"Музыка фольклорная и современная". Светлый вечер с Маратом Файзуллиным и Александром Рониным (14.09.2016) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

"Музыка фольклорная и современная". Светлый вечер с Маратом Файзуллиным и Александром Рониным (14.09.2016)

* Поделиться

Файзуллин РонинМы говорили о сочетании русских традиционных музыкальных мотивов с современной и даже электронной музыкой, о том, как музыка может передать духовную культуру и помочь в поиске Бога.

Ведущие: Алла Митрофанова и Алексей Пичугин


А Пичугин

- «Светлый вечер» на радио «Вера»,  здесь в этой студии Алла Митрофанова

А. Митрофанова

- Алексей Пичугин и наши гости, которые, я думаю, сейчас сами себя представят такими звуками, которых в нашей студии еще пока не было.

(Звучит музыка)

А. Пичугин

- Вот эти звуки, которые вы сейчас слышали, вот эта музыка, ее издает Мрат Файзулин, музыкант, композитор, музыкальный продюсер, звукорежиссер, основатель музыкальной студии «CINEMUSIC», здравствуйте, Марат.

М. Файзулин

- Добрый вечер, рад всех приветствовать.

А. Пичугин

- И также вместе с нами этот светлый вечер проведет музыкант, автор и исполнитель из Петербурга – Александр Ронин, здравствуйте.

А. Ронин

- Здравствуйте, добрый вечер.

А. Митрофанова

- Дорогие гости, мне бы очень хотелось, чтобы вы для начала рассказали, что у вас за музыкальный коллектив такой и что это за волшебный музыкальный инструмент, который сейчас прозвучал, почему их целых четыре у вас на столе. Марат, наши слушатели их не видят, понятно, а я вижу, поэтому у меня сразу возникает миллион вопросов.

А. Пичугин

- Они отличаются цветом, размером, наверное.

А. Митрофанова

- Как это все называется и про что эта история?

М. Файзулин

- Значит, прозвучал сейчас башкирский народный инструмент под названием курай. Это флейта сродни русской калюке, изготавливается она из борщевика и в зависимости от того, какого размера растет борщевик  на той или иной территории, такого размера и делается флейта.

А. Пичугин

- Простите, из этого страшного борщевика? С которым все борются?

М. Файзулин

- Они при солнечном свете немного обжигают, когда их трогают, в тени они абсолютно безвредны, и да, получается, в центральной части России это широкое, крупное, высоченное до трех метров растение, с которым борются, но из него как раз таки делали калюку, на которой скоморохи играли. А дальше, получается, на Урале он более тонкий и поэтому им легче управлять звуковой струей, и он легкий.

А. Митрофанова

- Я прошу прощения, можно я потрогаю.

А. Пичугин

-  Да, борщевик ты никогда не потрогаешь, а вот музыкальный инструмент из него сделанный – запросто.

А. Митрофанова

- Действительно, похоже на ствол этого самого борщевика.

М. Файзулин

- И я изо всех сил, в общем, сейчас занимаюсь популяризацией этого инструмента на просторах России-матушки. Он имеет такое стекловатое звучание, напоминающее восточное, но и в то же время можно сыграть абсолютно русские, российские мотивы. А характер звука очень интересный, незашоренный,  и всегда, когда на концертах исполняю музыку, люди потом интересуются. Что еще здесь примечательно,  этот инструмент не имеет никаких способов звукоизвлечения как у свистка, то есть это просто трубка, которая устанавливается на зубы, закрывается губой, прижимается языком, и способ звукоизвлечения позволяет играть на любой абсолютно трубке.

А. Митрофанова

- Марат, а где вы научились на борщевике играть?

М. Файзулин

- Ну, вот традиция исполнения осталась вообще в немногих регионах России: Тува, Хакасия и Башкирия.

А. Пичугин

- Это далеко друг от друга – Башкирия и Хакасия.

М. Файзулин

- Тем не менее, сам инструмент похож именно за счет того, что растения в этих регионах схожи по размерам,  еще в Казахстане, кстати, он изготавливается.  Но, к сожалению, кроме Башкирии на профессиональном уровне нигде нет исполнителей. В Башкирии даже в институте есть отделение,  есть с высшим образованием кураисты, оркестр кураистов, но они играют очень традиционную музыку или мировые хиты типа песни пастуха.

А. Пичугин

- Представляете, мы все знаем армянский дудук, знаем Гаспаряна, все слышали, все удивлялись, а на самом деле, у нас в России есть тоже вот сколько всего интересного, инструментов, о которых мы подчас даже и  не слышали.

М. Файзулин

- По выразительности этот инструмент очень близок к русской фуяре.

А. Пичугин

- Вы сейчас тоже не самые известные слова произносите.

А. Митрофанова

- Объясните, да, пожалуйста, что это значит. Переведите с русского на русского.

М. Файзулин

- Это тоже очень выразительный духовой инструмент, флейта, но он, к сожалению, затерялся во времени и сейчас неизвестно даже название, но это невероятно выразительный глубокий инструмент, который находится как в промежутке между дудуком и курайем.

А. Пичугин

- Получается, вы, таким образом, опровергаете слова, по-моему, Ральф Хюттер из «Kraftwerk» сказал еще лет 30 назад, когда электронная музыка была на заре своего популярного становления, что если началась эра электронщины, то уже гитара больше никогда своей позиции не вернет, что гитара умерла, а вы вот занимаете электронной музыкой, довольно, давно, но при этом в своих проектах используете традиционные инструменты.

М. Файзулин

 - Тогда стоял вопрос тембров, и электронные тембры давали новую палитру, новое звучание, отражающее время, вот эти техногенные прорывы, большие заводы, и электронное звучание было чем-то новаторским, чем-то новым, и человек, в принципе, всегда стремится к чему-то новому.

А. Ронин

- Я думаю, что они сказали это в порыве энтузиазма какого-то.

А. Пичугин

- Да, когда появилось телевидение, радио должно было умереть, а когда появился интернет, должно было умереть все кроме него.

М. Файзулин

- Здесь остался фактор, момент исполнителя, исполнительства. Вот, например, если вспомнить группу «Depeche Mode», они первые концерты играли на синтезаторе вживую, пока не начали использовать секвенсоры, уже запрограммированные заранее.

А. Ронин

 - «Depeche Mode» использовали просто магнитофоны на своих концертах, они стали это постоянно делать, вот их самый большой концерт в Штатах, не помню, как фильм про него назывался, там у них стоял большой бобинник, они там play нажимают и поехали.

А. Митрофанова

- Давайте мы от «Depeche Mode» перейдем к вашим концертам. Вы пришли к нам с замечательным подарком, вы принесли нам кусочек бумаги, на котором адреса, явки и пароли указаны. И называется этот красивый, кстати говоря, фрагмент бумаги «Пасхальный день», на нем изображено северное сияние, такая ламинированная бумага, насколько я понимаю, это диск в таком виде. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте, что это такое. Во-первых, «Пасхальный день» и северное сияние, какое это отношение имеет к вам.

А. Пичугин

 - Давайте сначала о проекте поговорим, а потом о формате .

М. Файзулин

- Хорошо, я как руководитель недавно образованного сообщества музыкантов под названием AERA RECORDS, причем примечательно здесь, «АЕР»,  оказывается, это старорусское слово «воздух», я, когда перебирал, искал название, открыл словарь и увидел АЕР, в общем,  я запустил этот проект AERA RECORDS, где собираю фолк, разного рода духовную музыку со всех уголков мира, которая реализуется на территории России, значит, как звукорежиссер, саунд продюсер все это довожу до высокого уровня звучания, потому что я уже много лет издаюсь на европейских сборниках. Основная идея нашего лейбла как раз таки  принести широкой публике всего мира звучание Руси во всех его широких проявлениях и многонациональных, многорелигиозных, многоконфессиональных  проявлениях, Русь я несу за пределы нашей широкой страны в том формате, который сейчас наиболее понятен, востребован. Это мягкая электроника с этническими и духовными текстами.

А. Митрофанова

- Главная задача этого альбома, читаю я аннотацию, выразить чувства благодарной радости в светлый день Христова Воскресения, Пасхальный день вмещает в себя и молитву, и  лирические порывы души, есть здесь и воспоминания и о другом великом празднике – Рождестве Христовом. Какое все это отношение имеет к электронной музыке?

А. Ронин

- Электронная музыка – это способ выражения, форма, то есть это средство.

А. Митрофанова

- Я люблю, когда рушится стереотип, вы же знаете, в нашем сознании есть устоявшееся представление, если это духовная музыка, то обязательно платье в пол, хор, построенный на сцене, в этом нет ничего плохого, но это совсем другой жанр. То, что делаете вы, это разрыв шаблона.

А. Пичугин

- Это развитие своеобразное.

М. Файзулин

- Давайте вспомним псалом 150. Наизусть я его сейчас не вспомню, но примерно: «Хвалите Господа во гласе трубном, хвалите Господа в Псалтыри и гуслях, хвалите Господа громогласно» и вообще всякое дыхание.

А. Ронин

- Достаточно посмотреть, как молятся православные арабы, они очень эмоционально это делают.

А. Митрофанова

- Александр, а вы что делаете в этом проекте?

А. Ронин

- Меня пригласил в этот проект Марат, мы записали с ним несколько композиций, за что я ему премного благодарен. Он мне просто показал, я сказал, что мне это интересно, я, буквально, одну песню спел, отправил ему, он сказал: «Саня, это хорошо, круто. Давай запишем эту песню». Мы сделали одну или две? Две песни, и, собственно, таким образом я стал причастен к этому проекту.

А. Митрофанова

- Для вас это новый опыт такое направление, я имею в виду музыка с таким содержанием?

А. Ронин

 - Я бы не сказал, у меня есть и свои песни, достаточно, близкие к этой теме. Может, не прямым текстом, но отражающие некий духовный поиск, некие «через тернии к звездам».

А. Пичугин

- Но в таком именно виде это, наверное, было новым и для вас, Марат, и для вас, Александр, когда идет совмещение?

А. Ронин

- Да, у меня была идея давно, сделать что-то такое, именно приобщить как-то молитву, популяризировать, может, может быть это не то слово, но я имею в виду сделать ее доступной для более широких масс.

А. Пичугин

- Я вспоминаю свое первое знакомство, с попыткой как-то облачить православные песнопения в электронную форму, это было лет 12 назад. Я совершенно случайно в магазине на развалинах нашел диск группы «Византия», до этого о них, честно говоря, и не слышал, вроде бы какие-то семинаристы Троице-Сергеевой лавры, или бывшие семинаристы взяли и записали целый альбом, там кто-то из них что-то понимал в электронной музыке. Больше ничего я о них не слышал, но было очень миленько, до сих пор, кажется, у меня в машине пара их треков играет.

А. Митрофанова

- Александр, а можно в продолжение того, что вы сейчас сказали по поводу духовного поиска. А как это в жизни получается, что, вдруг, возникают вопросы, за которыми следует этот самый поиск.

А. Ронин

- Я не знаю, у каждого по-разному, но как говорят, что шепот неба в сердце Господь призывает каждого человека, и это происходит совершенно самыми разными способами и лучшим способом для каждого из нас. Каким способом у меня это произошло, я не знаю. Я захаживал в храмы православные, в принципе, всегда, увлекаясь даже другими какими-то течениями, то есть там тоже много интересного было, но я считаю, что это возратсное. Ну и в какой-то момент мы съездили с друзьями на Коневец, я там с одним монахом спорил, интересно было.

А. Пичугин

- А Коневец, простите, что я вас перебиваю,  тоже ведь интересно. Вы говорите, что чаще, чем в России издаетесь на всяких иностранных лейблах. У нас был квартет «Коневец» как раз оттуда, там ребята начинали, они исполняют исключительно русскую народную музыку в хоровом ее виде, но они тоже выступают только за рубежом. Здесь они не очень востребованы, зато они очень востребованы в Австралии и США.

А. Митрофанова

- Давайте вернемся к истории про Коневец, про то, что вы там спорили с монахом. Практически пушкинский вариант, когда он жил в Михайловском там тоже…

А. Ронин

- Там пришел такой серьезный, суровый дядечка отец Диодор, рассказывал про свою полную испытаний жизнь, и после этого произошло какое-то чудо, я задался некоторыми вопросами, и все-таки что-то для меня открылось. Таким образом, я стал таким горящим неофитом в какой-то момент даже, и для меня многие вещи улеглись на свои полочки в этом вопросе.

А. Митрофанова

- Этот период неофитства, я думаю, уже позади.

А. Ронин

- Он уже пошел, да. И я, конечно, так рассуждаю, но я могу сказать, что я нерегулярно, к стыду своему, хожу на службы, раньше я посещал их постоянно, суета жизни меня так пока закрутила, но из сердца это уже не стереть.

М. Файзулин

- По поводу неофитства, я ставлю одну из задач, на самом деле, найти вот такую форму подачи православной идеи, мысли нашей христианской, призыва Иисуса Христа к любви и раскрытия смысла молитвы и смысла пути русского человека путем множества русских святых. Я хочу прийти к тому самому максимальному результату, о котором неофиты и грезят. Я выступаю с тем самым проектом, который издается на лейблах, на фестивалях этнических. На этих фестивалях я вижу людей ищущих, которые всем сердцем хотят найти ответы на волнующий душу вопрос: «Зачем, почему я иду?»

А. Митрофанова

- Марат Файзулин, музыкант, композитор, музыкальный продюсер,  основатель студии «CINEMUSIC» и Александр Ронин, участник этого проекта, музыкант, исполнитель, композитор сегодня  в программе «Светлый вечер» на радио «Вера».

А. Пичугин

- И, как мы выяснили, Марат возглавляет проект AERA RECORDS.

А. Митрофанова

- Марат, вы знаете, по поводу этого самого поиска мне хотелось бы и к вам обратиться, если вы не возражаете. Я перед эфиром посмотрела вашу фильмографию. Вы много писали музыки к различным фильмам, и надо сказать, что некоторые названия поставили меня в тупик. Я не буду их сейчас здесь озвучивать, потому что там очень, скажем так, разная лексика используется в названии этих фильмов. И вот вы сейчас сидите, человек с прекрасными музыкальными инструментами, на которых вы исполняете духовную музыку, с бородой, рассказываете про неофитсвто, про духовный поиск. С вами как эта метаморфоза случилось? Что это такое?

М. Файзулин

- Мой путь, на самом деле, очень прост. Я совершил смертный грех, и я начал получать наказание за него в виде ужасного внутреннего и внешнего состояния. И вот мой поиск ответов на причины сложившейся в моей жизни очень негативной ситуации, привел к конкретной практике молитвы под руководством духовного человека, пустынника, молитвенника, который давал мне задания, я в 26 лет принял крещение. Сначала мало по мало, ходил номинальную в церковь, выполнял какие-то задания его. Это все были: Канун покаянный, акафист Иисусу сладчайшему, самые простые молитвы, которые есть. И, в общем, я стал ощущать, насколько действенна, насколько благодатна молитва, насколько хороша эта практика. Отсутствие этих философий, концепций, множества информации, насколько все это нейтрализуется простой молитвой, которую ты читаешь каждое утро изо дня в день. Как открываются эти простые, уже выученные наизусть, тексты, каждый раз, каждый день каждое слово обретает новый смысл. Появилась надежда, и когда появилось это ощущение надежды, что все хорошо, что может быть и будет еще лучше, путь мой начал направляться и сужаться все больше и больше в православие и в православную тематику.

А. Митрофанова

 - В каком-то смысле сужаться, а в каком-то расширяться.

А. Пичугин

- Но, тем не менее, вы же не оставляете светские направления творчества?

М. Файзулин

- Они просто, мало по малу, перестают быть вдохновляющими, а я, как человек, когда-то услышавший фразу, что если вы хотите иметь наибольший успех и самореализацию, занимайтесь  тем, что вам больше всего нравится. И когда-то было интересно в кино реализоваться.

А. Пичугин

- А сейчас уже неинтересно?

М. Файзулин

- Ну, с оркестром я поработал, в Лос-Анджелесе я представлял несколько фильмов, в Голливуде, в том самом кинотеатре, где показывают Оскар, на Мосфильме здесь был.

А. Пичугин

- И как вам в Голливуде? Не было ощущения, что срывает башню, что это все вот здесь?

М. Файзулин

- Нет. Там единственное то, что ты оказываешься на другом конце земли, видимо, отпускают какие-то нити материальной жизни, связывающие здесь. Там такая легкость у меня была, так хорошо, много идей пришло, по поводу, кстати, создания сборников, вот таких ищущих людей, помощь в оформлении, в доведении песен этих людей в сборнике и издании, эта идея как раз пришла в Америке. 

А. Митрофанова

 - Скажите, а как на вас реагируют, когда вы приезжаете на фестиваль, где звучит этническая музыка, мы же знаем, что сейчас она настолько разная, как будто люди с разных планет собрались, но она очень красивая и это, действительно, завораживает. И тут приходите вы и начинаете петь духовные песнопения с электронным оттенком, что вам говорят?

М. Файзулин

- Здесь я вам отвечу таким образом. Я понял последовательность действий, чтобы это не вызывало отторжения, а наоборот заходило прямиком в душу. Я, как пластилин, сначала размягчаю пространство, этих людей этнической музыкой, красотой, тем состоянием. То есть сначала просто музыка идет, я же говорю, что проект широкий, поэтому может быть музыка разных народов мира и, пройдясь по планете Земля, по культурам разных народов, я начинаю нести такое слово, что все оно хорошо,  есть свои страны и оттенки, и начинаю говорить о том, что наша родная Россия-матушка имеет богатство не только музыкальное, но и духовное, об этом не надо забывать. У нас есть огромное наследие святоотеческое, и, как правило, первое слово в моем концерте про русских святых. Я стараюсь привести такие факты, которые вынесло не одно сознание в России, где православие занимает огромное место. Я говорю о святых русских, потому что они настолько не опровергаемы, что ни одно другое учение не может нейтрализовать их. И я как раз говорю о том, что, ребят, мы все-таки с вами живем в России, люди православные, а давайте задать православный тон.

А. Ронин

- То есть это такая проповедь.

М. Файзулин

- Я вам могу сказать, что, на самом деле, это вызывает огромный отклик, то есть я смело захожу в кафе Джаганат, даю там концерт, начинаю с песни «Славить всех святых», которая уже на радио «Вера» и в конце последним номером моего выступления, как правило, это «Иисусова молитва» в музыкальной форме: «Господе Иисусе Христе, помилуй нас грешных». Очень красивые мелодии, автор с курайем, и я просто вижу, что люди начинают подпевать, и после концерта ко мне подходят и спрашивают: «А как вот вы так». И когда я иду с инструментами с площадки и среди людей, один говорит: «Христос Воскресе», потому что видел и слышал. И вот в этом я вижу цель своего творчества.

А. Пичугин

- Давайте, чтобы у нас не было такой теоретизации, вы назвали площадку Джаганат, где вообще проходят подобные концерты, где вас можно послушать?

М. Файзулин

- Сейчас пошел большой бум этнических фестивалей, и я все лето, каждые выходные этого лета, ездил по всей России: Тюмень, Самара, Екатеринбург несколько раз, Башкирия, в Подмосковье проходило огромное количество фестивалей разной направленности. Сейчас люди хотят какого-то единения с природой, и очень много людей ищут ответы, и вот там, куда меня приглашают, я всегда стараюсь напомнить о православии, о церкви, о любви, о том, что говорит Христос.

А. Пичугин

- Давайте слушать музыку, у нас сейчас время пришло, чтобы слушать музыку. Какая у нас первая композиция, а то мы услышали в самом начале курай, а в целом с вашим творчеством не познакомились.

М. Файзулин

- Первая композиция, раз мы говорили про электронику, про новые форматы, это «Волочебная» старорусская композиция, она спета санкт-петербургским коллективом «Акапелика», я их встретил на фестивале Digital Etnika, который проходит в Питере уже регулярно, вот Александр – постоянный участник.  Я предложил им сделать ремикс, это был мой первый ремикс на православную тему. До этого я делал на русские народные песни. И получилась такая форма очень бодрая, веселая. На Пасху слушается очень хорошо,  так что дайте послушаем.

А. Митрофанова

- Здесь надо еще напомнить, что такое волочебная песня. На Рождество поют колядки, а на Пасху вот эти самые волочебные песни. Принцип тот же самый, люди ходят по домам и просят чего-нибудь вкусного или денег или чего-нибудь еще, то есть это такие Пасхальные колядки.

М. Файзулин

- На стыке, получается, народного творчества и духовного пути.

А. Митрофанова

- Давайте слушать.

 Играет песня: «Волочебная»

А. Пичугин

- Что ж, мы послушали с вами «Волочебную песню» исполнили ее, правда в записи,  наши сегодняшние гости – музыкант, композитор, продюсер, основатель студии «CINEMUSIC» и AERA RECORDS Марат Файзулин и музыкант, исполнитель, гитарист Александр Ронин. Здесь также Алла Митрофанова, Алексей Пичугин, вернемся через минуту в эту студию.

А. Митрофанова

- Еще раз добрый светлый вечер, дорогие слушатели. Алексей Пичугин, я – Алла Митрофанова. Напоминаю, что сегодня у нас в гостях потрясающие музыканты, люди, которые переводят инопланетную музыку на русский язык и делают это очень хорошо.  Марат Файзулин, музыкант, композитор, музыкальны продюсер, основатель студии «CINEMUSIC» и Александр Ронин, участник этого проекта, музыкант, композитор, исполнитель. Вы знаете, поскольку сейчас у нас первая часть программы завершилась волочебной песней, я напомню, волочебные песни – это такие Пасхальные колядки, то же самое, но только в другое время года исполняются эти песни, и звучало это в электронной версии. Мне бы очень хотелось, чтобы мы как-то попытались сейчас, поговорить о главном. Александр, может быть, вы расскажете, что для вас самое главное в этом проекте, потому что Марат уже в первой части нам поведал, как он видит эти концерты и свое участие в этнических тусовка, а для вас-то что самое главное?

А. Ронин

- Я думаю, что Марат все и сказал уже, в принципе, по поводу охвата чисто культурологического, момента этого разной этнической наполненности, оттенков, и, безусловно, есть проповедническая такая нотка.

А. Митрофанова

- Вы знаете, что люди, которые выходят проповедовать, им обычно достается.

А. Ронин

- Вот Марат избрал очень гибкий путь, как он сказал, и мне кажется, что это весьма элегантно получается. В простой и понятной форме, не навязывая, потому что музыка – это такой инструмент, где совершенно нет давления никакого, то есть музыка может так преподносить что-то, что нет никакого психологического давления, через музыку люди проще вещи воспринимают. И, может, если даже кто-то далек от этого, если он услышал молитву в таком исполнении, то у него какое-то зерно упадет, и когда-то оно даст ростки.

А. Пичугин

- А потом уже выросло поколение и не одно, которому такая форма общения приятнее и привычнее, и она лучше воздействует, чем просто хор в большом зале вышел бы и академично исполнил это.

А. Ронин

- Многие, например, не слушают хор Валаамского монастыря.

М. Файзулин

- А. кстати, Валаамский монастырь имеет отличительную и очень близкую к современной транс музыке гармоническую, этническую составляющую. Вот именно Валаамское пение. Там сейчас отец Герман, и я только вчера был на службе в подворье, они нашли потрясающую просто традицию, которая очень понятна, а песни монаха Василия, песнопения древней обители Валаамской, где он сольно под хор, тянущий под одну ноту, исполняет чудеснейшие молитвы, которые очень многих вдохновляют.

А. Пичугин

- Зачастую, вы можете оценить это как музыкант, вы можете оценить исполнение, для вас это какая-то величина, как круто сделано, но для аудитории немножко другое восприятие.

М. Файзулин

- Нет, здесь можно оценить все с точки зрения реального состояния, то есть эти записи и эту традицию, он ее в начале 2000-ых годов воскресил, поднял откуда-то.

А. Пичугин

- На протяжении многих лет у нас привыкли считать электронную музыку, когда она пришла только в нашу страну в середине 90-ых годов, чем-то таким «вау», это было определенное отношение к жизни и определенному отношению к музыке. Потом то, о чем я говорю, ушло в свою определенную отдельную субкультуру, развивалось на определенных площадках, а электронная музыка перешла на несколько новый иной уровень. Сейчас к вам не относятся как к наследникам того, изначального посыла.

М. Файзулин

- Вообще, да, у меня лично огромный багаж наработок той субкультуры, о которой вы говорите, это клубы, это тусовки, это алкоголь, наркотики и все, что с этим связано. И именно это, когда я увидел всю тщетность, когда я нащупал дно, я что-то понял. Вот я сейчас встречаюсь со своими товарищами, с которыми начинали, да, они работают в отличных клубах Москвы, да, у них все  состоялось, но, я прихожу в субботу в 4 часа дня забрать или взять какой-то инструмент, попользоваться, я застаю человека, который еще с пятницы не вышел из тусовки в свои там 35 лет. Я испытываю огромное сочувствие, что ничего у человека не меняется, он на всю жизнь в этом застрял, просто стагнация происходит. А меня Господь миловал, открыл очи, и я увидел всю тщетность этого пути. Я стал наработку как профессионала, умеющего обращаться с инструментами в первую очередь и с публикой этой, использовать для того, чтобы найти то самое зерно, которое с помощью слова и песни можно посеять в людях, которые выросли на этой электронной культуре, которая уже даже не просто стала частью, а она фактически составляет весь эфир заполнила.  Все, что мы слышим в эфире сейчас – это либо часть электроники, либо полностью сделано с помощью электроники.

А. Пичугин

- А публика перерастает или она вместе с вашими друзьями, которым 35, и они еще с пятницы по воскресенье живут пятницей. Публика у вас  та же или меняется? Мне интересно та публика, которая была у вас лет 5-10 назад, они к вам потом приходят?

М. Файзулин

- Они как раз очень сильно интересуются, потому что любому человеку, который непрофессионально занимается музыкой, ему хочется какого-то развития, потому что надоедает одно и тоже, и мы вот ловим людей, которые хотят чего-то нового.

А. Митрофанова

- Ловите? Ловцы «человеков».

М. Файзулин

- Да, даже если на концерте один или несколько человек восприняли эту концепцию, стали в дальнейшем интересоваться, я считаю, что это успех. Электроника – это форма, на самом деле, ее не так много, вот альбом «Пасхальный день»,  и сейчас уже электроника смешивается с этникой, с этническими инструментами, много живого звучания. Поэтому это та форма, с помощью которой сегодня можно сделать любой посыл.

А. Митрофанова

- Мне очень нравится этот подход, потому что для нас форма сейчас такая важная вещь. Мы как-то привыкли с классической русской литературы, что главное содержание, а не форма, у нас это как-то на уровне ДНК вшито, но сейчас как раз другое время. И форма имеет очень большое значение, и именно из-за того, что не всегда люди, пытающиеся проповедовать то, что проповедуете вы и говорить о таких вещах, попадают с формой, остаются не услышанными. Поэтому очень здорово то, что делаете вы. А что касается аудитории, Леш, мне кажется, любой мыслящий человек рано или поздно задается вопросом: «зачем?».

А. Пичугин

- Нет. Далеко не любой мыслящий человек задает себе этот вопрос, если ему комфортно в его среде, он может читать те же книги, если ему комфортно – ему комфортно, это, во-первых. А, во-вторых, ты говоришь классическая литература, да. А я вспоминаю, что русский рок, так называемый, хотя мало кто понимает, что это такое, но, тем не менее, всегда ставил во главу текст. Как сыграно, у кого стырили мелодию, умеют ли вообще люди играть – главное, что есть текст. И люди приходят слушать текст, наша русская попса 90-ых 2000-ых – это незамысловатый ритм, но главное текст, пусть он плохой, но все равно его до сих пор все поют из каждого третьего окна, из каждого утюга. Сейчас стало получше, стали обращать внимание на музыку. Сегодня мы стоим, мне кажется, даже не стоим, мы шагнули туда, Слава Богу, в пространство, где само звучание, сама музыка начинает выходить на главенствующие места, как было во всем мире всегда.

А. Митрофанова

- Хорошо, пусть будет так, я ничего не имею против, я, собственно, хотела сказать одно, что форма и содержание – это вещи, которые должны друг друга дополнять. По поводу формы вашего диска, вот эта самая бумажка, на которой написаны адрес, пароль. Расскажите, пожалуйста, что это за форма такая, то есть вы не диск человеку дарите, вы дарите человеку вход на тот сервер, где лежит ваша музыка.

М. Файзулин

- Да, это еще одно новшество, которое мы привнесли через AERA RECORDS, это новый формат музыки. Человеку хочется что-то ощутить, в руках почувствовать, почитать, получить какую-то информацию, какой-то буклетик, поэтому форма диска с обложкой в коробочке долго время жила. Сначала был винил, потом кассета, и везде есть эта обложечка, везде этот диск можно поставить на полочку. Это не то, что мы сейчас уже привыкли слушать через интернет Вконтакте, хотя там, в принципе, тоже есть картинка и текст, но вот тактильное ощущение многим людям еще нужно. Поэтому я, ища поиски реализации музыки на концертах, на ярмарках и еще где-то, я понял, что, на самом деле, очень дорого вкладываться в издание дисков, которые сейчас негде слушать. Я вижу у вас компьютер, на котором уже нет возможности его слушать, у меня тоже нет возможности.

А. Пичугин

- У меня здесь есть, а дома уже – нет.

А. Ронин

- Можно раздавать флешки пока еще.

А. Митрофанова

- Действительно, пока еще, хорошее замечание.

М. Файзулин

- Цена изготовления одного экземпляра флешки – 300 рублей. а стоимость картоночки – 1 рубль 20 коп.

А. Пичугин

- Дороже, чем диск.

А. Митрофанова

- У вас ламинированная картоночка, оформленная.

А. Ронин

- Это, действительно, сейчас очень удобная форма, туда еще можно делать QR-код, к которому человек подносит телефон, считывает его, и у него сразу ссылка появляется.

А. Пичугин

- А зачем мне тогда это покупать, скажите, пожалуйста?

М. Файзулин

- Чтобы потрогать, подержать в руках, положить себе в карман.

А. Пичугин

- Вот Алла купила, предположим, мы пошли с Аллой на концерт, я у нее взял, сфотографировал на свой телефон и все.

М. Файзулин

- На каждом диске стоит уникальный пароль, на каждом цифровом диске, который позволяет заходить и скачивать музыку в формате от mp3 до тиражного формата wav ну и другие высококачественные форматы, то есть и CD-диск дает такую же возможность высококачественной записи для ценителей музыки, которые просто понимают, что такое хороший звук, слышат его, умеют его слушать. Здесь мы тоже даем такую возможность, получить в руки издание и получить хорошую качественную музыку, потому что в Вконтакте вы не можете иметь качество CD или wav, там только mp3, а это, я хочу заметить, в среднем в 20 раз меньше, чем заложено в фонограмме.

А. Пичугин

- На хорошей аппаратуре это только слышно. Подождите, я хочу еще раз уточнить. Алла по этому коду скачала, а если я вобью этот код, то уже не скачаю?

М. Файзулин

- Нет, вам нужен свой новый код. Использовав его один раз, вы исчерпали лимит. Он один раз только используется.

А. Митрофанова

- Я перешлю тебе, если что.

М. Файзулин

- Да, я дарю этому миру концепцию, и сейчас на радио Вера впервые было это озвучено. Я с кем только не общался, сейчас много издательств, лейблов, и они ищут форму, потому что 30 тысяч вкладывать в диск, который не покупают, но он нужен, чтобы иметь мерчендайзинг, чтобы раздавать что-то на концертах, это выход. Поверьте мне, в следующем году будет взрыв просто, потому что форма тут может быть любая, можно что угодно делать, любой формат, раскладывающиеся, цветные, это всего лишь концепция.

А. Пичугин

- У нас в этой студии, напомню, дорогие слушатели, музыканты: Марат Файзулин, Александр Ронин, говорим о музыке, смыслах, об электронной музыке.

А. Митрофанова

- Мы начали программу с того, что у нас в эфире прозвучал курай. У нас 4 курая в студии лежит, я напомню нашим слушателям, кто-то, может быть, не сначала включился в наш разговор. Курай  - это музыкальный инструмент, который сделан из борщевика, из этих самых зонтичных растений-великанов, и, может быть, Марат, напомните, как он звучит.

Звучит курай

А. Митрофанова

- Спасибо. Это было мощное напоминание. Помимо курая у вас тут среди экзотических музыкальных инструментов прописаны еще колокола. Вот я смотрю сейчас на этот самый картонный диск и вижу, что здесь есть еще колокола. Как это все вместе друг с другом сопрягается? Как вы выбираете, какие инструменты у вас будут участвовать в композиции?

М. Файзулин

- Одно из моих направлений деятельности – это сануд продюсирование, звуковое продюсирование. Я получил два высших образования: одно звукорежиссерское, второе - композитора. Вообще, здесь речь идет о том, что звук, музыка – это состояние, и у меня, как автора, возникает это состояние, я его слышу каким-то внутренним чувством, ощущением. Здесь многие инструменты, как казалось бы, на первый взгляд, не сочетаемы,  но вот они звучат во мне, звучат, создавая это чувство в процессе.

А. Митрофанова

- Александр, а вы как себя чувствуете с гитарой в этом экзотическом коллективе?

А. Ронин

- Дело в том, что я сам занимаюсь аранжировками, сам продюсирую, поэтому, как правило, часто у меня бывает, что у меня в процессе написания идеи, что-то появляется спонтанно и это на идею ложится довольно-таки неплохо в общее сплетение этих звуков. Это творческий процесс, поэтому о нем можно говорить бесконечно, а можно просто промолчать, и это тоже будет правильно.

М. Файзулин

- Я хочу заметить, что отличительная черта композитора и любого другого музыканта, что композитор он слышит сразу внутри сначала, а потом делает.

А. Ронин

- Да, бывает такое, что сначала внутри услышишь, но бывает, что нет, это по-разному.

А. Митрофанова

- А вы в эти моменты творческие понимаете, что вы находитесь в соприсутствии в этот момент? Что вы не просто вы один в этой комнате?

А. Ронин

- Да, бывает, я, на самом деле, часто ощущаю это состояние легкой эйфории, если сказать с натягом, когда ты занимаешься творчеством, когда ты находишься в процессе, ты понимаешь, что тебе что-то сверху капает, скажем так. При написании текста, допустим, при написании песни или аранжировки.

М. Файзулин

- Вообще, давайте вспомним, что такое талант. Есть же притча о талантах, данных человеку…

А. Митрофанова

- Там о талантах, как о денежной монете, но вместе с тем.

А. Ронин

- Там не способности каике-то человека, а способности вот именно воспринимать Бога.

М. Файзулин

- Тот талант, о котором идет речь в той притче, это как раз способность и возможность для реализации.

А. Ронин

- Но на почве этих талантов можно и возгордиться, тогда грош цена этим талантам.

М. Файзулин

- Я хочу сказать, отвечая на ваш вопрос о соприсутствии, мне кажется, что талант - это ангел, дарованный Богом, у кого-то он один, у кого-то два, у кого-то три этих ангела, которые не оставляют человека, даже если он заблуждается, оказывается в эгоизме или идет не тем путем, даже до конца жизни, так как это дарованная Богом способность. До конца, даже если человек живет совершенно неправильно, талант ему служит также как ангел-хранитель, и то, как мы используем эту возможность, причти как раз нас и учат этому, можно использовать, можно вообще не использовать, но это и есть то служение Богу. Я как автор этого проекта, в принципе, понял, что единственно, чем имеет смысл заниматься талантливому человеку – это, в соответствии со 150-ым Псалмом, хвалить Господа во всех его силах, проявлениях.

А. Митрофанова

- Александр, а как не возгордиться? Я не знаю, можно ли кратко ответить на этот вопрос, но вы об этом сказали, и меня это зацепило.

А. Пичугин

- Придется кратко ответить, потому что у нас осталась одна минута.

А. Ронин

- Стяжать, как говорится, дух благодати и смиряться. Смирять себя, окаянного.

А. Пичугин

- Время нашей программы уже подходит к концу, будем сейчас слушать музыку, причем вживую, последняя  песня у нас вживую будет исполняться. И, кстати, у нас еще одно объявление от Марата, которое, наверное, может заинтересовать кого-то из наших слушателей, если кто-то занимается музыкой.

М. Файзулин

- Наша концепция по поиску новых форм, понятных сегодняшнему слушателю. Если у кого-то есть такой материал, или он хочет поработать в этом направлении со мной, с Александром или с кем-то из нашего творческого объединения, пожалуйста, выходите на связь, наш сайт: www.aerarecords.com.  Или просто поищите в интернете AERA REACORDS, найдите любой контакт, пишите, будем сотрудничать, хвалить Господа и нести гармонию в сердца людей.

А. Митрофанова

- Александр уже с гитарой у нас в радиостудии перед микрофоном, я думаю, вам слово, вам микрофон.

А. Ронин

- Слушаем мою песню под названием «Жизнь».

Играет песня «Жизнь»

А. Митрофанова

- Спасибо огромное за это исполнение. Я напомню, что сегодня с нами в этой студии были Марат Файзулин, музыкант, композитор, музыкальный продюсер, основатель студии «CINEMUSIC» и  Александр Ронин, композитор, исполнитель, гитарист, в исполнении которого мы сейчас и послушали эту философскую песню «Жизнь». Спасибо вам огромное.

А. Пичугин

- А вот этот музыкальный инструмент, который звучал в этой композиции, также напомним, что это курай – инструмент, сделанный из всем известного, наверное, борщевика.  Алла Митрофанова.

А. Митрофанова

- Алексей Пичугин.

А. Пичугин

- Спасибо вам большое, дорогие гости. Всего хорошего, будьте здоровы!

А. Митрофанова

- Счастливо!

М. Файзулин

- И вам спасибо. С Богом!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем