Своеобразный камертон Великого поста - это покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина. Она начинает звучать в храмах ещё на масленичной неделе. А Великим постом молитву Ефрема Сирина читают каждый день и на церковных службах, и дома.
Автор молитвы, святой Ефрем Сирин, то есть "сириец", жил в четвертом веке. Родители Ефрема, бедные земледельцы, стремились воспитать сына в благочестии. Но юноша отличался вспыльчивостью и резкостью. Однажды его по ложному обвинению посадили в тюрьму. Там Ефрем во сне услышал голос, призвавший его к покаянию. Юноша был оправдан и освобождён, но в нем произошла разительная перемена. Ефрем стал отшельником и много лет провел в учениках у великих подвижников. Постепенно он сам стал проповедовать, но вначале всегда правдиво и резко обличал свои грехи. Современники называли его «сирийским пророком» и «учителем покаяния».
Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина - очень личная, очень простая и искренняя. Её не поёт торжественно хор и не читает распевно псаломщик. Священник выходит из алтаря, становится к нему лицом, рядом с прихожанами. Он молится не за свою паству или вместо неё, а от своего собственного имени:
Господи и владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему!
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков! Аминь.
Каждый в храме повторяет про себя эти слова. А после молитвенных прошений все совершают земные поклоны.
В великопостной молитве преподобного Ефрема перечисляются недуги, от которых бы мы хотели избавиться Великим постом, и определяются желаемые цели:
Праздность - это лень, нерадение, рассеянность.
Уныние - результат праздности. Человек в этом состоянии не видит свет, не верит, что он вообще есть.
Любоначалие - это любовь к власти, главным образом, к своей собственной. Ведь когда в центр всех стремлений помещается собственное "я", остальные люди становятся средствами. Достаточно даже не манипулировать ими, а просто презирать.
А празднословие - это трата попусту чувств, времени и сил.
Вместо этих пороков мы просим Господа о Его дарах: целомудрии - то есть, цельности, осмысленности, единстве принципов;
смирении - то есть доверии Богу;
терпении - оно позволяет нам не торопиться осуждать других;
и любви - это тот дар, который мы стараемся приумножить всю нашу жизнь. То единственное, что имеет смысл для христианина.
В последнем обращении мы молим Господа «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего». То есть помочь совладать с гордыней.
В молитве преподобного Ефрема Сирина верующие не просят о каких-то благах или прощении. Они просят Господа о духовном труде. Ведь именно он - главная задача Великого поста.
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.