Открою книгу воспоминаний духовной дочери оптинских старцев, монахини Амвросии (Оберучевой). Книга составлена по её запискам, в том числе и дневнику. Полное название: «Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий».
…Наверное, не всякий человек решится на чтение этого большого, совсем не занимательного труда – смиреннейшего жизнеписания «совопросницы века сего»; труда, который, соглашусь с автором вступления – писательницей Майей Кучерской, приближен к тому, чтобы мы решились назвать его житием. Что до решимости на чтение, то, увы, и себя я не отнесу с легкостью к этим решительным, ибо читал, не сумев полностью отключиться от суеты дней, но, поверьте, живу ныне с надеждой возвращения – когда-нибудь, возвращения! – к этому целительному тексту, удивительно соединившему в себе глубокое самоотвержение и высокое достоинство.
«…На обратном пути, когда мы уже садились в поезд, опять стало холодно, пришлось кое-что достать и надеть на мамочку. Озабоченная всем этим, я не замечала ничего из окружающего. А между тем один молодой человек давно следил за мной… Потом была пересадка, мы пересели в другой поезд. Через некоторое время этот молодой человек обратился к нам и сказал: “Я давно слежу за вами, еще в том вагоне, и в этот вагон сел только потому, чтобы не потерять вас из виду и узнать о вас. Смотрю на вас и удивлен, какая-то особая любовь и нежность между вами, мне даже пришло в голову, не секта ли это какая-либо, это меня так заинтересовало, что я даже сел в этот вагон. Извините, я так просто спросил”. Мы ему объяснили, что мы православные люди, мать и дочь».
С тех пор, как эти записи медицинской курсистки, мужественной сестры милосердия на Первой мировой войне, послушницы, пожилой монахини Шамардинской обители появились в нашем доме, – что-то в нём изменилось. Словно бы матушка невидимо заехала к нам, грешным, с этим своим житием, с утешительным примером жизни во Христе, с драгоценным словом от тех, у кого она по милости Божией окормлялась… Вот, как с памятным прощальным словом отбывающего в ссылку её духовного отца, преподобноисповедника Никона Оптинского, последнего старца обители:
«…Одно дело – грешить бесстрашно, сознательно и не каяться, а другое дело, когда человек не хочет грешить, плачет, кается, просит прощения, но по немощи человеческой согрешает. Человеку свойственно согрешать, падать, и не должно унывать и приходить в чрезмерную печаль, если придется согрешить. Но не каяться свойственно бесам, поэтому необходимо каяться. Старайтесь, детки, исправляться, хранить неоскверненной свою совесть. Если не будет доброй нравственности, невозможно будет сохранить в чистоте и святой веры…»
В завершение кратко. Для себя, обычного, светского человека, мечтающего об утверждении в вере, я, дорогие друзья, постепенно понял: без таинственной духовной помощи этой самоотверженной, монашеской книги, осознание нашего собственного духовного пути в том месте и времени, где мы есть – вряд ли окажется полноценным. И после прочтения, которое станет, по себе знаю, трудом, к ней, надо будет, спустя какие-то время – вернуться.
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.