Америка и православие для отечественного обывателя – вещи мало знакомые или представляемые. А зря! Подчас на территории США можно встретить удивительные примеры жизни православных в этой стране. Сегодня мы поговорим об очень интересном явлении в религиозной жизни современных США. Об афонской монашеской традиции, которая прижилась двадцать лет назад в американском штате Аризона.
Начиная с 1972 года США и Канаду с пастырскими визитами стал посещать афонский старец Ефрем Филофейский. Первоначально старец помогал духовно только грекам, которые во множестве проживают на Североамериканском континенте. В какой-то момент старец Ефрем решил остаться в Америке и основал там сначала один, а затем еще несколько мужских и женских монастырей. Самым известным из них считается монастырь святого Антония Великого в штате Аризона.
Среди туристов монастырь святого Антония считается не менее популярным, чем Великий каньон. Православные и не православные американцы едут в монастырь старца Ефрема, чтобы своими глазами увидеть, как монахи за двадцать лет превратили пустыню в цветущий оазис. На территории обители сегодня имеется семь храмов, а сам монастырь буквально утопает в зелени.Но красота природы не является главным достоинством этого места. Монастырь старца Ефрема – место, где продолжается строгая монашеская традиция Святой горы Афон. Монахи обители живут так, как жили подвижники древности. Их день четко распределен между тремя местами: храмом, кельей и местом послушания.
День аризонского монаха начинается за два часа до полуночи. Монахи просыпаются и начинают совершать молитвенное правило. Они произносят тысячу раз древнюю молитву «Господи, Иисус Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» и совершают сто земных поклонов. Некоторые монахи совершают молитву в келье, другие – на улице, выйдя в пустыню и созерцая ночное небо.По окончании молитвенного правила монахи собираются в храм на богослужение, которое длится до половины четвертого утра. Все службы в обители проходят на греческом языке. Когда ночное богослужение заканчивается, все, кто на нем молился, идут перекусить. Монахи — по кельям, паломники — в монастырской трапезной.
Отдохнув, монахи в 8-9 утра расходятся по послушаниям. Обычно они занимаются садом, подметают дорожки, выполняют другие виды работ. Делают они это, несмотря на невыносимую жару, которая в Аризоне царит почти круглогодично. В 11.30 монахи собираются на обед. Затем снова работают, а в 3.30 дня опять приходят в храм на вечернее богослужение. В шесть часов вечера в монастыре объявляется отбой, который продлится до 10 вечера, когда аризонские монахи проснутся и вновь начнут молиться.
Так продолжается изо дня в день. И афонская монашеская традиция продолжает жить и развиваться на Североамериканском континенте, являя его населению красоту Православия.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал вам о православных монахах, которые живут в американской Аризоне.
«Помощь страдающим разного рода зависимостями». Роман Прищенко
У нас в гостях был православный психолог, директор реабилитационного центра для зависимых «Воскресение» Роман Прищенко.
Наш гость рассказал о том, как интерес к филологии и психологии помог ему найти свое призвание, каким был его путь к вере, как, столкнувшись с зависимостью, ему удалось преодолеть её и как пришел к тому, что делом жизни для него стала поддержка тех, кто также страдает от разных зависимостей.
Киккская икона Божией Матери
Одна из самых почитаемых святынь на острове Кипр — Киккская икона Божией Матери. Название святому образу дала гора Киккос — именно там находится монастырь, в котором хранится реликвия.
Согласно преданию, икону написал апостол Лука ещё при жизни Богородицы. Образ показывает безграничную любовь Царицы Небесной к своему Божественному Сыну. Пресвятая Дева держит Богомладенца и щекой нежно касается Его головы. Иисус при этом изображён в движении, Он словно играет на руках у своей Матери. Икону также именуют «Милостивая». В этом названии отражено сострадательное отношение Царицы Небесной ко всем, кто молитвенно к Ней обращается.
Предание сообщает, что изначально апостол Лука подарил образ Богородицы «Милостивая» египетским христианам. Они хранили святыню почти тысячу лет. В 980 году в Египте начались гонения на верующих в Спасителя. Икону Божией Матери, спасая от поругания, переправили по морю в Византию. Образ несколько лет хранился в столице империи, городе Константинополе. В начале одиннадцатого века император Алексей Комнин получил во сне повеление от Богородицы перенести реликвию на остров Кипр, что и было сделано.
На личные деньги императора для иконы Божией Матери «Милостивая» на Киккской горе построили церковь. При храме был учреждён монастырь. Люди приезжали сюда со всего острова, чтобы попросить у Царицы Небесной помощи в бедах и нуждах. Киккский образ Богородицы прославился чудотворениями. Слава о нём распространилась далеко за пределы Кипра.
Списки благодатной иконы появились и в России. Наиболее почитаемый, написанный в семнадцатом веке, хранился в Московском монастыре Зачатия Богородицы. После революции 1917 года власти закрыли обитель, и верующие перенесли святыню в храм Ильи Обыденного, в котором не прекращались богослужения. А в 1999 году Зачатьевский монастырь ожил, и древний список образа Богородицы «Милостивая» вернулся на своё место.
Сегодня, как и встарь, Киккская икона Божией Матери широко почитается в России. В честь неё освящены церкви в Калужской, Кировской, Рязанской епархиях. Списки чудотворного образа есть во многих храмах и домашних киотах. А в Киккском монастыре на Кипре, где пребывает первообраз, написанный апостолом Лукой, всегда можно встретить русских паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Приютили бабушку
Жалея по-настоящему, ты чувствуешь чужую боль как свою и спешишь помочь, потому что не можешь по-другому. Вот, как супруги Ревуновы из Новосибирской области, о которых мне рассказала знакомая журналистка. Александр и Елена взяли к себе жить старенькую бабушку-соседку — просто пожалели её.
Эта бабушка, Анна Васильевна Поспелова, прожила нелёгкую жизнь. Работала в колхозе, во время Великой Отечественной войны трудилась для фронта. Как многие вдовы в то время, одна тянула хозяйство. Воспитала единственного сына, но он не смог стать ей опорой — умер молодым. И когда в семьдесят девять лет здоровье Анны Васильевны пошатнулось, то некому оказалось её поддержать. А она так ослабла, что даже приготовить поесть себе не могла.
Ревуновы обратили внимание, что баба Нюра сдала — осунулась, потемнела лицом. Позвали её жить к себе, и она согласилась. Это произошло в начале двухтысячных. Александру и Елене в то время не исполнилось и тридцати лет. Соседей решение молодых супругов очень удивило. Ведь у Ревуновых тогда были совсем маленькие дети — дочке три, сыну год. И хозяйство они держали большое — коровы, куры, огород. А тут ещё и за немощной старушкой надо ухаживать. Люди гадали, какая в таком поступке корысть, и не могли найти ответ. Дом у Анны Васильевны — ветхий, он так и стоит брошенный, никому не нужный. Пенсия у бабушки копеечная, богатства она не скопила.
Сами Ревуновы на вопрос «зачем?» только плечами пожимают: «Жалко же». И мне кажется, что такая жалость — это форма любви, которая, по слову апостола Павла, не ищет своего.
Все выпуски программы Живут такие люди