После кончины Ярослава великое княжение Владимирское перешло к брату его Святославу, который утвердил сыновей Ярослава на уделах, данных им отцом.
С этого времени начинается новая пора в жизни Александра Невского. Он понял своим глубоким умом полную невозможность борьбы с Татарами до наступления лучших времен, и понял также, что только безусловным повиновением нашим новым властителям можно спасти Родину от всех ужасов Татарского нашествия.
Поэтому вся жизнь Александра после кончины отца была направлена к тому, чтобы приобрести полное доверие к себе со стороны Татар. Для того, чтобы они позволили бы отдохнуть и собраться со свежими силами полураздавленной Русской народности.
Для достижения этой великой и святой цели Александр не щадил себя. Он шел на всякие опасности и труды. И испил до дна горькую чашу унижений от Татар. Вместе с тем, он прошел также через ряд самых глубоких душевных страданий, так как зачастую не был понят даже своими близкими и родными.
Оплакав смерть отца, Александр получил грозное приглашение Батыя явиться к нему. Он отправился вслед за своим братом Андреем, выехавшим ранее.
Когда Александр прибыл в ханскую ставку, то Татарские волхвы потребовали, чтобы он прошел «сквозь огонь и поклонился идолам». Готовый претерпеть для блага Родины всевозможные унижения, Александр не счел, однако, возможным совершить что-либо противное христианской совести. На гнусное предложение волхвов, он бестрепетно отвечал: «Я — христианин и мне не подобает кланяться твари...»
Спокойное мужество Александра поразило придворных хана, которые тотчас отправились доложить об его ответе Батыю. К общему удивлению, Батый прислал сказать, что он разрешает Александру предстать перед его очи, без исполнения обрядов, требуемых волхвами.
И вот, Русский князь Александр, знаменитый победитель Шведов, Немцев и Литовцев, прекрасный и светлый как ангел, вошел в шатер грязного Татарина, поработителя его Земли и убийцы многих ближних родственников. Разложил принесенные дары, пал перед ним на колени и смиренно склонил голову.
Много веков прошло с тех пор, но и теперь сердце каждого Русского человека должно болезненно сжиматься, вспоминая это тяжкое унижение лучшего из Русских князей. Батый несколько времени любовался преклоненным перед ним героем. Наконец, обращаясь к окружающим, произнес: «Правду говорили мне: нет князя, равного этому».
От Батыя Александру с братом Андреем пришлось совершить длинный и трудный путь в далекую Татарию, для представления великому хану. И, конечно, пройти и там через ряд горьких унижений.
Вернувшись к началу 1250 года в Русскую Землю, Александр отправился в Новгород, где был встречен жителями с большой радостью. И стал усердно заниматься делами Святой Софии.
Скоро в Новгород к нему прибыло чрезвычайное посольство от папы Иннокентия Четвертого. Папа прислал к нему кардиналов Гольда и Гемента, с письмом, в котором требовал перехода Александра вместе со всем Русским народом в Латинство.
Хитрые кардиналы стали всячески его уговаривать перейти в Латинство, уверяя, что, только отрекшись от Православия, он найдет помощь у Западных государей и тем спасет как себя, так и свой народ, от Татар.
На это Александр грозно отвечал им: «...от вас учения не принимаем».
Сообщив этот же ответ папе в письме, Александр отправил кардиналов домой и продолжал ревностно заниматься Новгородскими делами с тем, чтобы привести их в порядок и иметь возможность отправиться для многотрудной деятельности в Киев.
Однако Александр заболел какою-то опасной болезнью, что вызвало сильнейшее беспокойство во всем Новгороде и задержало выезд в Киев. Затем, едва оправившись от болезни, Александр должен был приложить все свои заботы на предупреждение голода, грозившего Новгороду в 1252 году, вследствие дурной весны.
Занятия этими делами были неожиданно прерваны. Вместо Батыя, за его старостью, в Сараевской Орде стал править сын его — Сартак, к которому надлежало спешить на поклон. Во Владимире в это время произошли страшные беспорядки, вызвавшие второе нашествие Татар.
Александр поспешил в Орду, чтобы представиться Сартаку и умилостивить его гнев. На своем пути он встретил войска Неврюя, шедшие опустошать Суздальский край.
Александр сумел умилостивить Сартака, и возвращался с пожалованием на великое княжение, но поздно: Татары уже уходили с торжеством, разорив и ограбив все, что было в их силах.
Сердечно встреченный владимирцами, Александр должен был, подобно покойному отцу, хоронить трупы, восстанавливать храмы и жилища. И призывать жителей, разбежавшихся по лесам, вернуться в свои владения.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!