Любовь - это подарок Всевышнего и счастливы те, кто его удостоился. Родители актрисы Софико Чиаурели были в числе счастливчиков. Их отношения стали легендой Грузии. Поэтому никто не удивлялся, что в такой семье родилась такая дочь.
Верико Анджапаридзе происходила из старинного дворянского рода. Когда она родилась, глядя на малышку, известный грузинский поэт Акакий Церетели сказал: «Эта девочка прославит свою родину». И он не ошибся. Верико стала одной из величайших актрис 20-ого столетия. А фраза её героини из фильма «Покаяние»: «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?» стала афоризмом.
Михаил Чиаурели родился в простой крестьянской семье. Природа не поскупилась, наделив его разными талантами: Михаил прекрасно пел, был актёром, скульптором, строителем, аниматором и кинорежиссёром. Устоять перед его обаянием не мог никто, и сын торговца зеленью покорил сердце аристократки. Впервые они поцеловались на «Горе раздумий» - месте, где назначали свидания все влюблённые Тбилиси. Михаил пообещал Верико построить дом там, где они поцеловались. Слово своё он сдержал: возвёл двухэтажное здание, в котором и поселились супруги. Здесь родились их дети. По вечерам у этого дома Верико поджидали поклонники. Михаил и вида не подавал, что ревнует. Первая сцена ревности между супругами произошла, когда Чиаурели было уже 87 лет. И устроила её Верико. Поводом стало найденное ею письмо, написанное Михаилу одной актрисой ещё во времена немого кино.
В доме Чиаурели постоянно кипела жизнь: гостили родственники, друзья, знакомые. Денег, чтобы накормить всех не хватало, но хозяева и их гости умели пировать, даже когда на столе стояли только вода и чёрный хлеб. Софико повезло родиться в семье, где звучали шутки и смех, где к детям относились с любовью и уважением. Даже имя новорождённой дочери родители доверили выбрать ей самой. Она родилась в день Святой Елены и Верико хотела назвать девочку Еленой, а Михаил Софьей. Выбрать не могли целый месяц. Наконец отец написал эти имена на бумажках, бросил их в шапку и поднёс дочери. Она потянулась к листку с именем Софья.
Родители Софико были постоянно заняты. Михаил уезжал на съёмки, Верико пропадала в театре. Чтобы проводить с дочкой больше времени, она брала её с собой на гастроли. Однажды в одном из городов произошёл такой случай. Верико отправилась на рынок. И тут же по громкоговорителю объявили: «На наш рынок пришла великая Анджапаридзе. Тот, кто возьмет с неё хотя бы копейку, пусть пеняет на себя». Верико моментально ушла. Злоупотреблять своей славой она не хотела.
А Софико не хотела злоупотреблять славой родителей. Девушка упорно доказывала, что она не просто дочь знаменитых папы с мамой, но и сама кое-что умеет. Дольше всего пришлось добиваться признания матери. Софико была уже известной актрисой, когда мама вынесла вердикт: «Да! Сегодня я могу с гордостью сказать, что Софико гораздо большая актриса, чем я».
Верико всегда была строга к дочери, а Михаил, наоборот, относился к ней с особой нежностью. Он радовался тому, что Софико унаследовала его юмор и выросла щедрой. Когда она стала студенткой ВГИКа, на деньги, присланные папой, кормила весь свой курс. Однажды в день рождения Софико ей пришёл перевод на 30 рублей и телеграмма: «Доченька, золотая моя, это тебе на торт». На эти деньги Софико накормила вечно голодных друзей. А отцу ответила: «Папочка, дорогой, на торт получила. Пришли на хлеб».
Глава семьи хорошо зарабатывал и баловал своих женщин. После смерти мужа Верико, нуждаясь в деньгах, продала второй этаж дома. Позже Софико хотела его выкупить, но жильцы не согласились. Тогда актриса надстроила третий этаж и поселись там вместе с мужем, детьми и внуками. А на первом этаже устроила музей своих родителей и театр, названный именем мамы. До конца жизни Софико Михайловна хранила вещи отца и матери. Они напоминали о тех временах, когда все были живы и все были вместе.
«У меня ощущение, что со мной Бог», - говорила Софико и называла себя счастливым человеком. Ибо ей было суждено родиться в замечательной семье. И это Софико Чиаурели считала настоящим счастьем.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.