Молитва преподобного Ефрема Сирина

Встречаем Великий пост. Ефрем Сирин
Поделиться

Ефрем СиринСвоеобразный камертон Великого поста – это покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина. Она начинает звучать в храмах ещё на масленичной неделе. А Великим постом молитву Ефрема Сирина читают каждый день и на церковных службах, и дома.

Автор молитвы, святой Ефрем Сирин, то есть “сириец”, жил в четвертом веке. Родители Ефрема, бедные земледельцы, стремились воспитать сына в благочестии. Но юноша отличался вспыльчивостью и резкостью. Однажды его по ложному обвинению посадили в тюрьму. Там Ефрем во сне услышал голос, призвавший его к покаянию. Юноша был оправдан и освобождён, но в нем произошла разительная перемена. Ефрем стал отшельником и много лет провел в учениках у великих подвижников. Постепенно он сам стал проповедовать, но вначале всегда правдиво и резко обличал свои грехи. Современники называли его «сирийским пророком» и «учителем покаяния».

Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина – очень личная, очень простая и искренняя. Её не поёт торжественно хор и не читает распевно псаломщик. Священник выходит из алтаря, становится к нему лицом, рядом с прихожанами. Он молится не за свою паству или вместо неё, а от своего собственного имени:

Господи и владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему!

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков! Аминь.

Каждый в храме повторяет про себя эти слова. А после молитвенных прошений все совершают земные поклоны.

В великопостной молитве преподобного Ефрема перечисляются недуги, от которых бы мы хотели избавиться Великим постом и определяются желаемые цели:

Праздность – это лень, нерадение, рассеянность.

Уныние – результат праздности. Человек в этом состоянии не видит свет, не верит, что он вообще есть.

Любоначалие – это любовь к власти, главным образом, к своей собственной. Ведь когда в центр всех стремлений помещается собственное “я”, остальные люди становятся средствами. Достаточно даже не манипулировать ими, а просто презирать.

А празднословие – это трата попусту чувств, времени и сил.

Вместо этих пороков мы просим Господа о Его дарах: целомудрии – то есть, цельности, осмысленности, единстве принципов;
смирении – то есть доверии Богу;

терпении – оно позволяет нам не торопиться осуждать других;

и любви – это тот дар, который мы стараемся приумножить всю нашу жизнь. То единственное, что имеет смысл для христианина.

В последнем обращении мы молим Господа «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего». То есть помочь совладать с гордыней.

В молитве преподобного Ефрема Сирина верующие не просят о каких-то благах или прощении. Они просят Господа о духовном труде. Ведь именно он – главная задача Великого поста.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (19 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...