"Мужчина и женщина в Церкви". Светлый вечер с прот. Сергием Диким (эф. 29.11.2015)

Светлый вечер - прот. Сергий Дикий (эф. 29.11.2015) - Часть 1
Поделиться
Светлый вечер - прот. Сергий Дикий (эф. 29.11.2015) - Часть 2
Поделиться

прот. Сергий Дикий 1У нас в гостях был настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Коптево протоиерей Сергий Дикий.
Разговор шел о том, почему в Православии женщинам запрещено принимать священство, может ли женщина найти себе применение в Церкви, и есть ли какие-то особенные правила поведения мужчин и женщин в храме, помимо «дресс-кода».

____________________________________________________________

Т.Ларсен

Здравствуйте, друзья – это программа «Светлый вечер». В студии Тутта Ларсен.

В.Аверин

И Владимир Аверин, здравствуйте!

Т.Ларсен

У нас в гостях настоятель храма Великомученика Георгия Победоносца в Коптево – протоиерей Сергий Дикий, здравствуйте, отец Сергий!

В.Аверин

Здравствуйте, отец Сергий!

С.Дикий

Добрый вечер.

Наше досье:

Протоиерей Сергий Дикий родился в 1967 году в Твери. Учился в Тверском музыкальном училище на дирижерско-хоровом отделении, окончил Московскую духовную семинарию. С 1991 года служил священником в Тверской губернии, позднее переехал в Москву. Служит настоятелем в храме Великомученика Георгия в Коптево.

Т.Ларсен

Володя поделился с нами впечатлением от не столь давней поездки в великую Британию.

В.Аверин

Да, ну это вообще в тему поговорим.

Т.Ларсен

Поделись и со слушателями.

В.Аверин

«Поговорим о странностях любви, иного я не вижу разговора…» В общем, мы о странностях любви сегодня будем разговаривать и одна из таких заметок путевых, я неожиданно для себя оказался в Оксфорде, и уж совсем неожиданно для себя я был приглашен на службу, в общем, отчасти это был такой прагматический подход, потому что, принимающая меня сторона сказала: «Вова, пойдем на службу, там после этого еще и бесплатный ужин – мы сэкономим изрядно».

С.Дикий

Покормят…

В.Аверин

Да, покормят. Я человек любопытный…

Т.Ларсен

А это не православный был храм?

В.Аверин

Нет, англиканский, англиканская церковь, причем Оксфорд, XII век, эта готика…

Т.Ларсен

Ароматы эпохи.

В.Аверин

Роскошная совершенно готика, все красиво, не очень много было народа, в принципе, церковь была заполнена, но вот эти вот скамьи по бокам, мы все сидели, всем выдали на английском языке книжечки с псалмами, которые в нужный момент нужно было как-то так читать, или подпевать. Начал службу священник, мужчина, дальше там вступал хор, что-то он вел, а потом, неожиданно для меня… то есть, я теоретически знал, что в англиканкой церкви есть женщины в сане, но живьем никогда не видел. И вот в первый раз я увидел живьем. Выходит такая вот тетенька, в кудельках, такой у нее перманент горизонтальный, такие очечки простые, одета соответствующим образом в черный этот балахон с белым воротничком и начинает читать… явно читала Евангелие. И довольно долго, я так своих давай локтем в бок пихать…

С.Дикий

Куда попали…

В.Аверин

А они мне говорят: «Сиди, молчи, зато покормят». Ну вот, собственно…

С.Дикий

Чрево…

В.Аверин

Нет, ну я то был туристом, собственно, я был туристом для меня это было такое шоу. А дальше мы с ними собственно обсуждали, а как, на что… никто не понимал смысла моих вопросов…. А что собственно тебя…

Т.Ларсен

Какая разница, да?

В.Аверин

«Да, что тебя смущает?» Я говорю: «Ну, как-то, женщина священник, я первый раз вижу». «Ну, знаешь, ты и колледж Святой Троицы в первый раз видишь, и коров вот этих оксфордских в первый раз видишь, что, ты много чего в жизни не видел, вот наконец посмотрел на женщину священника. И это воспринимается, как абсолютная норма, это ни в ком не вызывает… ну, во всяком случае, я не встретил никого, в ком бы это вызывало протест. Может в ком-то и вызывает, но те просто не приходят тогда на службу, зная, что там будет женщина священник.

Т.Ларсен

Скорее протест вызывает обратное сейчас у большинства современных людей – почему женщине нельзя становиться священником и почему в православной церкви – это абсолютное табу.

В.Аверин

Ну, не только в православной церкви это абсолютно табу.

С.Дикий

Мы прежде всего ученики Христа и мы знаем, что Господь всех апостолов собрал на Тайной вечере и сказал, показывая на хлеб и вино: «Се кровь Моя и тело Мое. Творите Мое воспоминание». Среди апостолов не было ни одной женщины…

Т.Ларсен

А может это случайность?

В.Аверин

Может быть это…

С.Дикий

В Евангелии случайностей не бывает.

В.Аверин

Вы знаете, может быть все было ограничено все-таки иудейской традицией. Потому что, как известно, в иудейской традиции и в синагоге отдельно от мужчин, чтобы близко не было и не смущали. Давайте делом заниматься. Мне такой подход близок, я сразу свою позицию обозначу, мне близок такой подход, я буду его отстаивать в течение ближайшего часа.

Т.Ларсен

Когда мужик при деле, а баба в стороне?

В.Аверин

Да. Вообще – это мужское дело.

Т.Ларсен

Домостроевец какой…

С.Дикий

В православной церкви, прежде всего, если даже не вдаваться в постановления соборные, потому что для светского человека постановления собора ничего не значат, именно во время Божественной литургии священник представляет Христа и происходит встреча с Богом, то есть, совершается таинство. Если в протестантских…

Т.Ларсен

Англиканских…

С.Дикий

Англиканских, да, они воспоминают то, что было и в основном, там пастырь, священник, он имеет функцию проповедника, миссионера…

Т.Ларсен

Рассказчика.

С.Дикий

Да, тот читает Священное писание, они воспоминают, что это было. То в православной церкви – каждая евхаристия – это встреча со Христом.

Т.Ларсен

Реальная встреча с реальным Богом.

С.Дикий

Да, и священник, он представляет Христа. И, Господь, Он пришел в мир, воплотился через Царицу Небесную – Матерь Божью, и Он сам, мы Его представляем именно, как мужчину. Поэтому, естественно, только мужчина может совершать таинства святой церкви.

В.Аверин

А получается, что и статус священника… священнический статус в православии, и скажем, в католицизме, он принципиально иной, чем в протестантских церквах?

С.Дикий

Ну, как здесь понять «статус священника»?

В.Аверин

Роль его…

С.Дикий

Больше сказать, что ответственность особая священника, потому что это же ведь служение и на это служение женщина просто не подходит, если так, если вдаваться в подробности. Потому что Господь именно наделил особыми дарами мужчину и то, что у него не хватало, добавил женщине. И женщина с мужчиной, естественно, они друг друга дополняют. И женщина прежде всего она хранительница очага – это ее самое главное предназначение. И женщина, она должна быть настолько умнее мужчины, чтобы даже он об этом не догадывался, как часто говорят. Женщина, она… если сравнивать женщину с мужчиной – это как сравнить Москву с Санкт-Петербургом, вот как устроены улицы.

Т.Ларсен

Причем Москва женщина здесь?

В.Аверин

Естественно.

С.Дикий

Конечно, да, потому что есть круговое движение здесь у нас, там пробочка – там объехал, а Санкт-Петербург, ну, западное строение улиц, как, в общем-то, европейское такое, то есть прямые улицы, углы, вот уперся – все, прямо, вот только так. И если говорить о служении женщины в церкви, то именно в православной церкви очень широкий спектр именно…

Т.Ларсен

Функций.

С.Дикий

Да, осуществляют именно женщины. Если мы вернемся с Вами в то непростое советское время, как часто священники того времени, кто в то время служил, всегда говорили, что христианство выстояло на белых платочках.

Т.Ларсен

На бабульках.

В.Аверин

Не только на бабульках.

Т.Ларсен

На женщинах .

С.Дикий

На женщинах, вот в то время – это мое детство, и когда я приходил в храм, я не видел, ни одного не было мужчины в храме, который стоит и молится. В алтаре были, а вот так, чтобы приходил в храм – не было. Почему – а потому что в то время, если ты верующий человек, то ты изгой общества.

В.Аверин

Карьера закрыта.

С.Дикий

Да, твоя карьера закрыта. А женщина, если она любит, ей все равно – карьера, не карьера…

Т.Ларсен

Ее карьера не волнует.

С.Дикий

Да, если мужчина, он рвется к цели, мы знаем очень много прекрасных композиторов мужчин, да, писателей, врачей, дирижеров, музыкантов, хотя музыканты тоже есть женщины, но все равно именно вершины достигают мужчины. А почему они достигают – потому что у них есть женщины, которые их дома поддерживают, которые делают очаг домашний, или, если нет жены, то есть мать, которая воспитала его. Она также жила именно для этого и она больше времени направляла на то, чтобы воспитать того, или иного великого музыканта.

Т.Ларсен

Но ведь, смотрите, в какой-то же момент женщина такому порядку начала очень сильно сопротивляться. И я вот Вас слушаю сейчас и действительно, Вы говорите о том, что мужчине и женщине изначально Богом даны определенные роли, или функции, если сказать грубее. И мужчине, например, не приходит в голову сокрушаться и бороться за свои права рожать детей, потому что, ну, понятно, что мужчине – это ни коим образом не нужно и не может быть свойственно. Но женщина рвется быть священником, например.

С.Дикий

Не рвется, я таких не встречал у нас вообще-то.

Т.Ларсен

Ну, на Западе целые на этот счет движения, я не знаю, на ту же гору Афон сколько раз пытались женщины пробраться, в том, или ином качестве – мужском обличье, хоть на землю сойти, ногой топнуть по этой Святой земле.

С.Дикий

Но это все заканчивалось печально, акулы съедали их и все…

Т.Ларсен

Заканчивалось печально, но тем не менее, а что случилось, с Вашей точки зрения, что случилось? Почему вдруг женщины начали так активно посягать на мужские роли и требовать их себе и некоторые даже ими пользуются, завоевывают их и достигают в них больших успехов, например, архитектор, Заха Хадид, наверное, самая знаменитая женщина архитектор, хотя архитектура изначально – это очень мужская всегда была область деятельности и достижения там всегда высочайшие были только у мужчин. Но вот, появилась одна женщина в XX веке.

В.Аверин

Зато появилось десятки тысяч, если не сотни тысяч женщин, шпалоукладчиц на нашей исторической родине, хотя это тоже изначально была такая мужская профессия.

С.Дикий

Советское было такое воспитание.

Т.Ларсен

Но это все-таки вынужденно, потому что мужиков всех поубивали на войне и пришлось женщине брать на себя очень многие мужские функции, но и в более благополучных странах, в Европе, где, в общем-то, так война не выкосила мужское население, все равно женщины еще до… в конце XIX века начали переодеваться в штаны, пытаться наравне с мужчинами вершить мировыми делами. Почему? Что случилось с нами? Почему нам надоело довольствоваться нашими из покон веков отведенными нам ролями?

С.Дикий

Я думаю, что женщина, она…

Т.Ларсен

Дура?

С.Дикий

Нет, она тот дар, который в ней есть, дар терпения, любви, особой мудрости женской, которую она естественно реализует в своей семье, если она это реализует, у нее пятеро детей по лавкам и если привести пример, допустим, матушек священнослужителей, которые иногда успевают в разных областях, и детей своих воспитывать, и хором управлять, и катехизаторские курсы вести, и флористику…

Т.Ларсен

И рукоделие…

С.Дикий

Да, и флористику уже тоже изучили, освоили, и храм украшают. Человек реализует себя. И я думаю, что это в основном возникает из внутренней такой психологической какой-то травмы, какой-то обиды. Человека обидели в детстве. Мы же представляем, что появляется человек, который получил какую-то травму, с ним что-то произошло, его… то есть человек болен просто напросто. А это произошло почему – может быть ее в чем-то сильно обидели мужчины, как часто бывает, то есть предали, бросили, ну и в отместку я вам покажу, я не хуже вас. Может быть из-за того, что не было у этого человека такой теплой… самая причина главная, что не было той атмосферы в детстве.

Т.Ларсен

Примера не было?

С.Дикий

Да, которая дает потом в дальнейшем, ведь дети, они повторяют своих родителей. Как мы воспитываем своих сыновей? Как воспитывал меня отец, хочу я этого, или нет, но я делают также, даже как-то подсознательно. И также, если мать создала в домашнем очаге вот эту добрую светлую атмосферу, где всем было тепло и радостно, то уже дочери…

В.Аверин

В министры не пойдут.

С.Дикий

Нет, почему, может быть и в министры пойдет, но семья все равно будет на первом месте у этого человека. Просто бывают женщины, конечно, еще от природы с таким, с мужским…

Т.Ларсен

Складом?

С.Дикий

Умом, характером, бывают такие женщины. Но ничего им женское не чуждо.
Т.Ларсен

Вы слушаете программу «Светлый вечер» у нас в гостях протоиерей Сергий Дикий – настоятель храма Великомученика Георгия Победоносца в Коптево. Говорим сегодня о мужчине и женщине вообще и в церкви.

В.Аверин

Вот все-таки, давайте проведем разницу. Потому что, вот я слушаю, естественно, как у человека, обремененного экономическим образованием, у меня есть возражения по поводу роли женщины в обществе. Я бы хотел все-таки вернуть в церковь, в то, как понимает христианство роль женщины. И для меня, на самом деле, один из важных вопросов, касающийся как раз истории христианства, истории православия – это почему собственно женщину пустили в храм. Потому что..

С.Дикий

Как это?

В.Аверин

Ну, так это, потому что… иудейская традиция разделяет помещения для мужчины и женщины, ислам, который возник позже, он эту традицию иудейскую подхватил и разделяет тоже помещения для мужчины и женщины. И если мы берем учение, вышедшее из книги, из Ветхого завета, то только христианство соединило. И там же есть вполне разумное объяснение, послушайте любого мусульманина, он скажет, что мужчина приходит в мечеть, чтобы общаться с Богом и вот эти женские прелести отвлекают его от этого. Более того, и сейчас это сохраняется, вообще это дело мужчины, а мужчина передает, он приходит домой… женщине даже не обязательно там ходить каждую пятницу в мечеть…

Т.Ларсен

Муж расскажет.

В.Аверин

Да, он приходит и пересказывает, он проводник как раз, он проводник этого знания, собственно проводник божественного в свою семью и тогда эта функция совершенно нормальная. А почему вдруг женщина получила равные возможности присутствовать на литургии с мужчиной?

С.Дикий

Христос Сам сказал, что есть царское священство, Он обратился ко всем – и к мужчинам, и к женщинам. И проповедью, мы знаем, занимались и те же жены-мироносицы, и мы видим, что после Своего Воскресения Господь прежде всего явился кому – тем, кто Его не оставил у креста, апостолы разбежались, а жены-мироносицы до последнего находились со Христом.

В.Аверин

Однако, извините, я Вас прерву, жены ваши в церквях да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит, а закон как раз говорил: отдельно, вот туда, за загородочку.

С.Дикий

Нет, тут молчать, чтобы слово Божье проповедовалось в храме, потому что женщины любят поболтать, мы прекрасно знаем и мне часто тоже приходится в храме говорить о том, чтобы молчали, там, подсвечницы у своих подсвечников, чтобы не давали своих назиданий, как и куда ставят свечи, то есть, пускай люди сами поставят и сами личную встречу имеют с Богом. И, место, даже если говорите, разделение, ну, вот в монастырях особенно, принято ставить – с правой стороны стоят мужчины, с левой стоят женщины.

В.Аверин

Вот, разумно.

Т.Ларсен

Все равно какая-то дискриминация.

В.Аверин

А еще бы между ними перегородочку.

С.Дикий

Не надо, зачем, разумно, ну чтобы не мелькала перед глазами его, разумно, но когда в Московских храмах, где, допустим, женщин меньше, чем мужчин, попробуй раздели их, как они там будут бедные стоять? Тело Христово, оно в людях и Господь пришел спасти все человечество – и мужчин и женщин. И дары Духа Святаго дают в равной степени всем и человек имеет встречу сам личную с Богом и именно в православной церкви, если мы будем сравнивать, как Вы сравнивали с мусульманством, с буддизмом, именно женщина, она возводится на высокую степень служения, так как мы знаем, что именно женщины принимают ангельский чин, становятся монахинями, которые… Потому что апостол сказал всем, если хочешь все оставить ради Христа, пожалуйста, оставляй – это самое лучшее. Если можешь вместить, да вмести. То есть, ты готов все оставить для того, чтобы только служить Господу, это и к мужчинам относится, и к женщинам. И также женщины становятся монахинями, игуменьями монастыря, да, в которых совершают богослужения, естественно…

Т.Ларсен

Все равно мужчины.

С.Дикий

Да, все равно мужчины, без мужчины никуда. А вот Афон, тоже с женщиной, только с одной, с Царицей Небесной, Матерь Божья там присутствует, она сказала, что я буду там, но я буду там одна. И естественно христианки, которые знают, кто такая Матерь Божья и какое имеет она заступничество, конечно они слушают эти слова Царицы Небесной. И сделано такое особое место молитвы, если Афон, я думаю, можно его сравнить с алтарем в храме – святую гору Афон, где женщин не допускают, как в алтарь, где совершается молитва особая, также и там. А служение женщины в православной церкви, имеет очень большой спектр. Если сказать, какие должности в храме занимают женщины, то мужчин будет меньше все равно, потому что и уборка, и украшение храма, и шитье облачений, и золотошвейки, не мужчины же золотошвейки…

В.Аверин

Когда-то были мужчины.

С.Дикий

Когда-то были мужчины, да.

В.Аверин

Так вот я про что и говорю, что может быть все это произошло только потому, что мужчины ленивы и не любопытны…

Т.Ларсен

Их стало меньше.

В.Аверин

Их стало меньше, в силу разных исторических причин…

С.Дикий

И поэтому женщин меньше стало семейных…

В.Аверин

И была такая мощная экспансия женщин.

С.Дикий

Мало так семейных стало, которые этим могут заниматься, а если семьи крепкие, как раньше, а раньше семьи были многодетные и естественно женщины прежде всего занимались своей семьей. И если у тебя восемь-двенадцать человек детей, понятно, как она может заниматься… еще золотошвейкой быть где-то, что-то там шить, помогать.

В.Аверин

Вот при монастырях как раз и были.

С.Дикий

А в настоящее время много одиноких женщин, тех… и вдов, которые, в общем-то, служат в церкви и служат в церкви достойно, хоры… Мужские хоры – это конечно красиво

В.Аверин

Да уж гораздо лучше.

С.Дикий

Это прекрасно, да, раньше только мужчины в хорах пели, а сейчас, в основном…

Т.Ларсен

Ну вот смотрите, правильно, мы все время с вами говорим о том, как было раньше и как сейчас. Но раньше и только мужчины служили, а сейчас в некоторых уже конфессиях… ну в некоторых формах христианства служат женщины, где гарантия, что у нас через…

С.Дикий

Ну, это не формы христианства, это, знаете, это формы заблуждения, понимаете?

В.Аверин

Хорошо, пусть будет так…

Т.Ларсен

И все равно мы говорим о том, что мир меняется и какие-то вещи, которые раньше считались недопустимыми, невозможными, сегодня уже абсолютно стали нормой. Уже скоро, мне кажется, даже какой-то чисто внешний этикет поведения в храме женщины тоже, ну и мужчины, тоже сойдет на нет, пока что мы пропускаем мужчин к чаше, к причастию, но детей с женщинами пропускают впереди мужчин, получается женщина впереди.

В.Аверин

Нет, это…

С.Дикий

Это, понимаете, это внешние традиции, я бы сказал, такие внешние традиции на которых особо обращать внимание нельзя. Где-то может быть и наоборот, это вот, допустим, здесь у нас так принято, ну, допустим, ношение платка, у нас женщины все в платке…

Т.Ларсен

И в юбке.

С.Дикий

А в Греции, допустим женщины…

В.Аверин

Уже нет.

С.Дикий

Ходят без платков, а почему?

Т.Ларсен

Жарко.

С.Дикий

Нет, потому что они долгое время были под игом мусульманства и, чтобы их не путали вместе, что они мусульмане, они ходят без платков, потому что те все в платках. Это внешняя традиция, она может быть как-то изменяема, конечно. И я думаю, что одежда сейчас у людей стала другая, чем раньше, там ходили старообрядцы под булавочку и длинные юбочки. Понятно, что меняется, может быть, внешний какой-то облик, но есть вещи, которые неизменимы, потому что мы ценим не то, что ценим, а храним то, что заповедовал нам Христос и что нам Он оставил. Вот от этого мы не должны никогда отходить, от той Евангельской истины, от того, что нам дал Господь. Вот как раз все эти, ну можно сказать, отступления от веры, те, которые в дальнейшем, после раскола церквей возникли, там разные протестантские течение, англиканская церковь, они эту суть, они утеряли, а когда суть утерял, когда ты утерял основу, то тебя унесет еще дальше.

Т.Ларсен

То форма может трансформироваться, как угодно.

С.Дикий

Да, конечно, а здесь реально человек встречается с Богом, со Христом, я надеюсь… ведь Священное писание говорить, что церковь до конца века будет стоять и врата ада не одолеют ее. И вот эта самая основа должна всегда остаться. Может архитектура храма меняться, может быть, там, язык богослужения может меняться в том плане, что какие-то новые переводы, новые святые, да, то есть, это все может меняться. Но суть, она должна оставаться всегда, потому что она истина, переданная Богом. Если мы это именно с этой позиции воспринимаем и именно для нас очень важно что – Священное писание и Священное предание, вот на основе этого, естественно, церковь сохраняет свою истину. А эти все вопросы, а почему так, а почему эдак, человек просто по своему незнанию их задает.

В.Аверин

Но, с другой стороны, церковь – это не только, как бы это сказать…

Т.Ларсен

Догмат.

В.Аверин

Сам процесс, не только предание – это еще и община, ну невозможно…

Т.Ларсен

Люди.

В.Аверин

Люди, да.

С.Дикий

Это семья.

В.Аверин

Да, хорошо, это семья, но получается, что может быть в благодарность за то, что в советское время на платочках белых выстояла церковь, теперь, если мы берем лицо, гендерное вот такое определение, современной православной церкви, мне кажется, что оно женское лицо. Потому что, когда вы приходите куда-нибудь в храм, то это женское лицо. А если в общине преобладают женщины, то они все равно, так или иначе, они навязывают, так мне кажется, свою модель…

С.Дикий

Мышления?

В.Аверин

Мышления, свою модель поведения этой общине. И мужчина священник, он да, он там в алтаре, отстаивает свою территорию – туда вам нельзя, а вся остальная жизнь, которая вокруг алтаря происходит, не менее важная, наверное… я прошу прощения…

С.Дикий

Вы хотите сказать, что влияние такое оказывает?

В.Аверин

Да, мне кажется, что она подчинена женщине и здесь я готов протестовать.

С.Дикий

В этом вопросе можно вернуться к устрою семьи, обыкновенной семьи.

Т.Ларсен

Я только хотела сказать, семья же, как малая церковь.

С.Дикий

Да, семья есть малая церковь. И вот жена, может мужа учить, допустим, сколько соли в борщ положить – он ее послушает, какую рубашку одеть – он ее послушает, там… то есть в тех вопросах, в которых она более сведуща его. А если она начнет ему говорить, что вот нам конкретные какие-то ситуации – ехать в отпуск, или не ехать, как там тратить…

В.Аверин

Сейчас замечательно женщины с этим справляются, знаете…

С.Дикий

А вот это значит мужчина отдает свои позиции.

В.Аверин

Так вот и я про то же.

С.Дикий

Этого не надо делать.

В.Аверин

Если уже трансформировалась семья до такой степени сегодня.

С.Дикий

Не все такие семьи.

В.Аверин

Ну, большинство.

Т.Ларсен

Большинство, к сожалению.

В.Аверин

То эта волна, я боюсь чего, что эта волна захлестывает и православную церковь. И поэтому за загородку, ну хотя бы формально, за загородку, чтобы знали место свое, конечно, тогда проще.

Т.Ларсен

Определим размеры и форму этой загородки через короткую паузу. Это программа «Светлый вечер», мы вернемся.

 

Т.Ларсен

Друзья, здравствуйте еще раз, это «Светлый вечер». В студии Тутта Ларсен и Владимир Аверин. И наш гость – протоиерей Сергий Дикий – настоятель храма великомученика Георгия Победеносца в Коптево. Говорим о мужчине и женщине в церкви, но невозможно говорить об этой… о гендерных отношениях в церкви без… какое ужасное слово «гендерные», современное слово, прямо…

В.Аверин

А как, «половых» ты будешь говорить отношений?

Т.Ларсен

Без отношений мужчины и женщины в семье. Я вот, на примере своей семьи вижу, как искажаются, что ли, наверное, эти роли. Потому что в моей семье всегда заправляли женщины, то есть, мама и бабушка – это женщины, чью жизнь я имела возможность видеть достаточно в такой широкой перспективе.

С.Дикий

И Вы также, да?

Т.Ларсен

Я практически, ну пол своей жизни сознательной женской вела себя абсолютно также. А как – а меня научили, что я должна хорошо учиться и хорошо закончить школу, желательно с золотой медалью, поступить в престижный ВУЗ, обрести прекрасную профессию.

В.Аверин

Зарабатывать.

Т.Ларсен

Зарабатывать хорошие деньги, состояться в обществе, самовыражаться, быть успешной…

В.Аверин

Независимой.

Т.Ларсен

Очень независимой, стать мастером своего дела, но мне никто… ну, попутно, конечно, мои мама и бабушка – прекрасные хозяйки, меня учили готовить, убирать, стирать, но меня никто не научил моему месту в семье, меня никто не научил, как выстраивать отношения с мужчиной, как создавать домашний, этот семейный очаг, как правильно воспитывать детей. Меня не научили, как хотеть детей, потому что я до 25 лет вообще была уверена, что с детьми кончается жизнь моя личная и начнется что-то совершенно уже ко мне отношения не имеющее. И мне пришлось набить столько шишек, столько вообще настрадаться и наплакаться, прежде чем пришел мужчина, который просто мне сказал: «У нас вот так будет в семье». И ему пришлось еще лет пять, наверное, меня воспитывать, чтобы я сложила лапки и свои женские функции взяла, а его мужские ему наконец-то отдала и до сих пор проскальзывает. Я считаю, что мне…

В.Аверин

С.Дикий

Вам повезло!

Т.Ларсен

Во-первых, мне повезло, но я выросла в очень благополучной семье, во многом, сравнительно. Меня растили в любви, но мужик у нас в доме был забитый.

В.Аверин

Все равно получается, либо «да убоится и прилепится», либо быть независимой и на всякий случай абсолютно независимой, вдруг эта сволочь тебя бросит, чтобы ты могла выстоять.

С.Дикий

Те отношения, которые проповедует церковь между мужем и женой, они, в общем-то, прослеживаются в таинстве венчания эти слова: «мужья, любите своя жены, яко своя телеса. Кто бы когда плоть свою возненадвидел и греет и питает, яко Христос церковь». Союз мужа и жены сравнивается с союзом Христа и церкви. Уж куда выше то? «И как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям повинуйтися». «Муж да будет во главу жены, яко да поживут по воле Твоей». Муд да во главу жены, но живут не по его воле, а по воле Божьей. И муж должен все в семье выстраивать по воле Божьей. И он ответственный за это, не жена, а он ответственный.

Т.Ларсен

А если он этого не делает?

В.Аверин

А если она устраивает бунт, если она его начинает шантажировать тем, что отберет детей, если в силу разных, в том числе экономических обстоятельств, выясняется, что она зарабатывает больше и гораздо в большей степени берет на себя функции…

С.Дикий

Если есть любовь в семье, самая основа всего – это любовь, жертвенная любовь, когда люди ценят друг друга, когда готовы жертвовать собой, вот если это любовь – все исправляется. Если любви нет, то естественно, будет именно, как Вы рассказываете. Потому что любовь – это основа.

В.Аверин

Все счастливые семьи счастливы одинаково.

С.Дикий

Фундамент.

Т.Ларсен

Мне очень помогло как раз, по-моему, тебя не было, в одной из наших программ, мы тоже говорили об отношениях в семье и мой собеседник сказал, что вообще-то семья – это не мужчина и женщина, это мужчина, женщина и Христос. Но вот, если в православной традиции. Я подумала, Господи, как же так то тогда? Вот козлом то мужа уже при Христе не назовешь, уже будешь сто раз думать, что сказать и как себя вести. То есть для меня… казалось бы – это такая очевидная вещь, у меня венчанный брак, но мне так это в голову никогда не приходило, что мы не вдвоем, вообще-то.

С.Дикий

В каждом деле, когда мы делаем какое-то дело, хотим это дело сделать, или делаем это дело, для того, чтобы это дело было успешным, мы должны всегда спросить, а в этом деле может быть участником Сам Господь, естественно греха Господь участником быть не может, естественно, если мы говорим: «Да, может», – то естественно, мы его и делаем. И как один из таких опытнейших духовников он говорил о семье так, что ведь мы – друзья Господа, Господь нас Сам так называет, что… я вас не называю, я вас сыновьями называю, друзьями моими, я вас не называю рабами, потому что раб не знает, чем занимается Господин, а вы знаете для чего Я пришел, для чего Я проповедую. И если муж – друг Господа и жена – друг Господа, то они между собой друзья. А если один друг Господа, а другой не друг Господа, вот здесь возникают разные, конечно…

Т.Ларсен

Коллизии…

С.Дикий

Коллизии, да, но если человек верующий, церковный и хочет завести семью, а не то, что в процессе жизни он пришел в храм, как часто бывает, то естественно должен об этом думать, прежде всего, не просто там, мне человек понравился и все. А уже когда в процессе жизни, женщина, как часто бывает, воцерковилась, а муж, в общем-то, еще далек от церкви, но он вроде не против, а жена себя начинает так вести, что муж в церковь не зайдет никогда. То есть, у нее не хватает…

Т.Ларсен

Она его достает.

С.Дикий

У нее не хватает мудрости житейской, во-первых, духовного понимания каждого вопроса, для нее есть церковь, для нее есть причастие, для нее есть утешение, отрада, а у него ничего нет. Утешение ты у него отняла, ты сказала, знаешь что, пост, я завтра пощусь, мне завтра надо причаститься – сегодня нельзя, завтра нельзя, послезавтра тоже нельзя и если мужчина попадается такой, я бы сказал…

Т.Ларсен

Ретивый?

С.Дикий

Как часто мы бываем сами и гордый, и самолюбивый…

В.Аверин

А еще, например, молотобоец – ему нужно мясо и здоровый образ жизни.

С.Дикий

Еще на самолюбие женщина надавит, так он вообще возненавидит и всю церковь и все, что с ним связано, потому что она отняла у него его жену. Поэтому здесь конечно апостол Павел поднимает этот вопрос не просто так. он говорит, что воздержание должно быть по взаимному согласию обязательно, только это условие должно присутствовать. Как одна женщина пришла и говорит: «Что делать, вот мой муж никак… он не против церкви и все, но не хочет венчаться. У нас уже трое детей, мне так хочется, чтобы у нас был венчанный брак, благословенный Господом, я так хочу Господа призвать в дело нашей семьи. Я понимаю, что у меня и сил, и мозгов, ничего не хватает и ему бы не помешало», – я говорю: «А что ты для этого делаешь? Ты его пилишь об этом?» – «Да я каждый раз ему об этом говорю» – «Давай сделаем паузу, – говорю я ей, – ты понимаешь, что расположение сердца… открывает сердце Господь, ты сначала то Бога попросила об этом, чтобы Господь его сердце открыл?» – «Нет, не попросила» – «Давай ты сначала Бога попроси, а ему не говори ничего, о венчании, о церкви, не говори, если ты видишь, что это его раздражает – ты закрой эту тему. Он начнет тебя что-то спрашивать, а ты в стороночку, иди покушай дорогой и что вы думаете. Она взяла на себя подвиг молитвы, молилась об этом, читала за мужа Евангелие. Прошло где-то, ну, наверное, я думаю, месяца три-четыре.

В.Аверин

Всего?

С.Дикий

Да, три-четыре месяца пришло, у кого-то больше, у кого-то меньше, но в этом случае три-четыре месяца прошло и они приходят вместе. Я их встречаю, думаю, а что дальше будет. Сейчас может быть будет со мной разборка, что, вот, муж скажет, совсем с ума сошла – дома нет, в храм ходит. И она говорит: «Батюшка, он хочет с вами поговорить». И вот когда человек это сам захотел, не от жены это услышал, потому что мужчина духовные наставления от жены слышать не хочет.

В.Аверин

И правильно.

С.Дикий

Ему надо поговорить со священнослужителем.

В.Аверин

Это он должен ее наставлять, а не она его.

С.Дикий

И вот он пришел, мы с ним поговорили, я объяснил – что, как, к чему, для чего, никаких возражений не было, они оба поисповедовались и причастились. Надо было смотреть на эту радость в их глазах, и в его тоже. И эта любовь в семье, она должна культивироваться.

В.Аверин

Так они повенчались все-таки, или нет?

С.Дикий

Конечно.

Т.Ларсен

Я хотела про…

С.Дикий

А еще чудо есть знаете какое, вот в моей жизни не одно чудо такое было. Приходит пара: «Батюшка, что делать, детей нет?» – они пришли, плачут, вот мы любим друг друга, восемь лет вместе живем, проверялись, вот нет детей. «Первое, что нужно сделать? Благословение Божье получить, благословение получили Божье?» – «А как это, что?» – «Ну, как, вы венчанные, исповедуетесь, причащаетесь?» – «Нет, а что это такое?» – все им объясняю, как нужно. Люди венчаются, потом рождается один год – один ребенок, потом второй, потом третий, потом четвертый. Они приходят: «Батюшка, а можно как-нибудь еще помолиться?»

Т.Ларсен

Горшочек, не вари.

С.Дикий

Я говорю: «Видите, это промысел Божий для вас открылся, понимаете, вот вы просили – радуйтесь теперь, сколько у вас теперь помощников в жизни».

В.Аверин

Бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться.

Т.Ларсен

А я хотела тоже рассказать историю, правда она не про чудо, а как раз про то, какие бывают лукавые, мудрые… или лукавые, или хитрые, не знаю, женщины. У меня есть одна знакомая, у нее муж ОМОНовец достаточно высокопоставленный, ну и такой, который реально участвует во всяких операциях серьезных, подвергает свою жизнь опасности. И она мне сказала: «А мы нашему духовнику сказали, что у меня муж воин, ему все время надо на передовой, а дома все время нужно, чтобы он расслаблялся, поэтому мы постами от супружеской близости не воздерживаемся, потому что он воин. Мало ли его там завтра жизни лишат и вот поэтому…». Я про себя думаю: «Ну, вот хитрющая какая».

С.Дикий

Это вообще, я хочу сказать, что это вопрос духовника. В основном, для разумности у супругов должен быть один духовник.

Т.Ларсен

Общий?

С.Дикий

Да, общий, то есть они… приходит жена, начинает на мужа жаловаться, священник говорит: «Да ты сама посмотри на себя в зеркало то, ты чего хочешь то? Ты посмотри, тут у тебя не так, ты понимаешь, тут тебе нужно». А муж приходит на жену жаловаться, он ему говорит: «Ты что, ты мозги имей, ты же капитан корабля, что же ты… как ты корабль то ведешь, что ты не знаешь, что у тебя там в трюме делается? Почему не знаешь, как двигатель залили, масло поменяли?» И вот был недавно у меня случай очень интересный, тоже хотелось бы о нем сказать, пришла женщина ко мне, расстроенная, в слезах: «Батюшка, что мне делать, я 25 лет с мужем жила и он меня разлюбил?» – я говорю: «Как разлюбил? С чего вы взяли?» – «Ну как, он приходит с работы, со мной не разговаривает, ложится на диван, достает газету, смотрит телевизор, со мной ни слова – ни здрасте, ни до свидания, я для него вообще не существую. Я начинаю ему говорить – только одно раздражение – ты понимаешь, я работал, я устал….» Я говорю: «Подождите, давайте я вам расскажу, как вы себя ведете, когда он с работы приходит – приходит муж с работы, уставший, вы ему открываете дверь лохматая, в мятом халате, а он говорит: слушай, ты понимаешь, у меня такое несчастье тут получилось на работе, я там… ну что-то не так сделал, он начальства получил выговорил, может быть и отпуск теперь не дадут летом, придется осенью отдыхать, а может быть и зимой, вот ты понимаешь… А она говорит: Да я же тебе говорила, бестолковый, сколько можно тебе говорить, ты такой сякой, нет чтобы вот так делать, а ты опять… Отругала его, дальше что? Дальше он приходит говорит: ну, там в холодильнике обед, иди возьми, погреешь. А утром, он встает на работу – пошел рубашку погладил, брюки погладил, утром встает на работу, а вы еще или своими делами какими-то занимаетесь, или спите в кровати – там в холодильнике йогурты, возьми, погрей кофе. И он уходит на работу, – я говорю, – а вы теперь будете делать так – он приходит с работы, вы встречаете в чистом халатике, причесанная: здравствуй, дорогой, как я соскучилась, как я рада, что ты пришел. Он говорит: у меня там на работе что-то не так получилось, вот я виноват перед начальством – Ничего, дорогой, ты у меня золотой, у тебя все получится, все будет хорошо. Давай быстренько иди мой руки, а то ужин остывает. Он выходит…»

В.Аверин

Подождите, в этом месте я сообщу – храм Великомученика Георгия Победоносца в Коптево.

Т.Ларсен

В очередь.

С.Дикий

Он заходит на кухню, сервировочка, тарелочка, ножичек, вилочка, все тепленькое, все…

В.Аверин

И вот это вот рюмочка запотевшая…

С.Дикий

Ну, если устал, можно и что-то там, да…

В.Аверин

Можно, да.

С.Дикий

Все, ублажила, накормила. Дорогой, ты завтра какой костюм наденешь, какую тебе рубашечку погладить. Утром за полчаса вы встаете, встала, за полчаса, завтрак приготовила, также его на работу отправила. Любовь тоже надо культивировать, ее надо поддерживать. Проходит… месяц не прошел: «Батюшка, я так благодарю, меня муж опять полюбил». Все просто, то есть, люди живут и уже друг о друге так не заботятся, как заботились, допустим, в начале своей жизни, как любили друг друга. Любовь она тоже, ее же нужно поддерживать всегда. Если, допустим, цветок растет, нужно, чтобы его поливали, чтобы на знойном месте он не стоял, где-то в тенечке, то есть, надо поддерживать. И когда такая теплота остается в семье, то люди, может быть даже ничего друг другу не говорят, они вечером сидят на кухне, пьют чай, смотрят друг на друга – им хорошо. Потому что среди их есть любовь, а любовь – это Христос, а с Богом везде хорошо.

 

Т.Ларсен

Продолжается наш разговор в «Светлом вечере» с протоиереем Сергием Диким. Говорим о мужчине и женщине по жизни, ну и в церкви. Давайте все-таки коснемся каких-то, ну таких может быть внешних, может быть немножко ритуальных вещей. Все-таки, как мужчине и женщине вести себя в церкви. Вот вы говорите о том, что в монастырях принято, чтобы мужчины стояли справа от алтаря, а женщины слева. А, например, бывает так, что… я сама себя на этом ловила, что ты приходишь с супругом в храм, стоишь, держишься с ним за руку и не хочешь вообще расставаться, а вдруг мы кого-то этим смущаем?

С.Дикий

Ну в храмах московских вы можете стоять вместе молиться. Я недавно был в Польше на гастролях со своим хором «Виктория» и в православном храме, в котором я совершал богослужение и хор пел наш, я был удивлен, что стоят на службе католики молятся. Я спрашиваю: «А почему у вас католики в церкви молятся?» – «Да, а у нас смешанные браки, у нас есть православные и католики, поэтому они семьей ходят ко мне сюда в церковь и молятся вместе».

Т.Ларсен

А потом вместе ходят в католический храм?

С.Дикий

Ну, насчет этого я не знаю, в основном, любят идти в православную церковь. И там есть такая тенденция, что католики начинают читать нашу святоотеческую литературу, изучать, а потом потихонечку и становятся православными.

В.Аверин

У меня в Варшаве кстати есть, довольно… немного, но есть приятели католики, но с удивительным почтением относящиеся к православной церкви и изучают иконопись, и тексты какие-то, и приезжая… ну сейчас, к сожалению, в силу разных обстоятельств – гораздо реже, но вот даже в конце 1980-х, 1990-е, 2000-е – приезжали сюда и обязательно по монастырям, по русским церквям, с гораздо большим рвением, чем многие православные.

С.Дикий

Вот осенью уже 12-й раз я был на святой горе Афон с группой и встретил польского священника, который был с группой на Афоне, с мужчинами. Из них там был он православный, и еще один православный, остальные все католики. Там человек у него десять, остальные все католики и они выстаивали эти службы по четырнадцать часов, они видели эту традицию и поэтому, мы должны проповедовать свою веру, а без любви ее проповедовать нельзя, понимаете. Поэтому, если у человека есть присутствие Бога в сердце, он не будет заставлять одного вставать вправо, другого влево, третьего еще как-то…

В.Аверин

А в монастырях то почему тогда?

С.Дикий

В монастырях – это монастыри, в чужой монастырь со своим уставом не лезешь, поэтому человек приезжает в монастырь, он придерживается там устава, и юбочку там на входе закрутят, и платочек завернут, ну чтобы, наверное, братия не искушалась бедненькая.

Т.Ларсен

А как правильно мужу и жене приступать к таинствам и вообще посещать церковные службы, молиться дома – желательно всегда вместе, или это не так важно?

С.Дикий

Праздники мы вместе справляем, трапеза – это продолжение литургии, тоже вместе. И конечно желательно причащаться вместе и в храм ходить вместе, но когда маленькие дети – это может быть не совсем возможно, часто бывает, что мужчина стоит в храме, а женщина вокруг храма…

Т.Ларсен

С колясочкой?

С.Дикий

Да, со своим потомством, колясочкой нарезает круги и там есть детская площадка у нас у храма и трансляция на улице, если погода хорошая. Поэтому, конечно, приходится какие-то коррекции вводить. И часто бывает не в одно время встают, на работу, и как-то не всегда получается каждый день вместе молиться, но вот воскресный день нужно посвятить службе Богу и конечно вместе прийти в храм Божий, а если даже люди уезжают в отпуск, естественно, в отпуске уж можно вместе молиться утром и вечером. И молитва должна быть, она сердечной. Часто бывают, люди, которые приходят в храм, им дают молитвослов, они открывают этот молитвослов и начинают читать все от начала до конца, вообще ничего не понимая, ни одного слова. И им кажется, что это вычитывание является какой-то молитвой…

В.Аверин

Механическое действие, да.

С.Дикий

Ты открой молитву, изучи две-три-пять молитв, которые в твоем сердце отклик почувствуешь, ты поймешь каждое слово. Вот пускай эти пять молитв и будет вашей семейной молитвой. А потом уже по степени возрастания и желания узнать больше, естественно и следующая молитва присовокупится, присоединится и дети, когда будут видеть эту живую молитву в доме, их не будет никто заставлять молиться, они будут видеть, что эта молитва, она присутствует в доме, они сами будут молиться. Мать может научить своих детей молиться прежде всего собственным примером. Я помню, как в детстве мама не заставляла: «Молитесь, молитесь», – такого никогда не было, хотя я из священнической семьи, но когда я вдруг хотел зайти к маме в комнатку, открываю дверку и смотрю, мама стоит на коленочках и слезно молится. Вот этого примера предостаточно, чтобы при каких-то жизненных ситуациях сложных, и не только, уже дети сами начинали к Богу обращаться молитвой. Вот мой отец, он молился о нас так… и сейчас молится, слава Богу, он является насельником Оптиной Пустыни – иеромонах Петр, он молился так, что, Господи, я для своих детей не прошу ни богатства, ни положения в жизни, даже не здоровья. А прошу, Господи, чтобы они всегда оставались с Тобой. Я знаю, что если они будут с Тобой, у них все будет в порядке. Вот эту молитву сердечную он в своей жизни всегда нес, об этом мама даже говорила, что он всегда так и молился, искренне молился об этом. И по его молитвам я протоиерей, старший брат у меня протоиерей, младший брат протодьякон в Троице-Сергиевой лавре, служит у архиепископа Феогноста, ну а сестра попадья – матушка, шестеро детей. И в общей сложности у нас где-то получается, наверное, уже 19 внуков у моей мамы, поэтому она так и сказала, что должен кто-то молиться и мужа своего благословила идти в монастырь и молиться о всех нас, вот он там за нас молится. Поэтому, понимаете, нельзя искусственно что-то… если что-то искусственно выращивается, оно не имеет тех свойств, которые имеют, которые выросли на природе, все равно, в любом случае и любовь, она не должна искусственно культивироваться, то есть, молитва, она не должна тоже заставлять, мы не должны, ни детей, ни жена мужа не должна заставлять, она должна просто своим примером, своей теплотой, своей любовью приводить его к Богу и когда муж увидит в ней такие качества, которые будут его поражать, скажет: «Слушай, откуда в тебе это? Что же я на тебя, что не скажу – ты не возмущаешься, ты прощаешь, вообще, как это… я тоже так хочу научи», – она говорит: «Вот, смотри, Господь нас учит, вот Евангелие, я тебе ничего от себя не хочу сказать, вот прочитай, Сам Бог нам говорит, как нужно вести. Ты попробуй, а когда получится, ты сам увидишь, как это радостно. И Господь дает тогда людям при встрече, первой встрече с Богом то, что мир дать не может. Господь дает утешение и покой.

В.Аверин

То есть, все-таки, в том, что Вы рассказываете, миссионерская роль отводится женщине. Вы же не сказали: «Муж приведет жену», – может быть это сегодняшний день…

С.Дикий

Я говорю, что сегодня это в основном так.

В.Аверин

Это сегодняшний день.

С.Дикий

В основном так, и в основном женщина приводит… любой священник вам скажет, что в основном – это так бывает, потому что ,по своей натуре, по… мужчины все равно более гордые, чем женщины, правильно? Мы же все равно, нас не учи, пускай кто угодно нам скажет, но если жена скажет, мы не потерпим. Вот все вытерпим, но если жена…

В.Аверин

Я согласен убрать свое требование о загородке, раз так.

С.Дикий

Но если жена начинает учить, ну это все – это вообще не могу вытерпеть. И я тоже, я не говорю, что я святой, у меня тоже кипит внутри. Тоже, я сам спрашиваю, ну что же я – тут я выдержал, а тут домой пришел и вот так вот.

В.Аверин

А на ком сорваться то?

Т.Ларсен

Ой, ну как же это тяжело то вообще…

С.Дикий

А куда деваться?

Т.Ларсен

Вот наступать себе на горло и молчать и даже, если ты понимаешь, что, например, он сейчас что-то делает, что я могу сделать лучше и быстрее…

С.Дикий

Трудом берется Царствие Небесное, да. Трудом…

Т.Ларсен

В общем, пропускаем мужчину впереди себя по жизни и в храме тоже, да? И к чаше мужчина первый должен пойти?

С.Дикий

Такого правила записанного…

Т.Ларсен

Нет такого правила.

С.Дикий

Нет такого правила – это просто почтение и уважение мужчине. И, если кто-то… была возможность быть в Иверии в Грузии, я недавно был и я очень впечатлился о том, как там воспитывают именно девушек, женщин, как у них этот весь уклад жизненный до сих пор.

Т.Ларсен

Такой патриархальный?

В.Аверин

Да.

С.Дикий

Да, то есть, я приезжаю в гости, меня встречает… за столом сижу я, там брат, сват, женщины за стол не садятся.

В.Аверин

Прекрасно.

С.Дикий

Они только обслуживают. И когда грузин приезжает сюда, а ему какая-то женщина там: «Да, твое место знаешь где?» – вот тут кипение то начинается у него, ой, как это она, это у нас там, а она тут, как она может, слушай, а… То есть, это уже… и вот этот патриархальный такой уклад, он до сих пор существует, что удивительно. Есть отец, который старший рода, без его благословения в семье не делается ничего. Потом отец возлагает уже эту роль на сына – старшего, младшего, среднего – это его дело. И уже без его согласия не делается ничто, дом общий, квартира общая, машина общая, а он старший рода. Это у нас на Руси тоже так было, просто, к сожалению, нас тут так проутюжили, поубивали, разогнали.

Т.Ларсен

А в современном обществе принято – дорастил ребенка до 18 лет, пинком под зад и все, и живи своей жизнью.

С.Дикий

Нет, ну так… у нас на Руси нет, у нас такого нет, у нас и машину купят, и квартиру купят – все купят.

Т.Ларсен

Это еще хуже.

С.Дикий

Это хуже, но у нас в основном то никто там пинком под зад… такого нет.

В.Аверин

Но при этом квартиру купят, машину купят, но эта роль благословляющего, и даже в этом случае не присутствует.

С.Дикий

А это с детства не воспитано, поэтому, человек к этому относится, как будто так и должно быть, то есть, он потом понимает, а что такое, а что вы меня. Сейчас сколько таких случаев, у меня прихожанки, пенсионерки, пенсию свою получает мизерную…

Т.Ларсен

Отправляет детям?

С.Дикий

Да, я говорю: «А они почему Вам не помогают?» – «Ну, батюшка, понимаешь, у них же там дети, она мало получает», – я говорю: «А ты много получаешь? Почему ты не пойдешь и не купишь себе фруктов, йогуртов». И вот она пол своей пенсии отправляет внучке. А внучка там ходит с крутым сотовым телефоном, в джинсах, вся разодетая.

Т.Ларсен

На пиво деньги тратит.

С.Дикий

Конечно, такая… против такой слепой любви надо, конечно, бороться, и объяснять, и говорить: «Вы хотите своей внучке что – доброго, или злого? Доброго, поэтому давайте мы поставим все на свои места, пускай они вам помогают, а не вы всю жизнь должны помогать».

В.Аверин

Вот это главный вопрос, что такое добро и что такое зло, вот все равно упирается. Потому что если добрая – это надо купить последнюю модель сотового телефона, действительно, вот в этом видят добро, а не в чем-то, ну вот да, тогда получите.

С.Дикий

Это эгоизм, просто, где эгоизм, дело в том, что, где есть эгоизм, там нет любви. Любовь там, где нет эгоизма, где жертвенность. Вот эта вот бабушка, она привыкла жертвовать, но так как у нее нет внутри вот этого правильного фундамента понимания вопросов и она любит, как она это видит. Она отдавала, и она будет отдавать.

В.Аверин

Но для бабушки то это хорошо, для внучки плохо.

С.Дикий

Когда объясняешь ей, говоришь, что надо же внучку тоже правильно любить.

Т.Ларсен

Меня здесь другой вопрос волнует, если вернуться к теме все-таки благословения старшего рода отца. Ведь проблема не только в том, что женщина не дает мужчине быть этим главным человеком в семье…

С.Дикий

Она на себя берет все эти обязанности.

Т.Ларсен

И даже не в этом, а в том, что далеко не всякий мужчина хочет на себя это взять. Как быть, как правильно вести себя женщине… я понимаю, что все время там, дети приходят: «А вот это как? А что это?», – а ты говоришь: «Это к папе все, спрашивай у папы, деньги у папы, папа решает, папа разрешает».

С.Дикий

Да, именно так.

Т.Ларсен

Но де-факто, бывает так, что папа на самом деле ничего не решает.

В.Аверин

Не хочет.

Т.Ларсен

Ну как, продолжать соблюдать эту форму все равно и рано, или поздно в папе включится зажигание?

С.Дикий

Все это начинается с самого начала знакомства молодых, так можно сказать.

В.Аверин

То есть, не ходите девки замуж за тех мужиков, которые не хотят ничего решать, получается, да?

С.Дикий

Девушки должны себя вести соответствующим образом и выбирать себе. Ведь в основном, если волевая женщина, она не хочет, чтобы мужик над ней главенствовал.

Т.Ларсен

Довлел, конечно!

С.Дикий

Так она себе такого можно сказать и найдет, который будет за ней там: «Как скажешь, дорогая, да, хорошо». Иногда удивляешься, Господь все равно находит такого человека, который счастлив рядом с ней и счастлива она с ним и здесь нельзя всем сказать, один диагноз поставить, правильно? То есть, Господь все равно, если люди находятся с Ним, Господь дает им всем счастье, и находит тот человек, который рядом с ним находится. То есть, идеальная, конечно, модель отношений…

В.Аверин

Про идеальную Вы рассказали, да.

С.Дикий

Идеальную модель вот нам открывает Священное писание, а уже любовь, она все покрывает, она терпит, она милосердствует, она не ищет своя, не превозносится, не гордится, вот этой любви может быть больше бывает, что не у жены, а у мужа может быть этой любви больше, я такое тоже встречал. Она его там… а он за ней: «Как скажешь дорогая…».

Т.Ларсен

В общем, мы заслуживаем своей второй половины.

С.Дикий

Сами выбрали, да, как к одному старцу пришла женщина и говорит: «Батюшка, я не могу больше с ним жить» – «А что такое?» – «Я разведусь, разведусь, не буду больше жить» – «А что случилось то?» – «Да он пьяница, пьяный, дебоширит, бьет меня, я все, с ним разведусь» – «Так, слушай, ты сколько с ним живешь?» – «Уже 15 лет живу» – «Скажи мне, дорогая, когда ты с ним познакомилась, он что по-другому себя вел?» – «Также вел» – «А что же ты замуж за него вышла?» – «Да дурой была» – «А теперь благодари его, что он дуру тебя замуж и взял».

Т.Ларсен

Не забываем о любви, а то получается, как в том анекдоте – ваша семья, вы и разбирайтесь. Спасибо!

С.Дикий

Это старец так ответил, я просто цитирую слова, я бы так не дерзнул сказать.

Т.Ларсен

Спасибо огромное, сегодня с нами в этот час был настоятель храма Великомученика Георгия Победоносца в Коптево – протоиерей Сергий Дикий. И мы – Тутта Ларсен.

В.Аверин

И Владимир Аверин, спасибо большое, отец Сергий!

С.Дикий

Храни Господь! Приезжайте к нам в храм, Большая Академическая 33 – храм святого великомученика Георгия Победоносца – не пожалеете.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (9 оценок, в среднем: 4,89 из 5)
Загрузка...