«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» - этими словами архангел Гавриил приветствовал Деву Марию, возвещая Ей о том, что вскоре Она станет Непорочной Матерью Спасителя. Чтобы уверить юную Отроковицу, что у Бога не остается бессильным никакое слово, он поведал, что Ее родственница Елизавета, жена священника Захарии, которая считалась бесплодной и была уже в преклонных годах, шестой месяц носит под сердцем дитя.
Приняв Благовестие, Божия Матерь поспешила навестить Елизавету. Евангелист Лука отмечает, что та жила в городе Иудином в нагорной стране. Где именно находилось селение, в котором произошла удивительная встреча двух святых, обремененных драгоценными ношами – Богородицы Марии и матери Иоанна Крестителя Елизаветы? С документальной точностью ответить на этот вопрос не представляется возможным. На многие километры к юго-западу от Иерусалима простиралась земля, принадлежавшая колену Иудину, то есть племени Израильского народа, ведущему свое начало от Иуды, четвертого сына библейского патриарха Иакова. Немало размещалось там городков и поселков, и в каждом из них мог находиться дом священника Захарии.
В разное время высказывались предположения, что упомянутый апостолом Лукой град Иудин – это Бет-Захария, что неподалеку от Вифлеема, или селение Уута рядом с Хевроном. И всеже главной оставалась историческая версия, что город, в котором жили Захария и Елизавета, стоял на том месте, где нынче расположен поселок Эйн-Керем – с 1948 года он стал считаться одним из районов Иерусалима.
В Эйн-Кереме можно увидеть родник, из которого набирала воду Богородица, живя в гостях у Елизаветы и пещеру, где родился Иоанн Креститель. Однако, до недавнего времени эти факты опирались исключительно на церковное Предание. Археологам не удавалось найти никаких документальных подтверждений того, что в евангельские времена в этих местах находилось иудейское поселение. И лишь в 2015 году в одном из старых жилых домов Эйн-Керема под фундаментом была обнаружена древняя миква. Специалист Израильского Управления древностей, окружной археолог Иерусалима Амит Рам назвал эту находку ценнейшим историческим открытием.
Комментарий эксперта:
Миква – особый водный резервуар, предназначенный для совершения омовения - одного из религиозных ритуалов, которые предписывал Ветхий Завет иудеям, исповедующим Единого Бога. В библейских книгах Левит и Числа излагалось, что всякий осквернившийся должен омыть тело водой. Погружение в воду практиковалось также как средство очищения, необходимого накануне субботней или праздничной молитвы в храме.В эпоху Второго Иерусалимского храма, который был построен в начале шестого века до Рождества Христова, а разрушен в семидесятом году после Рождения Спасителя, в еврейской культуре сложилась традиция устраивать миквы повсеместно как в общественных местах, так и в частных домах. Еврейский историк первого века Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» пишет, что многочисленные паломники подвергались обязанности погружаться в микву перед посещением территории Храма.
Микву, обнаруженную во время ремонта под основанием жилого дома в Эйн-Кереме, сотрудники Израильского управления древностей дотировали концом первого века до Рождества Христова – тем самым временем, когда Богородица Мария совершила свое путешествие во град Иудин. То есть, там, где сейчас стоит Эйн-Керем, на момент рождения Иоанна Крестителя действительно располагалось иудейское поселение.
Но по каким признакам археологи установили, что обнаруженный резервуар – это именно миква? И почему ученым ранее не удавалось найти никаких других материальных свидетельств, что Эйн-Керем – это и в самом деле град Иудин? На эти вопросы скептиков также ответил специалист Израильского управления древностей, профессор археологии Амит Рам.
Комментарий эксперта:
Микву трудно перепутать с каким-либо иным резервуаром, поскольку иудейские религиозные требования к этой емкости отличаются строгостью. Во времена Второго храма существовал особый судебный орган, который следил за соответствием микв предписаниям. Это должен быть резервуар, стены и пол которого не допускают протекания. Миква предусматривает довольно большой объем, в нее должно входить минимум двести пятьдесят литров воды, причем, обязательно дождевой или поступающей непосредственно из естественного источника. То есть, наполнять микву водой, которую принесли в сосудах, недопустимо. В связи с этим требованием при строительстве религиозных резервуаров применяли различные инженерные конструкции. Например, на крыше здания сооружался водосборник наподобие бассейна, в нем собиралась дождевая вода, которая затем по водоводу подавалась в микву.
Резервуар, обнаруженный в Эйн-Кереме, представляет собой вырубленный в скале бассейн, шириной три с половиной на два с половиной и глубиной около двух метров – то есть, он может вместить объем гораздо больший, чем требуют религиозные правила. В микву ведут несколько каменных ступеней. Внутренняя поверхность резервуара тщательно отштукатурена, чтобы защитить его от протечек. Система водосбора не сохранилась, но по характерным особенностям сооружения можно предположить, что водовод располагался выше того уровня, который уцелел до наших дней.
Миква хранит на себе следы мощнейшего пожара – вероятное доказательство того, что еврейское поселение, в котором проживали родители Иоанна Крестителя, было сожжено во время Великой иудейской войны 66-71 годов.
После Великой иудейской войны – восстания иудеев, жестоко подавленного римлянами, место, на котором сегодня расположен Эйн-Керем, на многие века перестало быть еврейским поселением. Пожарище было не единственным бедствием, постигшим град Иудин. На пепелище Римский император Адриан повелел построить поселение, посвященное языческим идолам Венере и Адонису, уничтожив все, что могло напоминать об иудейских традициях и культуре.
В четвертом веке византийская императрица Елена, основываясь на Предании Церкви, возвела в Эйн-Кереме, у подножия Иудейских гор, несколько храмов, посвященных происходившим здесь евангельским событиям. Позднее эти церкви были разрушены персами. На месте византийских базилик крестоносцы поставили католические храмы. В девятнадцатом веке русская православная миссия обустроила в Эйн-Керемеженский монастырь, названный Горненским, как расположенный в нагорной стране. Христиане хранили память о событиях, освятивших эту землю, несмотря на то что, историки сомневались – а был ли вообще здесь иудейский поселок.
И вот теперь археологи обнаружили подтверждение тому, что на месте современного Эйн-Керема во времена Христа действительно находилось еврейское поселение. Был ли это именно евангельский град Иудин? Может быть, когда-нибудь и этот факт станет предметом не только веры, но и научного знания.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница