"Монах и мир". Светлый вечер с архимандритом Алексием (Вылажаниным) (01.02.2017) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

"Монах и мир". Светлый вечер с архимандритом Алексием (Вылажаниным) (01.02.2017)

* Поделиться
Алексий Вылажанин

Алексий Вылажанин

У нас в гостях был настоятель храма в честь святых Апостолов Петра и Павла в Лефортове архимандрит Алексий (Вылажанин).

Разговор шел о монашеском пути и мирском, а также о том, почему иногда случается так, что монах вынужден жить в миру.

 


В.Емельянов

Здравствуйте – это программа «Светлый вечер». В студии Владимир Емельянов.

А.Пичугин

Алексей Пичугин, здравствуйте!

В.Емельянов

Вы знаете, когда мы читаем духовную литературу, то как правило у нас складывается ощущение, что монахи, иноки – это люди немножко не от мира сего, которые от него отреклись, которые ушли куда-то далеко в монастырь, или в пустынь, куда-то, скажем в далекие пещеры. Но в реальной жизни дело обстоит несколько иначе, есть монахи, предположим, которые не уходят никуда, которые живут здесь в миру среди нас. И поговорить о современном монашестве мы пригласили сегодня архимандрита Алекския Воложанина – настоятеля храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Лефортово, благочинного Петропавловского округа Московской городской епархии. Здравствуйте, отец Алексий.

А.Пичугин

Здравствуйте!

А.Вылажанин

Добрый день, Владимир. Добрый день, Алексей.

В.Емельянов

Итак современное монашество, как мы себе это представляем? Это все то же самое, что было в стародавние времена, то есть были какие-то обители со строгим уставом, ближе к городам, или в самом городе были лавры. А вот современный монах чем-то отличается от тех монахов, которые были раньше?

А.Вылажанин

Ну, по большому счету он не должен ничем отличаться от того, что было раньше. На самом деле, ведь сама основа и все духовные ценности и потребности, которые есть у монаха, они в принципе идут от того… духовные потребности, я имею в виду, от того времени, когда монашество зародилось. И что-то новое здесь, скажем так, оно может быть не очень необходимо, как бы первые отцы подвижники определили вообще суть монашеского делания, к чему монах должен стремиться. Другое дело, что формы монашеской жизни могут меняться, наверное, да, сейчас это тоже происходит потихонечку.

А.Пичугин

Ну мы привыкли представлять себе из книжек, или даже из каких-то таких общих фоновых знаний о монастырях то, что монах живет за высоким забором каменным, что у него есть определенный распорядок дня. Те, кто чуть лучше знают систему устройства церковную, представляют, что есть простой монах, есть монах священник, есть какой-то духовник у этих монахов обязательно и все это укладывается в такой постоянный чинный распорядок монастырской жизни. Но при этом мы часто сталкиваемся, что люди в монашеском постриге живут в миру, вот Вы – настоятель большого московского храма, я знаю еще достаточно много людей монашествующих, которые живут просто в городе в обычных условиях и возникает вопрос, наверное, же гораздо сложнее монаху, если он ощущает себя действительно монахом, жить в условиях большого мегаполиса? Может быть изначально было желание как-то уйти от мира, а все равно в миру.

А.Вылажанин

Алексей, здесь, наверное, надо исходить изначально от вопроса, почему есть священники, которые… монахи, я имею в виду, которые находятся вне монастыря, вне монастырских стен и несут свое служение на приходах, в каких-то различных учреждениях церковных в том числе, не по своей воле, а по произволению воли Божьей. Потому что ведь знаете, когда я принимал монашество, внутреннее искреннее желание было действительно пойти именно в монастырь, но ведь человек, когда принимает монашество, он отрицается своей воли и дальше он выполняет уже послушание того священноначалия, которое есть над ним. Уже священноначалие определяет, где находиться данному монаху. К сожалению, тогда, когда я принимал монашество, монастырей было не так много, ну и учитывая специфику моей работы – я работал у митрополита приснопоминаемого Питирима в Издательском отделе, он меня постригал, дал потом послушание нести в отделе. А дальше уже была воля Божья. Как сказал один батюшка ныне покойный, когда его в 1943 году в оккупированной Одессе архиерей русский рукополагал в священники он ему сказал: «Отец Виктор, никуда не просись, а куда пошлют, на то и будет воля Божья». Вот может быть не всегда, но по крайней мере этого принципа стараюсь придерживаться в своей жизни, никуда не проситься, а куда пошлют – на то есть воля Божья. Поэтому не по своей воле монах должен был бы идти на приходское служение, а конечно из послушания священноначалию. Еще раз говорю, что советская действительность, которую многие молодые теперь не знают и не помнят, а мы, которые это прожили, она не давала такой возможности жизни в монастыре, а люди стремились к монашескому деланию и если человек был просто мирянином и как бы не связывал свою жизнь с дальнейшим пастырским служением, то ему было проще, достаточно вести просто монашескую жизнь и соблюдать те обеты, которые дает… тогда и появилось тайное монашество, особенно среди женщин это было развито, когда люди жили в миру, но жили, как монахи. Они несли какое-то свое послушание на работе, работали где-то, но вели монашеский образ жизни. Человек, который хотел идти монашеским путем, но пытался стать священником – имел такое внутреннее горение и желание, у него другого выбора просто не было, он принимал монашество, его рукополагали, направляли на приход, где он нес послушание. Потому что физически не было монастырей, в которые можно было бы направить. Но конечно, ведь знаете, монастырь – это та колыбель, в которой монах должен воспитываться, в которой должен возрастать, не только изо дня в день, а из года в год и она способствует духовному росту. Потому что там, во-первых, в монастырях существует духовная преемственность, существует уклад определенный монашеской жизни. Сказать, что в монастыре, допустим, меньше соблазнов для человека – от себя не убежишь, от себя лично не скроешься ни в пустыне, ни за стеной монастыря, нигде. Конечно там тоже свои искушения, свои испытания есть. Но сам строй этой монашеской жизни в монастыре он сподвигает человека к тому, чтобы тот больше задумывался о своем предназначении. К сожалению, в миру много других забот появляется – как покушать.

А.Пичугин

Ну и соблазнов больше.

А.Вылажанин

Еще раз говорю, от соблазнов невозможно спрятаться где бы то ни было. Хотя в монастыре, наверное, немножко легче это сделать.

В.Емельянов

А давайте мы как-то более организованно попытаемся понять, где проще монашествующему жить? В монастыре, потому что там вроде все строго регламентировано.

А.Пичугин

И все равно покормят.

В.Емельянов

Мы поняли, что от себя не уйдешь, от внутренних соблазнов тоже не уйдешь, и читали мы про все эти монастырские соблазны в том числе. Или в миру проще, потому что больше людей, вокруг жизнь, она не замкнута в этих стенах монастырских. Хотя, может быть у меня какие-то романтические представления, предположим, я попадаю, когда в Псково-Печерскую лавру, у меня все время в голове тюкает, что неплохо здесь было бы все-таки месяц-два, а может быть и месяца три провести, просто вообще посмотреть, как это.

А.Вылажанин

Ну, вы знаете, молодежь сегодня меня может быть осудит за то, что я сейчас скажу, потому что, знаете, скажут, что сам сидит на приходе, в монастыре толком не был, потому что действительно, достаточно короткий срок моего пребывания тогда еще в только-только начинавшем становление Иосиф-Волоцком монастыре, опять же – это по благословению митрополита Питирима, когда надо было готовить храм, когда вообще ничего там не было, я был членом комиссии по приемке монастыря от государства.

В.Емельянов

Сейчас там прямо очень хорошо.

А.Вылажанин

Сейчас да, там очень хорошо, замечательно. Но я скажу такую вещь, это из моего духовного опыта, может быть не очень богатого, но то, чего мне всегда не хватало. Монах должен быть в монастыре и если человек избирает себе монашеский путь, то он не должен думать о том, что сейчас по постригу его рукоположат, направят на хороший богатый приход, где душа моя теперь ешь, пей, веселись, не знай никаких забот. А все-таки монашество – это отречение от мира, отречение от каких-то может быть… ну, не от каких-то, мы знаем от каких соблазнов, искушений и конечно монастырь – это, еще раз говорю, колыбель, которая не только рождает, но и потом воспитывает и ведет человека. Поэтому, допустим, мне в моей духовной жизни, наверное, очень этого не хватало и не хватает по сей день. Потому что в монастыре происходит рост человека духовно под руководством того наставника, который есть, того руководителя, который есть. Допустим, мой восприемник находится в Троице-Сергиевой лавре, не всегда, допустим, есть возможность при необходимости сегодня вечером пойти с ним посоветоваться. А в силу какой-то суетности нашей мирской и не так часто бывает возможность допустим доехать не только приложиться к святыням лаврским, но и с батюшкой побеседовать.

А.Пичугин

Ну, Троице-Сергиева лавра все равно не так далеко.

А.Вылажанин

Ну это недалеко, но я как пример привожу. А у меня могло послушание забросить куда-то в совершенно другое место.

В.Емельянов

То есть в миру монаху сложнее?

А.Вылажанин

Конечно сложнее.

В.Емельянов

Стало быть и спрос с него строже?

А.Вылажанин

Спрос одинаковый с каждого будет. Потому что ведь монашество – это добровольный путь, никто никого не заставляет, каждый выбирает свой путь служения Богу, если уж ты вступил на путь монашества, ты будешь перед Богом держать вопрос за то, каким ты был монахом, независимо от того, был ли ты в монастыре, или был ли ты в миру.

А.Пичугин

Но кто-то, я вот в последнее время слышал такие размышления о том, что монашество – это несколько, даже для христианства искусственный институт. Он настолько добровольный, что местами его некоторые начинают воспринимать, как такой активный пережиток средневекового прошлого, когда монастыри играли определенную роль в истории страны, в становлении страны, в развитии. Это даже если не касается России, то монастыри играли немалую роль и на Ближнем Востоке. Это была форма ухода от государственной религии, которая уже тогда, в начале то это само собой было так, когда христианство перестало быть гонимым, и когда оно распространялось в городах очень активно и уже сверху люди уходили, желая какой-то другой христианской жизни. И часто, ну как часто… не часто конечно, но я правда встречаю такие размышления о том, что в XXI веке эта форма жизни, форма отречения уже себя изжила.

А.Вылажанин

Вы знаете, ведь рассуждать можно все что угодно говорить.

А.Пичугин

Это теория, конечно. Это же не монашествующие.

А.Вылажанин

Но показатель то совсем другой, лакмусовая бумажечка – это все-таки присутствует благодать в монашестве, или не присутствует. Есть у нас все-таки те подвижники благочистые, которых воспитало монашество на сегодняшний день, или их нет? Они все-таки есть, значит дух Божий дышит здесь и это имеет право для существования. Изначально ведь, что такое монашество – это когда человек уходит от всего, человек оставляет все. Монах – один, то есть у него ни семьи, никого, ничего, а его желание, стремление быть с Богом наедине, он и Бог и больше никого. Это его добровольный путь, никто его на это не заставляет, он сам себе выбирает.

А.Пичугин

Ну, кто может вместить, тот вместит.

А.Вылажанин

Да, Евангелие.

В.Емельянов

Ну так он ведь и в монастыре не один получается, там же такие же монахи, духовное руководство.

А.Вылажанин

Это братья, которые тоже стяжают благодать Духа Святаго через молитвенное делание, то есть это собрание единомышленников. Ведь, как раньше было, как монастыри то образовывались – не просто издавался указ императора, или кого-то о создании какого-то монастыря. Уходил какой-то подвижник от мира, не будем говорить о древних подвижниках, давайте наших русских подвижников вспомним – преподобный Сергий, ушел на гору Маковец один с братом со своим для того, чтобы вдвоем начинать… Потому что одному начинать монашеский искус очень тяжело, все-таки, когда в одиночестве люди уходили, они имели уже какой-то достаточно богатый духовный опыт. А здесь достаточно молодой человек вместе со своим братом уходит в лес для того, чтобы начать свое служение Богу, отрешиться от окружающего мира и сосредоточиться именно на искании Бога в своем сердце. Брат не выдерживает, он остается один – преподобный Сергий и только потом люди, видя ту благодать, которую он получает через молитву, через свое делание, вокруг него начинают собираться братья. Приходят ученики, которые чему-то учатся. И начинается духовная преемственность, духовный опыт монашеской жизни. И также и преподобный Иосиф начинал, также и Нил Столобенский начинал, и Нил Сорский также начинал, они уходили, а вокруг них собирались те люди, которые хотели их видеть.

 

А.Пичугин

Напомним, дорогие слушатели, что в гостях у радио «Вера» сегодня настоятель храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Лефортово – благочинный Петропавловского округа городской Московской епархии – архимандрит Алексий Вылажанин.

В.Емельянов

Мы знаем и монашествующих, которые совмещают свое служение Церкви, при этом выполняя какие-то, скажем так, служения в светских учреждениях – занимаются преподавательской деятельностью, выступают в роли руководителей, возможно тех, или иных учреждений и так далее. Все это естественно с благословения священноначалия, но не является ли это нарушением самой сути монашеского служения?

А.Вылажанин

Опять, если это мешает его внутреннему духовному росту и молитвенному деланию, то, наверное, конечно – это нужно было бы отмести.

В.Емельянов

То есть, он может прийти к священноначалию и сказать: «Вы знаете, да, это конечно для меня большая честь и все такое прочее, но вы знаете, мне это будет мешать. Я могу отказаться?» - такой диалог возможен?

А.Вылажанин

В принципе, конечно. С другой стороны, он должен прийти в начале к своему духовнику и посоветоваться с ним, потому что у каждого есть свой духовник – прийти к нему, посоветоваться с ним и решить. Ведь монашество – это непроявление своей воли. Это ты вручаешь свою волю в руки Божьи и того наставника, которого тебе дают.

В.Емельянов

Но ты же сам это решаешь.

А.Вылажанин

Сам выбираешь, да.

В.Емельянов

А Вы говорите, что не своя воля.

А.Вылажанин

Ты сам выбираешь не наставника, ты выбираешь тот путь по которому ты идешь.

В.Емельянов

А вот это очень важно, я хотел, если можно, если я могу спрашивать Вас об этом, например, как это было у Вас? Как это происходит, что на человека какое-то снисхождение нисходит… не снисхождение, наверное, а эта идея, это какое-то озарение, это плод каких-то умственных размышлений и серьезной работы с самим собой, что да, я, наверное, понимаю, наверное, мне нужно все-таки идти по монашескому пути? Как зарождается эта мысль? Казалось бы, хорошо, но не обязательно же становиться монахом, можно быть и скажем немонашествующим священником.

А.Пичугин

Хочешь жениться – женись, не хочешь – не женись.

А.Вылажанин

Наверное, у каждого свой путь, сказать, что есть какая-то схема, по которой все идут… она у каждого, наверное, своя. Сказать, почему у меня именно так произошло… Вы знаете, у меня к 18 годам сложилось твердое желание быть в Церкви и быть не просто приходским священником, а быть монахом, который служит Богу, то есть, чтобы меня не обременяла ни семья, ни что. Служить Богу. И у меня потом не было никогда сомнений, что я пошел по этому пути, что я выбрал именно эту стезю. Я считаю, что вообще к монашеству надо идти только из любви к Богу.

А.Пичугин

Ну, вот мы сейчас не будем конкретно Ваш пример брать, Вы служите в миру, живете, это свои трудности. Но вот бывает, что молодой человек, чаще всего молодой человек, или наоборот, ведь часто бывает, что приходят уже с таким…

А.Вылажанин

Ну, молодой человек, я постригался, мне 22 года было, конечно, тоже молодой человек.

В.Емельянов

Ну, юноша, да.

А.Пичугин

Бывает же, что приходят люди с действительно очень большим жизненным опытом, далеко не всегда приятным в монастырь, но приходят и у них тоже такое романтичное представление о том, что теперь за них многие бытовые проблемы будут решены. То, о чем мы говорили – монастырь…

А.Вылажанин

Алексей, это неправильно, не из-за этого надо идти, к сожалению, у нас сейчас так и получается, у нас люди приходят в монастырь и ищут дом благоденствия.

А.Пичугин

Время сложное, а там вроде как за тебя уже все решили.

А.Вылажанин

И в результате они совершенно несчастными людьми получаются. Как рассказывают – ходят два монаха летом в фруктовом саду, в яблоневом, где яблоки свисают с веток, а они идут и рассуждают (это как бы не сказка, а быль) яблочко хочется, почему никто не принесет.

В.Емельянов

А самому нельзя что ли?

А.Вылажанин

Только протянуть руку, да вот лень такая, что должны… вот, к сожалению. Еще почему я говорю, что в монастырь надо идти не от чего-то, искать какой-то комфортной жизни, или еще чего-то, а в монастырь, вообще в монашество надо идти из любви к Богу. Если этого нет, если на этом не строится, то тогда цели монашества нет. Карьера – карьера может не получиться, ее может не быть. Постригающий в монашество, желающий стать епископом – так он может и не стать епископом, что, тогда на закате дней считать, что жизнь была прожита напрасно?

А.Пичугин

Но ведь и такое может быть. И он обернется и поймет – епископом он не стал, настоятелем монастыря тоже, и вот всю жизнь…

А.Вылажанин

Значит весь путь его был бестолковый, он неправильно выбрал путь – это несчастье.

В.Емельянов

А жизнь то прошла.

А.Вылажанин

А что делать, а сколько таких людей бывает в миру, совершенно не связанных с монашеством, который работал-работал, всю жизнь занимался чем-то, а в конце жизни на закате оглядывается и говорит: «Вся жизнь впустую прошла – не то делал». К сожалению, да, бывает. Поэтому я и говорю, что прежде чем сделать выбор, вы братья задайтесь вопросом, а готов ли я и что я от этого ищу. Ищу ли я любви Божьей, которую Он мне дает и я Ему готов дать такую же любовь, или я ищу чего-то другого земного?

А.Пичугин

Отец Алексий, я хотел спросить у Вас вот еще о чем. А как Вы относитесь к тому, и как Вы можете прокомментировать это, что люди, уже приближаясь к концу своего земного пути, в общем, сознательно уходят, возможно оканчивать этот земной путь, вполне осознанно уходят в монастырь? Их там принимают таких людей. То есть я не говорю о том, что это немощный старик, или скажем немощная старуха и они идут в монастырь, потому что вроде как пойти больше некуда, как бы, воспринимают монастырь, как своего рода богадельню – нет, я как раз говорю о том, что человек завершает здесь все свои мирские дела, действительно их завершает, документально все оформляет и так далее, и так далее, возможно продает свою квартиру, то есть он сознательно решил, что все, я хочу на склоне лет пожить этой жизнью, я хочу идти в монастырь.

А.Вылажанин

Ну, что же, благое доверение приемлется и в принципе, препятствий, если у него каких-то таких семейных… опять же, если это семейный человек, то тоже все не так просто. Конечно дети выросли, если они уже самостоятельные, а если есть жена, то что, как? Развестись с женой и бросить ту половину с которой ты венчан был.

А.Пичугин

Или не был, но прожил всю жизнь.

А.Вылажанин

Какая разница, вообще в православии всегда было по обоюдному…

В.Емельянов

А если нет жены?

А.Вылажанин

А если человек одинокий, какие препятствия? Пожалуйста, иди в монастырь, найди тот монастырь, который тебе близок по духу, найди того наставника, который… В силу своих возможностей, записочки в конце концов сиди читай там же в монастыре, послушание каждому найдется. Иногда у нас здоровые физически духовно больными бывают, а совсем немощные физически, дают такую огромную благодать, которая от них исходит.

А.Пичугин

У меня в связи с этим совсем такой вопрос, немножко скорее обратный, со стороны простых верующих людей. У нас же периодически складывается, или он может быть не прекращается такой не очень здоровый, уже в среде воцерковленных людей ажиотаж вокруг монастырей. Что именно там и есть настоящая духовная жизнь, именно туда надо ехать за советом, каждый монашествующий воспринимается как источник какого-то особого сокровенного знания – это все транслируется через маленькие брошюрки, через какие-то сомнительные книжечки, интернет-сайты. А потом появляются обратные свидетельства, когда человек, погружаясь во все это понимает, что путь был вообще в никуда у него. И как-то за всем этим часто забывают об обычных приходских священниках, которые не монашествующие, с семьями, живут на приходах. Живут собственно и служат ради таких людей, которые к ним должны приходить и для которых они туда поставлены.

А.Вылажанин

Ну, во-первых, нет пророка в своем отечестве. Это не мной сказано, оно есть и будет, наверное, и свой батюшка то начинает цениться, когда где-то пошли, ошибок понаделали, пообжигались, а потом приходят, а все-таки он то тебя знает, он с тобой все время. Ты приехал к монаху, который тебя видеть не видел, хорошо, если это прозорливый старец, которых не так много, и может быть даже не в каждом монастыре он есть. Приехал и к мудрому попал наставнику, а если приехал к человеку, который тебя знать не знает. У меня знакомый рассказывал, случай был когда-то в свое время, его привезли еще в советское время старицы матушки, которые его воспитывали в один монастырь и привели на исповедь, а там как раз исповедовал один очень известный священник теперь, он тогда там был в братии. И на перечне, на общей исповеди грехов, как она тогда рассказывала, говорит, что не то что я, тетка таких грехов не слышала, она мне сказала: «Пойдем, доченька, там батюшка попроще, мы у него поисповедуемся». Искушений и соблазнов может быть много, потому что мы иногда на себя берем очень большую ответственность, не задумываясь над этой ответственностью.

А.Пичугин

А зачем в монастырь то идти за этим, не собираясь уходить туда.

А.Вылажанин

Ну, опять, это люди, это человеческое. Я знаю очень много священников, которые служат в миру, женатые священники, которые ведут духовный образ жизни и уклад церковной жизни у них может быть лучше, чем у многих-многих монахов.

А.Пичугин

Давайте через минуту мы вернемся к этому разговору. Архимандрит Алексий Вылажанин – настоятель храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, благочинный Петропавловского округа Московской городской епархии – гость программы «Светлый вечер». Алексей Пичугин.

В.Емельянов

И Владимир Емельянов в этой студии, действительно вернемся через минуту.

 

В.Емельянов

И мы продолжаем наш «Светлый вечер». В студии Владимир Емельянов.

А.Пичугин

Алексей Пичугин.

В.Емельянов

И наш сегодняшний гость – настоятель храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Лефортово, благочинный Петропавловского округа Московской городской епархии – архимандрит Алексий Вылажанин.

А.Пичугин

А давайте вот эту тему все-таки продолжим про то, что мне казалось раньше, что монастыри должны быть монастырские ворота закрыты на много замков, чтобы взаимно не было проникновения чего-то из мира туда, когда люди просто потоками стремятся в монастырь и несут туда все, что человек, проживающий в монастыре когда-то оставил, так зачем это взаимопроникновение необходимо?

А.Вылажанин

Вы знаете, наверное, монастыри тоже должны быть разные, они были разные всегда, и разные пути монашества были. Как у нас в России любят приводить пример Иосифа Волоцкого и Нила Сорского - стяжателя и нестяжателя.

А.Пичугин

Это очень древние примеры, 1000 лет прошло.

А.Вылажанин

Он все равно до сих пор этот пример остается насущным.

А.Пичугин

Скорее, простите, пожалуйста, что перебиваю, классическая литература, когда в XIX веке, понятно, есть Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, такие примеры самые классические с XIX века, а больше то примеров мы и не знаем из нашей недавней истории.

А.Вылажанин

Вы знаете, ведь народ то идет в монастыри почему – народ идет в монастыри к тем святыням, которые хранятся в этих монастырях. И безусловно та братия, которая там находится в силу своего послушания должна нести окормление той паствы, которая приходит. Но может быть не вся братия, как это было раньше, то есть не каждый монах имел право и возможность, допустим, наставлять и научать паломников, приходящих в храм, в монастырь, а все-таки выбирались достаточно опытные люди, духовно опытные, которые давали и советы, которые общались и для которых может быть наименьший соблазн был в общении с этими людьми. Мне просто близок очень Иосиф-Волоцкий монастырь, Вы говорите, там да, там был устав очень сложный, там женщины пускались в монастырь только на богослужения. Зашли и вышли. И потом ворота монастыря закрывались, и никто туда больше, по крайней мере женщин не приходило.

А.Пичугин

Но сейчас уже такого нет?

А.Вылажанин

Этого устава придерживался преподобный очень строго, даже, когда к нему мать схимница приехала, он не вышел к ней навстречу. Сейчас, к сожалению, этого нет. Хорошо ли это, плохо ли.

А.Пичугин

Вы уже сказали, что к сожалению.

А.Вылажанин

Да.

В.Емельянов

А это не гордыня, вот так вот не выйти к человеку, который так к тебе специально ехал, может быть совета спросить?

А.Вылажанин

Человек оставляет все ради Бога, понимаете? Когда есть какие-то земные привязанности, то, наверное, все-таки мы любим кого-то больше, чем Бога.

В.Емельянов

Но это же мать, никто же не выгонял его из монастыря, мать приехала…

А.Вылажанин

Ну она же благословила его пойти в монастырь.

В.Емельянов

И схимницей была сама.

А.Вылажанин

Опять, не давать соблазна братии, требовать от одних одного, а самому проявлять такие слабости, наверное, это было бы примером научения, назидания для братии, насколько строго надо относиться к монашеским обетам и монашескому послушанию. Поэтому, приезжаешь когда на Афон, там же тоже совершенно потрясающая монашеская жизнь, когда люди отрекаются от мира, у них нет абсолютно никаких мечтаний о карьерном росте. Они пришли ради любви к Богу, ради того служения, которое есть. И допустим, там очень много просто рядовых монахов, особенно келиоты, не дьяконы, не священники, а просто монахи схимники, которые молятся, трудятся и ищут этого общения с Богом, к которому монах должен стремиться. Не к стяжанию популярности в народе через свои какие-то духовные качества, а именно для того, чтобы общаться с Богом. А если мы не идем для этого в монастырь, для того, чтобы с Богом общаться, а для чего молимся – для того, чтобы Господи, ты мне дай дар прозорливости. А для чего тебе этот дар прозорливости, или еще какой-то? Для того, чтобы популярным быть – зачем тогда это нужно? Абсолютно не нужно.

А.Пичугин

Смотрите, мы говорим о том, что монашеская жизнь подразумевает и сугубо молитвенную жизнь, которая на мой взгляд, невозможна ведь без тишины, уединения. А как городские монахи решают эту проблему? Или это не проблема?

А.Вылажанин

Вы знаете, внутренняя молитва независимо где, ты можешь находиться совершенно в шумном месте, но сосредоточиться, внутренне уйти и творить молитвенное делание независимо от окружающего. Конечно искушения, соблазны, но ведь мы знаем, когда монахи находились и в пустыне, бесы искушали их и отвлекали от молитвы, потому что задача беса – отвлечь от молитвы, от общения с Богом, от разговора с Богом. От себя еще раз говорю, от себя не спрячешься нигде. В монастыре, наверное, это немного легче делать, чем в миру, потому что в миру, во-первых, строй жизни устраивать самому очень сложно, без постоянного духовного руководства, или по крайней мере иметь рядом брата, с которым ты мог бы пойти и с ним то, что у тебя сейчас наболело, ты ему мог бы сказать, или в какой-то сложной ситуации у наставника спросить совета, когда бы он тебе дал мудрый совет, как, допустим, бороться с тем, или иным искушением, или в той, или иной ситуации житейской, которая происходит. Здесь часто приходится решать вопросы самостоятельно, брать ответственность самому. Не всегда может быть это бывает правильно, не всегда хорошо, но, к сожалению, другого выхода у монаха в миру нет. Почему я всегда говорю, что на приход может быть и можно посылать монахов для мирского служения, но тех, которые имеют уже духовный опыт монашеского делания. Допустим тот же Псково-Печерский монастырь взять, да, сейчас очень много издается всяких произведений, воспоминаний о старцах, их труды, когда читаешь письма их, то понимаешь, что для них, после того опыта, который они стяжали в монастыре, приход… да никто уже и не хотел уходить на приходи из них, никому не нужна была эта свобода и самостоятельная воля. И если кто-то вдруг ехал где-то служить, то только из послушания тому священноначалию, в силу того, что он дал обет послушания.

А.Пичугин

А монах, который живет в монастыре, может быть одинок? Есть такой довольно распространенный шаблон и правильный, наверное, совершенно ответ, что у монаха есть Бог. Но все равно чувство человеческого одиночества, оно, наверное, не зависит от того, ощущает ли он Бога, или не так хорошо ощущает человек, иногда же хочется, чтобы рядом были какие-то просто близкие люди – это не обязательно семья, но просто близкие люди, которые в нужный момент поддержали. Если у человека, живущего за монастырскими стенами, есть такая возможность, а у человека, который живет внутри монастыря и редко оттуда выбирается, ему, наверное, гораздо сложнее с этим жить?

А.Вылажанин

К сожалению эта проблема есть не только внутри монастыря, но и за стенами монастыря. Монах осознанно обрекает себя на одиночество, но, что значит на одиночество – на одиночество в понимании светском, в понимании того, что есть кто-то материальный, близкий, кого можно потрогать, пощупать, увидеть…

В.Емельянов

Обнять.

А.Вылажанин

Обнять, но монах то изначально путь выбирает не для этого, чтобы рядом с тобой был кто-то вещественный, а для того, чтобы с тобой Бог был рядом и ты был рядом с Богом.

А.Пичугин

А если он чувствует это одиночество, что, получается он неправильный монах?

А.Вылажанин

Значит где-то, все-таки, наверное, у нас есть что-то неправильно в нашей духовной жизни происходит монашеской, если мы ощущаем… Человек не может быть один, когда он ощущает Бога, потому что Бог с нами всегда, только мы не всегда это чувствуем, не всегда это понимаем.

А.Пичугин

Но все равно, если человек… сколько бы он ни ощущал радости от присутствия Божия, мне кажется, все равно у каждого человека есть же близкие люди какие-то, которые…

А.Вылажанин

Ну опять-таки, в монастыре складывается семья – это семья единомышленников, это те люди, которые делают одно дело, конечно.

А.Пичугин

А если не сложилось?

А.Вылажанин

Ну, не сложилось… все вы негатив какой-то пытаетесь.

В.Емельянов

Я вот хотел, знаете, спросить, если Вы считаете, что Алексей задает негативные вопросы, я хочу спросить вот о чем, смотрите, есть у людей, которые начинают водить автомобиль, Алеша тоже, наверное, согласится со мной, потому что тоже водитель, есть болезнь так называемого «первого года», или «первой тысячи километров», то есть человек, отучившись в автошколе, получив права, вот он становится обладателем автомобиля, вот он в него садится и он начинает наматывать свою первую 1000. И вот ему через 1000 км, или через год вождения, или через два года вождения, ему кажется, что все, он просто водитель от Бога, он знает, как из каких ситуаций выходить, как где-то подрулить, как правильно проходить на большой высокой скорости поворот на трассе плавно, что надо не резко рулем крутить, а как гонщики чуть-чуть подруливать. То есть он знает все. В этот момент, как правило, происходят какие-то дорожно-транспортные происшествия.

А.Пичугин

Я прямо помню, как у меня закончился этот период.

В.Емельянов

Я тоже хорошо это помню.

А.Пичугин

У меня собака под колеса бросилась.

В.Емельянов

А я на машине перевернулся.

А.Пичугин

Я не переворачивался, но я просто помню, как она бежала где-то по другой стороне дороги и через секунду я вижу ее у себя под колесами – и потом мне было очень страшно ездить. Это было в начале водительской карьеры, я просто понял, что на ее месте может быть ребенок.

В.Емельянов

Вот, такая же ситуация происходит, когда ты начинаешь заниматься своей профессией, то есть через какое-то время ты понимаешь, что ты можешь все в своей профессии, ты дока, если ты корреспондент и занимаешься репортажами, то ты прекрасно знаешь, как это сделать легко и быстро. И как правило происходит какой-то спотыкач, назовем его так, но действительно, и ты понимаешь, какой ужас, как это я все сделал вообще неправильно, непрофессионально и так далее, и так далее. Есть у монахов эта первая тысяча километров, так называемая? И такой профессиональный снобизм что ли?

А.Вылажанин

А вот этого как раз в монашестве не должно быть, ведь знаете, чем человек больше достигает уровня общения с Богом и святости, тем больше он ощущает свое недостоинство и греховное состояние. Почитайте святых отцов, которых сегодня мы прославляем, они же не говорили о своем величии, они говорили о своей ничтожности. Они себя по отношению к Богу, видели, насколько они несовершенны. И Господь за это смирение и их любовь давал ту, или иную благодать.

А.Пичугин

Но Вы говорите, что не должно такого быть.

А.Вылажанин

Не должно такого быть, но, мы каждый пост на Великое стояние Марии Египетской читаем житие Марии Египетской.

В.Емельянов

Только хотел вспомнить, да.

А.Вылажанин

И там старец Зосима, который вел очень подвижническую жизнь, а вот в какой-то момент он не пришел к тому осознанию, что я греховный…

А.Пичугин

Но он же грешным делом думал, что он достиг таких высот, что…

А.Вылажанин

Да, так вот эта гордыня, которая у него появилась, он профессионалом стал, асом, таким водителем, которого лучше нет нигде, выше достичь невозможно, я уже достиг. И Господь его приводит в монастырь на берег Иордана, где он потом Великим постом едет в пустыню и встречает Марию Египетскую и понимает, что тот подвиг, который он совершал, по сравнению с тем подвигом, который делала она – ничтожен. Поэтому конечно, когда у нас не дай Бог появляется ощущение, что я сейчас одним махом руки решу, все проблемы разведу – это страшно.

А.Пичугин

Ну а как? Почему-то мне показалось, что Володин пример очень правильный. Вот эта первая монашеская тысяча километров, ведь нельзя же прийти в монастырь по что пришел брать, и потом раз, и все уже после пострига человек автоматически становится хорошим монахом.

А.Вылажанин

Ну, Вы знаете, опять начнем с того, что ведь и постриг то не сразу совершается.

А.Пичугин

По-разному.

А.Вылажанин

По-разному бывает, безусловно, но вообще, как правило, всегда это было. Мы приводили пример Псково-Печерского монастыря, наверное, это на сегодняшний день образец монашеского делания в плане каком – в том, что этот монастырь никогда не закрывался, имеет духовную преемственность от момента его основания до сегодняшнего дня и там постоянно совершалась молитва во все времена, никогда не закрывался. В России такого монастыря больше нет – это единственный монастырь в России. Поэтому, там монахи проходили разные пути искушений и испытаний. И человек, прежде, чем принять монашеский постриг, он послушником мог ходить 20 лет, 25 лет и потом уже священноначалие, видя его, что он уже созрел, готов, не он просился, а он вел монашеский образ жизни, он в монастырь пришел для монашеского делания, а не для карьеры церковный, ему какая разница, что иеромонахом навоз убирать в коровнике, в скотном дворе, что простым послушником. Он это делает за послушание и смиряет себя. Поэтому, скоротечность та, которая сейчас происходит, ну, наверное, может быть не всегда правильна, не всегда оправдана. А из-за чего происходит? Мы к сожалению, оказались немножко не готовы к тому, что у нас в массовом порядке начали открываться не только храмы, но и монастыри.

 

А.Пичугин

Архимандрит Алексей Вылажанин – настоятель храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Лефортофе, благочинный Петропавловского округа Московской городской епархии в гостях у радио «Вера». Я вспоминаю историю, покойный отец Михаил Шполянский, у него была такая книжка очень хорошая, «Мой анабасис» называлась, где он вспоминал разные интересные истории из своей жизни. И в начале этой книжки он приводил пример, как его чуть было не рукоположили в совсем молодом возрасте, когда он только-только женился, и они с женой… это еще глубоко советское время, ну такое уже предперестроечное, начали воцерковляться в маленьком городке на Украине, так получилось, что в храме, куда он начал ходить, сразу на него возложили определенное количество послушаний, и уже две-три недели, он уже такой глубоко верующий сознательный православный христианин и приезжает архиерей. И архиерей видит, что на приходе двое молодых людей – он выходит на амвон, ставит их рядом с собой и говорит: «Вот видите, у нас есть молодежь. Хотите, чтобы я вам их рукоположил через две недели еще? Я вам их рукоположу». И он говорит: «Я так обрадовался, что как же так, прошло всего лишь так немного времени с тех пор, как я впервые перешагнул порог храма и я уже почти без двух минут священник». Он говорит: «Слава Богу, что архиерей уехал и забыл про все это, а священником я стал только спустя лет 10».

А.Вылажанин

Беда в том, что еще раз говорю, храмы открывались, надо было, светским языком, дырки то затыкать, поэтому думали в начале о количестве, а потом уже начали думать о качестве. Поэтому сейчас пытаются образовывать тех, которые теперь уже совсем не молодые уже стали, приходится им заниматься и образованием своим духовным. Также и с монастырями получилось, в монастыре должна служба совершаться, а службу должен совершать священник. Где их всех набрать? Хотя бы три священника в монастыре для того, чтобы каждый день утром-вечером служить, хотя бы должно быть. Поэтому и здесь такое получилось. А когда сложившийся монастырь, когда тебя видят – это сегодняшняя практика греческих монастырей, сегодняшняя практика, допустим взять, не знаю, как в Сербии – не был, в Черногории был, люди годами проходят путь послушания в монастыре и только, когда уже видят, что и они готовы, они уже уверены в том пути, который они хотят, и священноначалие видит их возможность, или невозможность рукоположения. Если видят, что они достойны этого – их берут и рукополагают. Это ведь не каждый монах может быть священником, не каждому это нужно, не каждому это дано от Бога.

В.Емельянов

А чем принципиально послушник отличается от монаха, я такой вопрос хочу задать?

А.Пичугин

Там еще инок между есть ступень.

А.Вылажанин

Послушник может…

В.Емельянов

В любой момент уйти, да?

А.Вылажанин

Уйти из монастыря, жениться и потом… потому что он не дает обетов.

В.Емельянов

Хоть священником стать.

А.Вылажанин

А монах дает обеты.

А.Пичугин

А инок тоже ведь не дает обеты на самом деле.

А.Вылажанин

Там, знаете, сейчас очень большая дискуссия по этому поводу, считать ли иноков, или не считать.

А.Пичугин

Это же только российская история с иночеством?

А.Вылажанин

Вообще, скажем так, малая и великая схима – это тоже только российская история.

А.Пичугин

Ведь рукоположенный инок становится иеромонахом, или иеродьяконом?

А.Вылажанин

Иеродьяконом, да.

А.Пичугин

Это же во многом виновато тоже наше постперестроечное время, о котором Вы говорите, когда нужно было наполнять монастыри. Я тоже помню историю в одном большом городе, недалеко от Москвы, когда пришел человек в храм, он еще ничего вообще не знал о христианстве, но на волне увлечения всякими практиками восточными, он и в храм зашел, где его заодно крестили. И так получилось, что он через несколько месяцев стал священником, что тоже, в общем-то, как мы теперь знаем, для начала 1990-х была довольно распространенная история. А так как он человек был харизматичный, ну и есть, потом он уже все осознал, а тогда у него сразу появилось огромное количество духовных чад, с которыми он, что сам, что их отрицал от мира и толпами отправлял постригаться. А он еще полгода назад даже знать ничего не знал.

А.Вылажанин

Да это же не только такие, у нас, к сожалению, есть такие, которые по 30 лет в монашестве толпами отправляют на постриг, понимаете, это же тоже не показатель. Судить о том, правильно, или неправильно… Во-первых, скажем так, все-таки есть промысел Божий, если мы люди верующие, все-таки мы должны понимать, что, если воли Божьей нет, вот как ты ни крути – этого не будет. Если Господь для чего-то попускает, это не значит, что это правильно должно быть, иногда у человека чего-то и не должно в его жизни быть, но он добивается, просит у Бога, требует и Господь говорит: «Хочешь – получи, но будет это нехорошо».

В.Емельянов

Требовать у Бога – это интересно.

А.Вылажанин

И получается… А если, опять, примеров в истории тоже много было, когда люди обращались, становились…

А.Пичугин

То есть, для чего-то это нужно, даже, если потом человек совсем изменит свою жизнь в другую сторону, или по крайней мере не останется в монастыре.

А.Вылажанин

По крайней мере – это в назидание другим будет.

А.Пичугин

А для человека каково?

А.Вылажанин

Но он же сам выбирал, он же мог сказать: «Нет».

В.Емельянов

Действительно, Бог дает свободу выбора.

А.Пичугин

Но это же неосознанно, если человек уже много лет в Церкви, тогда это осознанно.

А.Вылажанин

Что значит, неосознанно? Понимаете, мы же люди, мы люди, которые созданы по образу и подобию Божию, вот собака может быть что-то неосознанное может делать, животное какое-то может что-то неосознанно делать. Когда человек оправдывается тем, что он делал это неосознанно, но милый мой, а для чего тебе дана была…

В.Емельянов

Мозги вообще…

А.Вылажанин

Во-первых мозги, душа твоя бессмертная, которую тебе Господь дает – думай. Почему и говорим, что семь раз отмерь – один отрежь. Тем более здесь, меняя в своей жизни все. Мы знаем одного очень известного человека, который, устав от светской жизни, пошел рукоположился, потому что увидел новый другой мир, а потом покрутившись в этом мире, заскучал что ли… ты священник, ты должен помнить о том, что ты священник, что ты несешь ответственность не только за самого себя, но ведь… по твоим личным поступкам по тебе судят о всей Церкви, вот это очень важно. Почему говорят, что вот Церковь такая плохая, сякая – да потому, что к сожалению сегодняшний мир очень часто показывает тот негатив, который, к сожалению, иногда присутствует в Церкви, может быть не так массово, как об этом сегодня говорят. Везде люди, он присутствует. У нас не показывают чего-то хорошего, которого гораздо больше и подвижников, которые трудятся самоотверженно, которых гораздо больше. А показывают какой-то негатив.

А.Пичугин

Да, простите, пожалуйста, я просто хотел не согласиться с вами в той части, где Вы говорили, что человек должен сам своей головой думать. Но ведь это же такие, извините за это выражение, постперестроечные мозги, которые были готовы впитывать любую иную реальность. Этот поход в церковь стоял в одной линейке с Рерихами, агни-йогой и чем угодно, чем угодно.

А.Вылажанин

Особенно страшно, когда приходили в православие через восточные все эти…

А.Пичугин

Сотни этих протестантских сект. И человек таким образом оказывается в монастыре, он пошел дальше, радикальнее, оказывается в монастыре. Но он не был к этому готов абсолютно и он не мог думать своей головой, потому что не было людей 28 лет назад в достаточном количестве, которые бы ему говорили: «Подожди, дорогой, не делай этого, остановись, подумай». А его наоборот часто подталкивали – иди попробуй.

А.Вылажанин

А для Господь и дал архиереев, священников, которые умудрены опытом, которые должны этот вопрос регулировать. Мало ли, кто чего хочет, мы приходим в монастырь: «А вот, мы хотим» - «Ну, милый мой, хочешь…» Теперешний владыка Тихон Шевкунов тоже, наверное, хотел может быть сразу и священником быть и кем-то, а, извините меня, нес послушание простым послушником в том же Псково-Печерском монастыре, выполняя различные послушания.

В.Емельянов

Кстати, на том же самом скотном дворе, про который очень тепло и смешно пишет.

А.Вылажанин

Да, видя его стремление, желание и у него не было в жизни, что как бы сложно ни было, я сейчас все это брошу, пойду, а потом вернусь – нет, он прошел этот путь, Господь ему дал. Поэтому, если бы на пути человека, который, вот он пришел такой загоревшийся, я готов, и рукоположите меня – все-таки должен быть мудрый наставник, который скажет, что ты конечно ты брат готов, ты хороший, замечательный, но ты подожди. В монастыре хочешь быть – замечательно, послушником лет пять побудь, посмотри, разберись в себе, посмотри, готов ли ты к этому, или не готов. Потому что ответственность очень большая, которую мы на себя берем.

В.Емельянов

Я надеюсь, что наши слушатели, кто может быть и задумывается о монашеском пути, с благодарностью сегодня послушали Ваши ответы на наши с Лешей вопросы. И очень важная фраза, которую Вы сказали финальная в нашем сегодняшнем разговоре – это то, что действительно ты… не надо сразу гнать туда в этот монастырь на всех парусах, приди, посмотри, разберись, правда побудь послушником, а там уж, как Господь справит. А может быть не по силам будет, потому что ведь тоже на это нужны силы. И не случайно, как раз и святые отцы все время говорят, что вы смотрите по силам, берите, сколько можете поднять. Не надо через край это все. Спасибо Вам большое, отец Алексий! Мы напоминаем, что вы слушали программу «Светлый вечер». Сегодня о монашеской жизни, о жизни монахов внутри монастыря, о жизни монахов среди нас мирян, мы беседовали с архимандритом Алексием Вылажаниным – настоятелем храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Лефортово, благочинным Петропавловского округа Московской городской епархии. Программу для вас подготовили и провели – Владимир Емельянов.

А.Пичугин

Алексей Пичугин. Спасибо!

В.Емельянов

Мы прощаемся, до новых встреч! Спасибо, до свидания!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем