Ночь была ясной и теплой. Днепр дышал свежестью. Луна светила так ярко, что силуэты лошадей были вычерчены на фоне поляны, как будто прорисованы Углем на лоскуте бересты. Пастухи отдыхали у костра. Старый конюх Родион дремал, разморённый сытным ужином — князь Ярослав заботился о том, чтобы рабы жили в довольстве. Иван — мальчишка лет пятнадцати, смотрел на звёзды и тихо шевелил губами — ему так хотелось поделиться мыслями, которые давно тревожили его.
Иван:
Дядька Родя, а вот скажи — правильно, что князь Владимир Русь крестил? Али прежняя вера лучше была?
Родион:
Ну, ты, Ивашка, спросил. Да нешто я, старый конюх, супротив князя рассуждать стану? Раз так велено — так, значит, и лучше нам. Хотя, правду сказать, мне Христово учение сразу по сердцу пришлось. «Возлюби ближнего, как самого себя» — такого я прежде не слыхал. Ради этих слов я и принял Крещение. Был Радомиром — стал Родионом. Говорят, мученик был такой в древнее время. В честь него меня и назвали.
Иван:
А я вот и не знал другой веры, но все-таки мне невдомёк, как это Христос — и Бог, и человек одновременно? Разве такое может быть?
Родион:
Я, Ивашка, в тонкостях вероучения не сведущ. Помню только, как вера Христова старого князя изменила. Был Владимир жесток — стал милостив. Да и нынешний, Ярослав, людей не обижает, грех жаловаться. Недаром его Мудрым зовут. А церкву-то какую они справили в нашем Берестове! Стоишь на молитве, и не чуешь — на земле ты, на небе ли. В ней, кстати, чудный чернец служит — Иларион. Коли тебя сомнения мучают, ты с ним поделись. Он разъяснит, он ученый! Говорят, в Византии наукам обучался. И сердце у него чуткое, доброе.
Иван:
Не тот ли это Иларион, что здесь неподалёку, на берегу Днепра, пещерку вырыл, да от княжеских хором туда молиться уходит?
Родион:
Он, точно, он! Ты поговори с ним, Ивашка.
Не прошло и года, как Иларион — иеромонах княжеской церкви села Берестово, что близ Киев-града, стал митрополитом. Это был первый архипастырь на Руси не из греков, а из своих, из русских. Князь Ярослав Мудрый сам просил скромного чернеца принять в управление молодую Церковь. И тот, как ни любил уединённую молитву, не смог отказать.
Когда Иларион впервые совершал богослужение в роли Предстоятеля в Киеве, в новом Софийском соборе, Ивашка стоял среди народа и ругал себя. Так он и не поговорил с монахом, когда тот подвизался в пещерке на берегу Днепра. Теперь-то разве станет он слушать? Вон какой важный!
Иларион вышел к амвону и обратился к собранию: «Братья и сёстры!». Речь его лилась неспешно и плавно. Услышав о законе, который Господь дал иудеям через пророка Моисея и о благодати, дарованной Христом всем народам, Иван вновь встревожился — так кем же был Иисус, Богом или человеком? И тут Иларион, словно услышав сомнения юноши, стал говорить о том, что Христос «как человек повит был пеленами — и как Бог волхвов звездою вел. Как человек пришел креститься — и как Бога устрашившись Его, Иордан обратился вспять. Как человек пришел на брак в Кану Галилейскую — и как Бог воду в вино претворил. Как человек Лазаря оплакал — и как Бог воскресил его из мёртвых. Как человек во гроб положен был — и как Бог ад разрушил и души освободил». «Кто столь великий, как Бог наш? Поистине Он Бог, творящий чудеса!», — сердце пастушка ликовало, откликаясь на речь учёного монаха, Киевского митрополита Илариона.
Этот эпизод определил судьбу Ивана. Он нашел на берегу Днепра ту самую пещеру, в которой прежде подвизался Иларион, и встретил там другого чернеца, Антония. Став учеником этого монаха, он принял постриг. На месте пещеры вырос монастырь, ставший позднее известным, как Киево-Печерская лавра. В его стенах Иван постигал грамоту, переписывая Священное писание и труды святых отцов. И одним из самых любимых его произведений было «Слово о законе и благодати» — та самая проповедь, которую произнес митрополит Иларион на богослужении в Софийском соборе.
Это слово прошло сквозь века. Оно и поныне остаётся живым исповеданием православной веры, сокрушающим сомнение.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди