Первым Египетским фараоном, упоминаемым в Библии, был Шешонк, именуемый в греческом переводе Священного писания Сусакимом. Именно этот монарх в десятом веке до Рождества Христова предоставил убежище израильскому подданному Иеровоаму, бежавшему от гнева оскорбленного им царя Соломона. Когда же правителем израильтян стал сын Соломона, Ровоам, Иеровоам поднял против него восстание десяти племен. Единое еврейское государство разделилось на Северное и Южное – Израиль и Иудею. Сусаким благоволил самозванцу, провозгласившему себя Израильским царем, и подвергал преследованию законного иудейского монарха. На пятом году царствования Ровоама фараон вторгся в Иудею и разорил множество городов.
Этот рассказ Третьей библейской книги Царств оспаривался многими учеными как достоверный вплоть до девятнадцатого века. Но в 1907 году он неожиданно был подтвержден в ходе исследований, предпринятых французскими археологами Огюстом Мариеттом, Гастоном Масперо и Жоржем Легреном на развалинах языческого храма Амона в египетской деревне Карнак.
Комментарий эксперта:
Деревня Карнак находится в том самом месте, где с третьего по первое тысячелетие до Рождества Христова располагалась египетская столица – город Фивы. Храм Амона представляет собой гигантское сооружение, возводимое на протяжении веков несколькими поколениями фараонов. Внес свой вклад в строительство этого культового здания и упоминаемый в Библии Сусаким. На южной стене Карнакского храма ученые обнаружили многочисленные вытесанные в камне иероглифы и рисунки, рассказывающие о военном походе этого монарха против Иудеи.
В центре рельефа изображен египетский бог Амон с серповидным мечом. Он ведет к фараону Шешонку сто пятьдесят шесть скованных иудейских пленников, привязанных веревками к его руке. Каждый пленник символизирует собой целый город – названия селений тут же подписаны иероглифами. Среди этих топонимов есть и упоминающиеся в Библии населенные пункты - Раввиф, Фаанах, Беф-Сан, Мегиддо и другие.
В 1929 году имя фараона Шешонка вновь зазвучало в связи с археологическим открытием. Французский египтолог Пьер Монте, производя раскопки города Танис на берегах восточного рукава Нила, обнаружил царский некрополь с нетронутыми захоронениями!
Комментарий эксперта:
Танис, наряду с Фивами, был одним из важнейших древнеегипетских городов, и подтверждением этому стало обнаруженное здесь захоронение сразу нескольких фараонов. Эту находку археологи назвали своей особенной удачей – ученым не часто удавалось войти в некрополь раньше нелегальных копателей, разграблявших исторические памятники. В одной из усыпальниц Пьер Монте обнаружил стоящий на небольшом постаменте саркофаг из чистого серебра с изголовьем в виде огромной головы сокола. На золотом чеканном покрывале мумии отчетливо читалось имя фараона – Шешонк! Под драгоценным покровом находилась посмертная золотая маска египетского царя. Это была вторая подобная находка – первая обнаруженная учеными маска принадлежала знаменитому Тутанхамону.
Несмотря на то, что имя Шешонка было указано на саркофаге, не все ученые согласились с тем, что мумия принадлежит упомянутому в Библии фараону. Многих смутило то обстоятельство, что другие мумии царского некрополя носили имена правителей более поздней династии. В 1993 году британский египтолог Айдан Додсон опубликовал в связи с этим научную статью под названием «Обнаружен ли новый царь Шешонк?», в которой высказал предположение, что в Танисе захоронен неизвестный правитель Египта, взявший себе тронное имя прославленного предшественника. Однако, к этому моменту уже никто не сомневался в реальности существования фараона, дела которого описаны в Третьей книге Царств.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница