Милосердие - всё ли так однозначно? - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Милосердие - всё ли так однозначно?

* Поделиться
Игорь Петровский

Игорь Петровский

Сегодня мы с радостью представляем нового автора рубрики "Частное мнение" Игоря Петровского, пресс-секретаря Главы Донской митрополии, преподавателя факультета журналистики Южного Федерального Университета, докторанта университета г. Фрибурга (Швейцария).

Как-то в беседе с одним моим другом мы заговорили о подаянии и нищих. Друг был не бедного десятка, да к тому же с большим сердцем. Он подавал всем, кто просил, и полагал, что Бог сам знает, на что пошли эти средства. О мошенниках среди нищих он говорил примерно так: мера ответственности того, кто подает милостыню, заканчивается после того, как милостыня подана. Далее – всё на совести просящего. В общем-то позиция благородная и понятная. Тем более, что есть четкие указания в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». И полагаю, что на этом, в большинстве случаев, все дискуссии бы закончились. Однако в одном из самых древних христианских письменных памятников - «Учении двенадцати апостолов» - есть, уже ставшие знаменитыми, строчки, посвященные данной теме: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, пока не будешь знать, кому даёшь». Этот текст лег в основу целой традиции так называемого разумного подаяния, которое предполагает, что подавать человеку бездумно не следует, так как эти средства он может употребить на злые дела или на развитие таких пороков как лень, тунеядство, попрошайничество, пьянство и так далее.

Таким образом мы имеем две аргументированные и основанные на священных текстах традиции. Одна полагает – подавать надо всем и всегда, так сказать, не взирая на лица. Другая требует тщательного исследования, кому и на что ты подаешь.

Тема эта не праздная. Тем более в наше время. Количество людей, просящих денег на светофорах, в переходах или у храмов возрастает с каждым месяцем. И истории у них - одна другой краше. Недавно, целая группа, просящая милостыню, которую я наблюдаю уже более года в одном и том же месте, обзавелась какими-то гербовыми бумагами, и вся как один стала украинскими беженцами. Очевидно, что в ряде случаев, нас просто откровенно обманывают, играя на самых благородных чувствах.

И вот как к этому относиться? Как относиться к протянутой руке человека, когда он мог бы приложить эту протянутую руку к труду? Как быть с человеком, который делает из своей нужды промысел? Щекотливый вопрос. И в истории Церкви величайшие отцы давали прямо противоположные ответы. Например святитель Иоанн Златоуст утверждал, что «если мы станем исследовать образ жизни нуждающихся, то не окажем милостыни ни одному человеку». А вот святитель Василий Великий, напротив, давал весьма нелестные оценки тем, кто на нашем милосердии делает легкие деньги. Он говорил, что тот, кто подает действительно бедному, тот подает Господу... а кто дает денег всякому проходимцу, тот бросает псу, который пробуждает в нас одно лишь желание поскорее отвязаться. Опять-таки, святитель Иоанн Милостивый говорил, что если мы действительно рабы Христовы, то должны подавать так, как Христос -не взирая на лица и не расспрашивая о жизни. А в тоже время, в библейской книге мы читаем: «давай благочестивому, и не помогай грешнику».

Конечно, вопрос о милостыне - это не дуэль цитат. В духовной жизни человека нередко возникает два взаимо-противоположных решения, каждое из которых правильное и за каждым стоят авторитеты. В таком случае, Церковь предлагает каждому самостоятельно решать, исходя из своего внутреннего устройства, голоса совести и разума. В этом наверное красота и глубина православия, которому чужда позиция фарисейства, дающего однозначные ответы на все вопросы.

Для нас же главный принцип милосердия всегда должен совпадать с главной заповедью клятвы Гиппократа – не навреди. Ведь умение правильно помочь – это еще одна степень нашего благоразумия. Т.е. нашего умения быть одновременно и благим, и разумным.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем