зимой как?

К. Уваров

— В нашем селе есть замечательная «Рыболовная усадьба Остров», в которой построен банкетный зал. И вот в этом банкетном зале — это оказалось для меня величайшим сюрпризом, когда я там побывал месяц назад в первый раз, — там потрясающая акустика!

В. Емельянов

— Но четыреста человек?

К. Уваров

— Банкетный зал именно на 400 человек — огромный, красивый и замечательно звучащий зал. Именно поэтому я и подумал про зимний фестиваль, потому что... Давайте проведем этот и будем смотреть дальше. Но идеи такие есть.

В. Емельянов

— Но вы планируете, что этот фестиваль будет проходить только в этом селе Остров, ни в каком другом месте?

К. Уваров

— И на этот счет у меня есть разные мысли, которые пока не буду я озвучивать, но они есть. Не только.

В. Емельянов

— То есть он будет таким кочующим?

К. Уваров

— Может быть, и кочующим. Если Бог даст, и живы будем.

В. Емельянов

— Но село Остров — это приоритет.

К. Уваров

— Да, конечно.

В. Емельянов

— А может, зимний фестиваль в другом месте проводить?

К. Уваров

— Может быть, Владимир.

В. Емельянов

— Я уже прямо в организаторы записываюсь. (Смеются.)

Иерей Илия Пиэсис

— Надо все-таки сначала провести.

К. Уваров

— Я и говорю про это.

А. Пичугин

— Сугубо бытовой вопрос, никуда от них не денешься. С одной стороны, люди приезжают музыку слушать, и это прекрасно. Но необходима какая-то бытовая составляющая: еда, удобства, какие-то рекреационные зоны, еще что-то.

В. Емельянов

— А дождь если?

А. Пичугин

— Как с этим дело обстоит?

К. Уваров

— Если дождь — мы бежим именно в этот банкетный зал. Если погода будет, как сейчас…Мы все, конечно, надеемся, что этого не будет. Но если дождь и сильный ураган, то у нас есть куда скрыться. Это большое подспорье со стороны «Рыболовной усадьбы». И вообще, надо сказать, что они нам очень сильно помогают во всем: и директор, и владелец усадьбы — это наши большие друзья, которые с неожиданной для меня готовностью откликнулись на просьбу о помощи. Они постоянно с нами в контакте. Бытовые все условия, конечно, нужны. Мы заказали полевую кухню, которая будет кормить наших гостей, и мини-пекарня — с пирожками, пиццей и напитками. Туалеты у нас есть и около храма, и в усадьбе, поэтому с этим у нас всё нормально.

В. Емельянов

— Но на 400 человек, может быть, и дополнительные какие-то нужны?

К. Уваров

— У нас их достаточно, это всё в нашем поле зрения.

В. Емельянов

— Что касается полевой кухни — если толковый человек с черпаком стоит, то это может быть реально вкусно. Правильно сваренная каша…

К. Уваров

— В правильном месте. (Смеются.)

В. Емельянов

— Это должно быть вкусно. Коли мы заговорили об инфраструктуре — фестиваль же требует больших затрат: людей надо и принять, и накормить. И на всё это нужны деньги, и не только деньги. А вообще, помощь нужна какая-то? Не обязательно финансовая — что-то отвезти, что-то привезти?

К. Уваров

— Сейчас уже есть круг людей, сложился такой круг, которые болеют, которые «заразились» этим фестивалем, вернее, мы с батюшкой «заразили» своим фестивалем…

В. Емельянов

— Вы так рассказываете, что даже здесь за 50-60 километров от села Остров (смеются) …

К. Уваров

— Это не удивительно, я сам «заражен» этим. У нас есть круг людей, которые помогают, кто чем может — есть человек, который отвечает за полиграфию, помогает нам с полиграфией. Есть два человека, которые с «Газелями» стоят на парах и ждут приказа куда поехать и что привезти: стулья, литавры, или арфы. Среди местных жителей есть люди — надо сказать им огромное спасибо — на селе нашлись люди, которые это восприняли это как свое собственное дело, очень важное для села. Естественно, это женщины — наши женщины-мироносицы, которые занялись теми делами, про которые я бы даже и не подумал, как, например, про украшение сцены цветами, чтобы это было всё красиво.

А. Пичугин

— Поэтому команда и работает — одному человеку сложно это всё упомнить.

К. Уваров

— Да, одному это невозможно. У нас сложилась целая команда... Я делаю фестиваль в первый раз. До этого в смысле организаторства я занимался только «Контрабас-Квартетом», это масштаб несопоставимый.

В. Емельянов

— Да и вообще, немножко разные сферы.

К. Уваров

— Какая-то связь есть, но небольшая. И мне нужен был человек, которого я ждал, человек, который мне будет подсказывать — чтобы я мог ему позвонить, встретиться с ним и сказать: «Вот так и так. Я не знаю, что с этим делать?» И я такого человека нашел, он упал прямо в руки, можно так сказать. (Смеется.) Замечательный Иван Донцов, он из фонда «Отцовство», есть такой благотворительный фонд в Москве. Иван — это наша палочка-выручалочка. Он проводил такие фестивали, он много участвовал в их проведении, и поэтому для него это всё достаточно привычно и понятно — то, что для меня совершенно было непонятно поначалу. Сейчас я хоть что-то уже начинаю в этом понимать. Но тем не менее я каждый день ему звоню и спрашиваю, отчитываюсь — то есть организационные вопросы все на нем.

Иерей Илия Пиэсис

— Фестивали приходят и уходят, а отношения остаются надолго.

К. Уваров

— Самый главный результат этого фестиваля для меня лично, и не только для меня, я думаю — это то, что нашлось очень много людей, которые готовы и хотят вместе что-то хорошее делать, это замечательные люди.

А. Пичугин

— Хотя, казалось бы, что классическая музыка в том виде, в котором она сейчас в России и в мире существует, это сугубо нишевое явление. И, соответственно, она с трудом может привлечь такое количество народа. Конечно, он не претендует на масштабы обычных российских фестивалей, которые летом проходят. Но с другой стороны… Вы ожидаете, хотя бы примерно — сколько народа может его посетить?

К. Уваров

— 400 человек — это то количество, которое…

А. Пичугин

— Это то количество, которое вы можете принять. А если будут просто приезжать люди?

К. Уваров

— Это именно тот вопрос, который… У нас есть два больших вопроса: если будет совсем плохая погода, то не откажется ли половина вообще от приезда на фестиваль, и тогда будет большой недостаток. Либо, если будет совсем хорошая погода, то может быть переизбыток людей, что для нас тоже будет проблемой, потому что мы действительно ограничены, очень сильно ограничены территорией прихрамовой, она небольшая. Храм ввысь устремлен, он очень компактен по площади, и территория прихрамовая тоже небольшая. Надеюсь, что мы всё правильно рассчитали. Тут такое еще дело — добрая половина гостей нашего фестиваля… Нет, не половина, наверное, треть — это наши друзья, друзья наших друзей — те, кто принимал участие в подготовке фестиваля; те, кто болел за это; те, кто слушают «Контрабас-Квартет». Люди, к которым мы приезжаем постоянно: детские клубы, детские сады — это наша публика основная, дошкольники. Кстати, некоторые приезжают целыми клубами к нам, и даже школами, классами.

В. Емельянов

— С одной стороны, надо про этот новый фестиваль рассказать — и гости наши это делают великолепно. С другой стороны, мы также понимаем, что это 400 человек. А у нас территория вещания, во-первых, какая — сколько городов…

А. Пичугин

— Вряд ли поедут из Омска…

В. Емельянов

— Из Омска вряд ли, а Москва и Московская область… Я вот сейчас представил, как все сейчас ломанутся туда (смеется) 26-го числа, наши слушатели преданные.

К. Уваров

— Да, есть такой момент. Если человек захочет к нам приехать — надо просто зайти на наш сайт и посмотреть, есть ли билеты. Если их уже нет, то тогда лучше воздержаться.

А. Пичугин

— Будет зимний фестиваль тогда, надеемся.

К. Уваров

— Или на следующий год — если Бог даст, и живы будем.

В. Емельянов

— Да, здесь такой предохранительный клапан — наличие билетов. Просто так, как на остальные открытые фестивали под открытым небом, не зайти…

К. Уваров

— Нет, просто так не зайти, это другая история.

В. Емельянов

— Нужны билеты. Кстати, про большие фестивали, про которые Алеша сказал: и рок-фестивали, и джазовые фестивали — там все равно нужен билет. Без билета ты на территорию зайти не можешь. Отец Илия, у меня к вам такой вопрос — много ли прихожан в вашем храме?

Иерей Илия Пиэсис

— Прихожан немного. Основной костяк, человек 30 — это местные жители, а также жители Москвы, которые неравнодушны к нашему храму и приезжают еженедельно на субботу-воскресенье, в великие и большие праздники. Людей немного, все люди сельские, с закалкой, трудолюбивые, аккуратные. Поэтому в храме у нас небогато, но всё чисто, убрано, всё на своих местах. А главное — площадь храма у нас небольшая. Как Костя уже сказал, у нас трехпридельный храм. Центральный придел в честь Преображения, и два придела, левый и правый: в честь Кира и Иоанна один придел (это александрийские святые врачи); и великомученицы Екатерины. Оба придела были посвящены императрице Екатерине. Площадь их небольшая — там от силы помещается как раз человек тридцать. В воскресенье приходит больше людей, в воскресенье побольше приходит. У нас всё это создает атмосферу действительно семейного прихода. Когда к нам люди приходят, они отмечают, что у нас очень уютно, по-домашему. И человек, который со стороны, если он зайдет храм посмотреть, он и посидит в храме, помолится, и на вечернюю службу останется. И спросит, когда будет утренняя служба, на нее придет. Людям нравится. Но приход немногочисленный.

В. Емельянов

— Вы ожидаете после проведения этого фестиваля прибавление?

Иерей Илия Пиэсис

— Честно говоря, нет. Быть прихожанином — это обязанность все-таки для человека, это накладывает на него какие-то обязанности: это и посещение богослужений, участие в жизни прихода. Людям, которые находятся далеко от нашего храма, это не удобно. Все сейчас заинтересованы в сокращении расстояний перемещения, люди устают везде ездить, переезжать. А постоянные так и останутся. Если кого-то заинтересует храм… Обычно, вы знаете, люди тянутся даже не к храму, они тянутся к священнику, к духовенству. А это проявляется в исповеди, в проведении службы. Поэтому, если людям нравится, они остаются на службу.

А. Пичугин

— Напомним, что священник Илия Пиэсис — настоятель храма Преображения Господня в селе Остров Ленинского района Московской области; и Константин Уваров — директор фестиваля «Музыка под небом», руководитель «Контрабас-Квартета», здесь, на светлом радио. Храм был в советские годы закрыт?

Иерей Илия Пиэсис

— В советские годы храм был закрыт — он был закрыт перед началом войны, в конце 30-х годов, и был открыт только лишь в 1990-м году.

А. Пичугин

— Но его сельским храмом назвать очень сложно, с натяжкой. Вот Константин качает головой.

К. Уваров

— Это не сельский храм.

А. Пичугин

— Я имею в виду не по архитектуре и не по замыслу, а…

Иерей Илия Пиэсис

— Ни по чему.

А. Пичугин

— Потому что все-таки Москва в пяти километрах.

Иерей Илия Пиэсис

— Все-таки у нас здесь Патриаршее подворье — это тоже такой статусный храм.

А. Пичугин

— Патриаршее подворье и в Волоколамске есть, за 100 километров от Москвы — там это сельская история. Все-таки здесь скорее Москва.

Иерей Илия Пиэсис

— Великокняжеский, царский храм.

А. Пичугин

— А вы это как-то ощущаете?

Иерей Илия Пиэсис

— Да. Не могу это передать… Но в этом храме хочется изучать историю, прикасаясь к этим стенам, вознося молитвы, хочется погрузиться в историю. Поэтому мы в этом году с прихожанами начали глубокое изучение истории русской Церкви, истории России — по персонам, особенно близких к нам…

А. Пичугин

— А у вас много помощников?

Иерей Илия Пиэсис

— Нет, я сам преподаю.

А. Пичугин

— У вас второго священника нет?

Иерей Илия Пиэсис

— У нас есть иеродиакон отец Кронид, он у нас с устного благословения служит, помогает, очень аккуратный и исполнительный. Во многих вещах помогает: и службу проводить, и с прихожанами огласительные беседы он проводит. Воскресная школа у нас раз в неделю: по воскресеньям для взрослых, для детей по субботам. Провожу я. В позапрошлом году мы изучали Новый Завет, а в этом году мы изучаем историю Руси. И хочется молиться о наших царях благочестивых — тех, кто строил этот храм, мы возносим молитвы. И конечно, место само по себе загадочное, не простое — его не просто раскусить, понять: что нужно в этом месте, как нужно себя вести, о чем здесь нужно думать, о чем нужно молиться.

В. Емельянов

— А почему так? Что там такого?

Иерей Илия Пиэсис

— …

В. Емельянов

— Не объяснить.

Иерей Илия Пиэсис

— Я просто живу при храме, я живу прямо на территории храма — так сложились обстоятельства жизни. И поэтому каждый день, просыпаясь и видя храм, и засыпая с видами храма… Я слежу за территорией храма внутри, снаружи — постоянная такая, я бы сказал, завеса тайны — она есть.

К. Уваров

— Можно я добавлю? Батюшка, извините. Был такой архитектор-реставратор Кавельмахер, который назвал наш храм…

А. Пичугин

— Он монографию написал про ваш храм.

К. Уваров

— Да. Мне очень нравится то определение, которое он дал нашему храму — «таинственная постройка в селе Остров». Это действительно очень таинственная постройка. Часто, когда я бываю около этого храма, мне приходит в голову такая мысль: что должны были чувствовать, и вообще, как должны были себя ощущать крестьяне, жившие в этом селе, когда они увидели возводящееся такое здание? Это то же самое, что построить где-нибудь — представьте себе самое отдаленное место — построить Сити московский, то есть такого масштаба строение. Это огромный сорокаметровый храм невероятной красоты, расположенный просто в подмосковном селе. Почему, почему здесь? Мне кажется, они приходили и крестились только — и не знали, что и думать, эти крестьяне. (Смеется.)

Иерей Илия Пиэсис

— Это храм Преображения — Преображения.

А. Пичугин

— Я думаю, что люди, жившие в свое время в Северо-Восточной Руси, где у них на глазах строился Успенский собор Владимира, например — они из-за клязьминских лесов выходили, и плохо себе представляли, что это за громадина возвышается.

К. Уваров

— Именно!

В. Емельянов

— Но если сейчас ехать к Владимиру по Владимирскому тракту, это тоже впечатляет.

А. Пичугин

— Впечатляет еще как!

К. Уваров

— Нас впечатляет — которые всё видели. А там! Это как космический корабль. Кстати, наш храм и похож… Прямо, вы знаете, он сейчас стартует, этот космический корабль стартует…

В. Емельянов

— У меня есть очень большой соблазн во время нашей передачи…

А. Пичугин

— Сорваться да поехать?

В. Емельянов

— Хотя бы открыть в интернете…

А. Пичугин

— А я вот сижу.

Иерей Илия Пиэсис

— Можно я добавлю? У нас есть хороший сайт, он разработан…

В. Емельянов

— Я хочу воочию увидеть.

Иерей Илия Пиэсис

— И там некоторая атмосфера передана — там хорошие фотографии… Но нужно приехать.

В. Емельянов

— Я хочу приехать. Очень много людей, которые, как и я, толком и не знают, что вокруг. Я не могу сказать, что я вообще ничего не знаю, что у нас тут вокруг Москвы происходит, но про ваш храм я только сегодня узнал. Я очень хочу попасть туда.

А. Пичугин

— Кстати, пока далеко не ушли — как добраться-то до вас? Мы все говорим, говорим, а маршрут?

К. Уваров

— Очень просто: от метро «Домодедовская» идет маршрутка номер 367, она идет прямо до нашего села.

Иерей Илия Пиэсис

— С пометкой «до села Остров».

К. Уваров

— Да, с пометкой «до села Остров» — 367-й (там есть несколько маршрутов, они идут чуть дальше).

А. Пичугин

— А как на машине ехать?

К. Уваров

— Это по Каширскому шоссе. Лучше в навигатор забить: Ленинский район, село Остров.

А. Пичугин

— Навигаторы есть практически у всех, поэтому автомобильный маршрут прокладывать проще.

Иерей Илия Пиэсис

— Милостью Божией открыли у нас автобусный маршрут. До этого людям проблематично было добраться до Москвы — приходилось по 3 с половиной километра делать пешком…

К. Уваров

— Видимо, дух фестиваля проник и в Мособлтранс, или как он называется (смеется), и они открыли именно в этом году, буквально зимой открыли маршруты. Каждые 20 минут от метро Домодедовская идет маршрутка в наше село.

В. Емельянов

— Всё не так просто, не просто так всё бывает. Итак, давайте еще раз вспомним наши отправные точки: 26-28 мая, село Остров, добраться можно легко от станции метро «Домодедовская» маршрутным автобусом 367 с пометкой «до села Остров». На машине, естественно, по навигатору. Это трехдневный фестиваль, где и мастер-классы… Кстати, если это семейный фестиваль, для детей, кроме катания на пони, что еще полезного и интересного?

К. Уваров

— У нас будет потрясающий концерт, где будут выступать дети-солисты с оркестром. Причем дети как уже маститые, фактически уже мастера своего дела: у нас будет замечательная Светлана из Воронежа, флейтистка, москвич Глеб — трубач, который победил уже на нескольких конкурсах, в том числе и на «Щелкунчике». Кстати, он прилетит к нам прямо из Стокгольма, где он будет участвовать в конкурсе, он 27-го прилетает, а 28-го уже у нас играет. Это будет очень интересный концерт, еще одной особенностью которого будет то, что дирижировать оркестром тоже будет ребенок.

А. Пичугин

— Сколько лет ребенку?

К. Уваров

— 17. Скажем так, подросток. Это девочка, Дана Муриева, она из Владикавказа прилетит. Она стипендиат Фонда Мстислава Ростроповича. Ей год назад в торжественной обстановке в Большом зале Консерватории подарили дирижерскую палочку Вероники Дударовой. Она очень увлеченная девочка, удивительный музыкант — живет только дирижированием и музыкой. Этот концерт будет очень интересен. Мы хотели именно сделать его для тех родителей, которые хотят, чтобы их дети занимались музыкой, чтобы они увидели смысл этих занятий. Потому что одно дело, когда ты музыкой занимаешься, и непонятно, для чего ты это делаешь? А другое дело, когда ребенок занимается музыкой, и потом он выступает на концерте, да еще на фестивале, куда можно пригласить и друзей, и родственников, и знакомых, и сыграть на сцене с оркестром! У нас будут играть и ребята, которые совсем только начинают — у нас будет пианист Максим Странадко, он еще только год или полтора учится на фортепиано. Он просто захотел играть на фортепиано, вот захотел, и всё! Ему сейчас уже 10 лет, начал он достаточно поздно по музыкальным меркам — мы все начинали в 6-7 лет. Он начал достаточно поздно, но уже делает первые успехи. Это замечательно! Если человеку это нравится, если он это любит — пускай он выступит с оркестром. Он у нас две пьесы сыграет: Чайковского и Кырвера — эстонского композитора. Потом для детей будут наши музыкальные сказки «Контрабас-Квартета». Главная сфера деятельности нашего «Контрабас-Квартета» — музыкальные сказки. Это то, чем мы любим заниматься, это то, что выросло из наших домашних спектаклей — у нас пятеро детей с женой, как я уже сказал, и начиналось всё как домашние спектакли для друзей наших детей. Пока один добрый человек нам не сказал: «Ребята, у вас в руках настоящее дело — не упускайте этого из виду, пожалуйста». (Смеется.) И всё это выросло в то, что сейчас «Контрабас-Квартет» — это «Контрабас-Квартет». И я еще хотел добавить очень важный момент: этот фестиваль был бы совершенно невозможен без помощи одного замечательного фонда московского, который сделал всё это возможным. Они оказывают нам такую поддержку, которая позволяет нам провести этот фестиваль — это благотворительный фонд, который называется «Абсолют-Помощь». Только благодаря их поддержке и помощи Божией, мы сможем этот фестиваль провести.

В. Емельянов

— Ну что ж, нам с Алексеем остается только пожелать вам удачи в этом начинании. Если пригласите, пользуясь эфирной возможностью, мы с удовольствием приедем, поучаствуем в вашем фестивале.

К. Уваров

— Конечно.

В. Емельянов

— Даже если вдруг мы не приедем…

А. Пичугин

— Удачи вам! Я уверен, что это не в последний раз. Это новое дело, это только начало. Если не в этот раз, то в другой мы обязательно доберемся.

В. Емельянов

— Спасибо вам, что нашли время к нам прийти и рассказать об этом.

А. Пичугин

— Священник Илия Пиэсис — настоятель храма Преображения Господня села Остров Ленинского района Московской области; Константин Уваров — директор фестиваля «Музыка под небом», руководитель «Контрабас-Квартета», были гостями светлого радио.

Иерей Илия Пиэсис

— Христос Воскресе!

В. Емельянов, А. Пичугин

— Воистину Воскресе!

В. Емельянов

— Программу для вас подготовили и провели: Владимир Емельянов…

А. Пичугин

— Алексей Пичугин. Будьте здоровы!

В. Емельянов

— До новых встреч!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем