Ещё совсем недавно, в конце девяностых, по улицам Лондона ходил пожилой священник с седой бородой и добрыми, невероятно глубокими глазами, одетый в простой чёрный подрясник. Нередко его можно было увидеть, к примеру, доброжелательно беседующим с компанией неформальной лондонской молодёжи. Один из выдающихся проповедников двадцатого века митрополит Сурожский Антоний – а это был именно он – обладал способностью доносить до самых разных людей Божье Слово просто и ясно, понятным и современным языком. Недаром его выступления на радио Би-Би-Си пользовались невероятной популярностью у слушателей. Многие из его лекций и проповедей сегодня изданы в книжном формате. В том числе - замечательный цикл бесед под общим названием «Уверенность в вещах невидимых».
Кстати, на тему для этих бесед митрополита Антония как раз и натолкнул ведущий радио Би-Би-Си, заявивший владыке после его очередного выступления: «Простите, но больше мы не пригласим Вас в эфир. Вы говорите с уверенностью. А людям нужны вопросы и сомнения». Вспоминая эту историю, митрополит Сурожский сделал неожиданный вывод: ведущий, в сущности, оказался прав - даже искренне верующий человек остаётся вопрошающим.
Задаваться вопросами полезно, - считает владыка Антоний. Например, произнося молитвы и позволяя благодатным словам, когда-то составленным великими святыми, проникать в душу и сердце, можно и нужно поинтересоваться и их смыслом – ведь, вслед за отцами церкви, мы обращаем их к Богу уже от своего лица. Таким образом, говорит митрополит Сурожский Антоний в своих беседах из книги «Уверенность в вещах невидимых», мы будем сопереживать опыту святых, который обязательно поможет нам совершенствоваться и в собственной духовной жизни.
Так же и при чтении Священного писания - не всегда стоит ограничиваться собственным уровнем понимания Евангельского текста, - считает митрополит Антоний. Обращение к размышлениям святых отцов Церкви с их многовековым опытом жизни по заповедям Христа, позволяет нам разглядеть в Евангельском тексте то, чего сами мы можем и не заметить.
Не стоит бояться собственного непонимания и вопросов, - уверен митрополит Сурожский Антоний. – Нужно лишь благодарить Бога за то, что, несмотря на все наши сомнения, Он остаётся рядом с нами. А с Богом и верой в сердце человек обязательно обретёт «Уверенность в вещах невидимых».
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия