Первый санаторий в регионе Кавказских Минеральных Вод появился в Ессентуках в 1902 году. Здравницу построил московский доктор Михаил Зернов. Средства на создание санатория он собирал лично. А сбор пожертвований начал с себя, вложив тысячу рублей в дело помощи малоимущим больным.
Михаил Степанович родился в семье протоиерея одной из московских церквей. Окончил медицинский факультет университета. Профессор Остроумов, под началом которого Зернов начал свою профессиональную деятельность, первым в России стал практиковать методы лечения электротоком, массажем и водными процедурами. Зёрнов, глядя на своего учителя, и сам сконструировал аппарат для электромассажа. А побывав в Париже у профессора Шарко, Михаил Степанович привёз его лечебный душ в Россию. В конце 19-ого века европейские бальнеологические курорты пользовались огромной популярностью, российские же были абсолютно неблагоустроены. Зёрнов в должности консультанта взялся за их преобразование.
Санаторий на пятьсот мест в Ессентуках строили всего два года. Благодаря напору и решительности Михаила Степановича в курортной зоне появились также грязелечебницы, электросветовой и тепловой институты с самой современной техникой: рентгеновскими аппаратами, электрокардиографами, разными типами электромассажа. Небогатых пациентов здесь лечили бесплатно. «Какой Божий рай открыл нам Зёрнов», - писали те, кому посчастливилось съездить в Ессентуки.
Едва открылся санаторий, как в России появилась новая форма благотворительности. Богатые люди выкупали там комнаты, а лечить отправляли тех, кому курорты не по карману. Первыми это сделали актёры – Мария Савина и Владимир Давыдов. Их поддержал писатель Короленко. А потом и организации: страховые общества, казначейства, общества железных дорог. Один только Московский Художественный театр сразу выкупил двенадцать комнат.
Михаил Степанович был счастлив таким положением дел. Сбылась его заветная мечта: он сумел сделать курорт доступным для всех людей, невзирая на класс, к которому они принадлежали. Зернов приезжал в Ессентуки летом, но эти приезды были совсем непохожи на отпуск. Михаил Степанович не знал, что такое выходные, он принимал больных и в санатории, и в своём доме. Доктору помогала жена, она взяла на себя всю хозяйственную работу в здравнице и поддерживала благотворительную деятельность супруга.
Зёрнов двадцать лет возглавлял Арбатское попечительство о бедных. И был одним из создателей Общества Московского научного института. Оно помогало учёным и профессорам, уволенным из университета, сохранить себя в профессии и заниматься исследовательской деятельностью.
После революции семья Зерновых покинула Москву и перебралась в Ессентуки. Потом, спасаясь от красного террора, Зёрновы уехали в Белград. Михаил Степанович и в эмиграции не сидел без дела. В Королевстве сербов, хорватов и словенцев хватало курортов, Зернов устроился на один из них – он назывался Вранска Баня, в рекордно короткие сроки реорганизовал его работу и стал самым известным русским врачом Королевства.
Решив никогда не возвращаться в Россию, Зёрновы окончательно осели во Франции. Михаил Степанович практиковал: вёл приём в амбулатории при Сергиевском подворье в Париже и всеми силами помогал соотечественникам. Зернов включился в работу Московского землячества и вскоре возглавил его. За 10 лет пребывания Михаила Степановича на этом посту русские эмигранты получили триста тысяч франков. Доктор разработал систему пособий, пенсий и ссуд, основал именные стипендии в память выдающихся русских ученых и писателей, создал Фонд в честь 175-летия Московского университета.
Михаил Степанович умер глубоким стариком за год до начала Второй Мировой войны. Проститься с ним на Мёдонское кладбище Парижа пришли тысячи эмигрантов, которым доктор Зернов помог выжить на чужбине.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия