Начало XVIII века – время самого бурного расцвета Соликамска. Такого, что даже сам Петр I уделял ему внимание. Правда, своеобразное. Узнав, что город славен своими кузнецами, плотниками, столярами и котельниками забрал их всех в 1710 году на строительство Санкт-Петербурга. Чуть позже, в 1722-м, он снова вспомнил про Соль Камскую и прислал «академии учителя» Степана Жеребцова, обязав его обучать детей местных жителей «арифметической и геометрической» наукам.
Вот в это-то время, в селе Красном, отстоящем от Соликамска в 1 версте, и появилась каменная церковь во имя Иоанна Предтечи и святого мученика Иоанна Воина.
Грамота на основание этой церкви дана 22 декабря 1715 года, но заложение церкви последовало только через шесть лет. Основание «ея положил сам преосвященнейший Алексий, епископ Вятский и Великопермский. Строена она была первоначально на иждивение солепромышленника, посадского человека Иоанна Суровцова, а кончена купцом Алексием Феодоровичем Турчаниновым, к которому перешло от Суровцова и после него от Демидова село Красное. Церковь эта двухэтажная. Нижний, теплый, храм во имя святого мученика Иоанна Воина освящен 22 августа 1728 года Пыско́рским архимандритом Павлом. Когда же освящена верхняя, летняя, церковь во имя Иоанна Предтечи, неизвестно».
Храм славился и наружным видом, и внутренним украшением, но в первую очередь – своими колоколами. Было их числом около 18-ти, весьма чистого гармонического звучания и хорошо подобранных по тонам. Первый большой колокол называется Бурло; весу в нем 320 пудов; имел он такой же разносистый и чистый звук, как Бурло Пермского кафедрального собора, но только тоном выше его и чище звуком.
В течение последующих ста с лишним лет Соликамск постепенно стал терять свою значимость для России и дела в приходе пошли не так хорошо, как хотелось бы. В «Ведомости о приписной Иоанновской церкви, состоящей в Красном селе» за 1848 г. читаем: «Причта положено было издавна священник, диакон и два причетника, но по малочисленности прихожан были только священник и причетник; штат сей в 1845 году уничтожен и наличный причт вместе с церковию приписан к Соликамскому Троицкому собору. Домов для священнослужителей от господ не устроено. На содержание священнослужителей до причисления их к собору было положено от господ наследников Турчанинова священнику 250 рублей ассигнаций в год, причетнику же положений не было. Ныне жалование сие не производится».
Возможно, так и существовал бы ни шатко, ни валко храм Иоанна Предтечи до самой революции, если бы в мае 1891 года не было принято решение о создании при храме женской общины.
Но это уже другая история… История Иоанно-Предтеченского женского монастыря в Соликамске.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.