В 1820-х годах в Сибири подошла к началу «золотой лихорадки». Болезнь сия, как мы знаем, тяжелая, сопровождающаяся множеством историй – от смешных до трагических. Трагических, понятно, в сотни и в тысячи раз больше…
Сибирь после освоения ее, помимо того, что была она землею земледельцев, охотников и рыболовов, была еще и землею старообрядцев, ссыльнопоселенцев и беглых каторжников. И, понятно, купцов – куда ж без них! Эти своей выгоды не упускали…
И неудивительно, что первыми золотодобытчиками – именно, так сказать, в промышленных масштабах – стали купцы. Да не просто купцы, а виноторговцы. Купец первой гильдии Андрей Яковлевич Попов и его племянник Федот Иванович Попов. Виноторговцы и золото. Нелогично, говорите? Ну, как раз наоборот…
То, что золотишко в тайге есть, люди знали. И мыли его потихонечку, да только места в тайне хранили глубочайшей. Но шила в мешке не утаишь… И вот представьте картинку. Осенью вылазит из тайги грязный заросший бородою мужик, пропахший потом и дымом и – сначала в лавку – бархатные портянки покупать, а потом - в кабак. Гулять со всею широтою русской души. И расплачивается либо песком золотым, либо еще чище – самородками. А что у пьяного на языке, мы знаем. И что кабатчик хозяевам о золотишке расскажет – это уж само собой. Промышленный шпионаж, если это можно так назвать, он уже и тогда был основой благосостояния многих купчишек…
Жил на озере Берчикуль в Томской губернии некто Егор Лесной. То ли старообрядец-отшельник. То ли ссыльный. Жил с молодой девкою, которую в документах называли «воспитанница». Может, и воспитанница. Дело не в этом. А в том, что мыл он золотишко. И много. Где мыл - не сказывал.
И послали к нему купцы Поповы людишек своих насчет мест заветных порасспросить. Вернулись посланные, однако, ни с чем. Тогда к Егору поехал САМ. Старший Попов. И по приезде нашел Егора задушенным. Такова официальная версия. Унес, получается, Егор Лесной свою тайну в могилу.
Только вот 11 августа 1828 года купец Андрей Яковлевич Попов внезапно подал в Дмитровское волостное управление Томской губернии заявочку на участок. Причем на совершенно конкретное место на реке Берикуль. Вот и думайте – с чего бы это? Хотя люди сказывали, что местечко тайное открыла купцам та самая воспитанницы. Такова официальная версия.
Ну, мы-то с вами знаем, как работает вовремя запущенный слух… Хотя, конечно, утверждать ничего не беремся…
Как бы там ни было, прииск «1-я Берикульская площадь» в 1829 году дал 1 пуд 20 фунтов золота. В 1830 году — более четырёх с половиной пудов, а в 1835 году Поповы добыли уже 16 с лишним пудов желтого металла.
«Сибирская золотая лихорадка» началась.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение