Однажды в Нижегородском театре случилась презабавнейшая история. Представьте себе: партер полон, ложи блещут; тяжелый бархатный занавес плавно поднимается вверх, на сцене появляются актеры… и тут же понимают, что зрители на них не обращают ни малейшего внимания! Публика со смехом разглядывала друг друга: оказывается, на спектакль в этот день пришли одни мужчины, причем - исключительно лысые! Секрет такого своеобразного, как сказали бы сегодня, флэш-моба, разгадали быстро: выяснилось, что каждому из них билет в театр подарил Митрофан Михайлович Рукавишников - известный нижегородский купец и фабрикант, славившийся своей любовью к розыгрышам. Впрочем, они всегда были невинными и никогда никого не задевали и не обижали.
Митрофан Михайлович, как можно понять, был человеком большого достатка. Он унаследовал часть огромного капитала «Железного старика» - так в Нижнем называли его отца, уважаемого человека, почетного гражданина, который сделал состояние на торговле железом и производстве стали. Склонность к экстравагантным поступкам Рукавишникова-младшего многие считали следствием некоего комплекса из-за увечья: в младенчестве его уронила на пол нянька, и у мальчика начал расти горб. Однако сам Митрофан Михайлович, несмотря на инвалидность, кажется, чувствовал себя в полной гармонии с окружающим миром. Близкие отзывались о нём как о веселом, добром, радушном и сострадательном человеке.
И действительно – шутки шутками, а мимо чужой нужды он никогда мимо не проходил. Став в двадцать шесть лет председателем Совета Нижегородского гимназического Братства Кирилла и Мефодия, он взял на себя заботу о неимущих воспитанниках губернской гимназии: вносил плату за их обучение, обеспечивал необходимыми книгами и учебными пособиями, одеждой, медицинской помощью. На его средства в здании гимназии был устроен домОвый храм. Через некоторое время Митрофан Михайлович купил большое здание, которое полностью переоборудовал под гимназическое общежитие, и даже оснастил его редкими и дорогостоящими в то время вентиляционной системой и водопроводом.
Митрофан Михайлович был верующим православным христианином. Оказывать поддержку храмам родного города он считал своим прямым долгом. В Троицкой церкви, постоянным прихожанином которой был Рукавишников, он провел на собственные средства реконструкцию внутреннего убранства: обновил иконостас и настенные росписи, выложил пол качественной плиткой. Немалые средства пожертвовал Митрофан Михайлович и на капитальный ремонт Алексеевской церкви Благовещенского монастыря.
Совершенно естественно, что, как человек верующий, Рукавишников не мог остаться равнодушным к начавшейся в Нижнем Новгороде революционной пропаганде. Он ответил «красным» агитаторам антикоммунистической газетой «Козьма Минин», на страницах которой поддерживал традиционные христианские ценности и мораль. Все расходы на издательские, типографские услуги и распространение оплачивались из его личных средств.
Жил Митрофан Михайлович в красивом особняке на Верхне-Волжской улице. В народе его дом получил название «Музей» - из-за того, что в нём Рукавишников держал великолепную коллекцию живописи и антиквариата. В ней были уникальные полотна фламандской школы, русские художники - Васнецов, Маковский, Крамской, Куинджи; скульптура, старинные гобелены и другие предметы искусства. Всякого, кто интересовался его коллекцией, и хотел взглянуть на неё, Митрофан Михайлович радушно приглашал в гости и лично проводил небольшую экскурсию.
После смерти Рукавишникова его художественная сокровищница, а также богатейшая библиотека, по особому распоряжению владельца, перешли в собственность города. Многое из этого можно увидеть в экспозиции Нижегородского музея и сегодня. Да и сам Нижний Новгород, где почти на каждой улице отыщется след благотворительной деятельности Митрофана Рукавишникова, можно смело назвать музеем этого благородного и неравнодушного человека.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница